Решение Самарского областного суда от 2 марта 2021 г. N 3а-309/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-309/2021 по административному исковому заявлению М.Т.Н. о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, установил:
Решением собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25.12.2013 N 407/47 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области (далее - Правила землепользования и застройки).
Первоначальный текст документа опубликован в ежемесячном информационном вестнике "В." от 27 декабря 2013 года N 32 (74).
Решением собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 04.02.2016 N 34/10, карта градостроительного зонирования сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области изложена в новой редакции.
Документ опубликован ежемесячном информационном вестнике "В." от 05 февраля 2016 года N 3 (123).
На день принятия указанных Правил землепользования и застройки, внесение изменении в Правила землепользования и застройки Закон Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области" не предусматривал передачу полномочий представительных органов местного самоуправления сельских поселений Самарской области иным органам власти, за исключением полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации) в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации должны быть выданы органами местного самоуправления.
М.Т.Н. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утвержденные решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25.12.2013 N 107/47, в редакции решения собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 04.02.2016 N 34/10, в части установления на Карте градостроительного зонирования сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области подзоны Ж1* зона застройки индивидуальными жилыми домами N 1" с параметрами "Максимальная высота зданий, строений, сооружений -0 м" в территориальной зоне "Ж1 Зона застройки индивидуальными жилыми домами" в отношении земельного участка с кадастровым номером N площадью 700 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
В обосновании заявленных требований М.Т.Н. указала, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N площадью 700 кв. м., расположенный в <адрес>.
22.11.2019 административный истец обратился в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области (далее - Комиссия) с заявлением о предоставлении отклонений от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в подзоне Ж1* в отношении принадлежащего ему земельного участка. Письмом от 15.04.2020 N 12-12-200/1 административному истцу было отказано в принятии решения о предоставлении отклонений от предельных параметров до изучения территории, на которой расположен земельный участок, и утверждения Федеральным агентством Водных ресурсов на территории Волжского района Самарской области границ зон затопления, подтопления.
Административный истец полагает, что оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают её права и законные интересы, предусмотренные статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного Кодекса Российской Федерации, противоречит требованиям пункта 2 части 2, части 4, части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требованиям пункта 16 статьи 1, части 3, пункта 8 части 4 статьи 31 Водного Кодекса Российской Федерации, а также пунктам 3,5 Положения о зонах затопления, подтопления.
В судебное заседание административный истец М.Т.Н. не явилась, обеспечила явку своего представителя.
Представитель административного истца по доверенности Л.И.В. в судебном заседании административные исковые требования просил удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв, в котором в удовлетворении заявленных требований просил отказать, указав, что кадастровый квартал N расположен в границах населенного пункта Власть Труда в функциональной зоне Ж7-зоне садового строительства. С целью соблюдении требований, установленных земельным, водным законодательством Российской Федерации, региональными нормативами градостроительного планирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, в зоне Ж7 устанавливается подзона Ж7* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений -0 м". На картах (схемах) территориального планирования сельского поседения Курумоч отображаются границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий (п.п. "е" п. 3 ч. 6 статьи 19, п. 8 ч. 8 статьи 23 ГрК РФ). Материалы по обоснованию проектов документов территориального планирования в текстовой форме включают перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе содержат отметки уровня воды 1% обеспеченности и катастрофического затопления (п. 6 ч. 5 ст. 19, п "б" ч. 7 ст. 23 ГрК РФ). В рамках реализации государственной программы Самарской области "Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2030 годах", утвержденной правительством Самарской области от 20.10.2013 N 579 (ред. 15.04.2020 г.), министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области проводятся работы по постановке на кадастровым учет границ зон затопления. Таким образом, строительство садового или жилого дома на принадлежащем административному истцу земельном участке, расположенном в кадастровом квартале N возможно, если по результатам данных работ данные участки будут исключены из границ зоны затопления или в Единый государственный реестр недвижимости будут внесены сведения об объекте инженерной защиты от затопления в отношении данной территории.
Заинтересованное лицо администрация сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явилась, о явке извещена надлежащим образом, предоставила суду отзыв на административное исковое заявление, котором в удовлетворении заявленных требований просила отказать по аналогичным доводам.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, о явке извещен надлежащим образом, предоставил отзыв на исковое заявлением, в котором в удовлетворении заявленных административных исковых требований просил отказать, указав в обоснование требований, что территориальная зона Ж1 "Зона застройки индивидуальными жилыми домами", подзона Ж1* "Подзона застройки индивидуальными жилыми домами на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области установлена с целью соблюдения требований установленных земельным, водным законодательством Российской Федерации. Согласно нормативно-техническим требованиям, территории поселений, расположенные на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном и от подтопления грунтовыми водами посыпкой (намывом) или обвалованием. Для территорий, застроенных или подлежащих застройке жилыми и общественными зданиями, за расчетный горизонт высоких вод следует принимать отметку наивысшего уровня воды повторяемостью один раз в 100 лет (вероятность превышения 1%). В соответствии с ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
Представитель заинтересованного лица министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, о явке извещен надлежащим образом, предоставил суду письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором в удовлетворение заявленных административных исковых требований оставил на усмотрение суда, указав, что в нарушение требований ч. 2 ст. 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении не указаны наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части. Согласно ст. 67.1 Водного Кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. Как усматривается из сообщения Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 185.06.2020 сведения об обеспечении инженерной защиты на спорном земельном участке в администрацию не поступали. При этом из буквального содержания указанной нормы права не следует, что защитные сооружения на момент рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка уже должны быть возведены. Каких-либо препятствий для одновременного строительства капитальных строений и защитных сооружений в зоне подтопления действующее законодательство не содержит. В силу пункта 4 Свода правил СП 104.13330.2016 инженерная защита территории от затопления и подтопления", актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85 (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.12.2016 N 964/пр) в качестве основных средств инженерной защиты территорий следует предусматривать обвалование, искусственное повышение поверхности территории, руслорегулирующие сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, систематические дренажные системы, локальные дренажи и другие защитные сооружения. Выбор решений по инженерной защите следует производить на основании технико-экономического сопоставления показателей сравниваемых вариантов (п. 4.15).
Глава сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, администрация муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явились, о явке извещены надлежащим образом, письменных возражений, отзывов суду не предоставили.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, проанализировав оспариваемые административным истцом отдельные положения нормативно-правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, выслушав заключение прокурора, полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случае, когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец, заявитель оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.
В соответствии со статьями 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 24, частью 1 статьи 32, со статьей 33 ГрК РФ генеральный план поселения, правила землепользования и застройки, а также внесение в них изменений утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 7 статьи 6 Устава муниципального района Волжский сельское поселение Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, включает в себя поселок Власть Труда, село Курумоч, железнодорожную станцию Курумоч, железнодорожную станцию Мастрюково, с административным центром в селе Курумоч (официальный сайт собрания Представителей муниципального района Волжский Самарской области https://volzh.samgd.ru/info/).
Как следует из пункта 20 части 1, частей 3,4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Генеральный план сельского поселения Курумоч, утвержден решением собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 09.12.2013 N 6-56/23031, согласован с Правительством Самарской области письмом от 09.10.2013. Решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области N 15/4 от 16.11.2015, в Генеральный план внесены изменения, согласованные с Правительством Самарской области письмом от 05.10.2015 N 6-56/2324.
25 декабря 2013 года Решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области утверждены правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области (далее - Правила) (опубликовано в ежемесячном информационном вестнике "В." от 27.12.2013 N 32 (74)).
Решением собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 04" февраля 2016 N 34/10 карта градостроительного зонирования сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области изложена в новой редакции (опубликовано в ежемесячном информационном вестнике "В." от 05.02.2016 N 3 (123)).
Согласно Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в редакции решения собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 04" февраля 2016 N 34/10 земельный участок с кадастровым номером N расположен в подзоне Ж1* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м".
Административным истцом принятие правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением формы принятия нормативно-правового акта и порядка введения его в действие не оспаривается.
Как следует из статьи 22 Правил землепользования и застройки зона Ж1 предназначена для обеспечения правовых условий формирования жилой застройки из индивидуальных и блокированных жилых домов с размещением необходимых объектов обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры. С целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством Российской Федерации, Региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, в зоне Ж1 устанавливается подзона Ж1* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м".
Согласно выписки из ЕГРН от 24.10.2019, 25.12.2020 административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 700 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования индивидуальная жилая застройка, расположенный по адресу: <адрес>.
29.11.2019 М.Т.Н. обратилась в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предоставлении отклонений от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>
Администрацией муниципального района Волжский Самарской области (ответ N 12-12/200/1 от 15.04.2020) административному истцу было сообщено, что выдача уведомления о соответствии планируемого строительства, принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов, выдача разрешений на строительство объекта и на ввод его в эксплуатацию не предоставляется возможным в связи с тем, что освоение территорий в подзоне Ж1* будет реализовано только после выполнения мероприятий по инженерной подготовке территории с учетом повышения уровня отметки земли выше паводка 1% (пункт 1 части 6 статьи 67.1 Водного Кодекса РФ, пункт 13.6 СП 42.13330.2016 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка территории городских и сельских поселений").
Письмом от 04.09.2019 N 12-12-43705-МФЦ Администрацией муниципального района Волжский Самарской области было сообщено М.Т.Н., что земельный участок с кадастровым номером N, расположен <адрес>*.
Проверяя доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений Правил землепользования и застройки нормам федерального законодательства, суд исходит из следующего.
Как установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью первой статьи 263 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
На основании части 1 статьи 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом. В соответствии со статьями 37 и 38 ГрК РФ в градостроительном регламенте также указываются виды разрешенного использования и предельные параметры объектов капитального строительства.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления (часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к числу которого относится и законодательство о санитарном благополучии населения (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных отношений) затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты.
В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с ВК РФ обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 1 статьи 67.1 названного кодекса).
Согласно части 5 статьи 67.1 ВК РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "О зонах затопления, подтопления" (далее - Положение о зонах затопления, подтопления (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных отношений) предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 названного положения).
Как усматривается из материалов дела, оспариваемыми решениями собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области территория, в которой расположен земельный участок административного истца, отнесена к зоне затопления паводком 1% обеспеченности. На указанный земельный участок распространен запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления, предусмотренный частью 6 статьи 67.1 ВК РФ, в связи с чем письмом администрации муниципального района Волжский Самарской области N 12-12/200/1 от 15.04.2020 административному истцу отказано в принятии решения о предоставлении отклонений от предельно допустимых параметров строительства.
Из приведенных выше требований законодательства следует, что в оспариваемом нормативном правовом акте подлежат отражению только те зоны, которые утверждены в установленном законом порядке.
Вместе с тем, согласно сведениям филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области от 03.02.2021 N 1469 по состоянию на 02 февраля 2021 г. сведения о зонах затопления и подтопления в ЕГРН отсутствуют.
Согласно выписок из ЕГРН по состоянию на 25.12.2020, 24.10.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером N сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия отсутствуют.
Как следует из ответов Нижнее-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (отдел водных ресурсов по Самарской области) от 29.12.2020 N ПМ-29/4337, от 11.02.2021 N ПМ-10/330 зоны затопления и подтопления на территории Самарской области в соответствии с Положением о зонах затопления, подтопления не определены, сведения о границах зон затопления, подтопления для внесения в государственный водный реестр в Единый государственный реестр недвижимости не направлялись.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в отзыве на административное исковое заявление сообщило, что министерством проводится работа по согласованию материалов с организациями, предусмотренными Постановлением правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "О зонах затопления, подтопления" и внесению соответствующих сведений в ЕГРН.
В силу требований ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
Между тем Правила землепользования и застройки не устанавливают такие зоны, а только отображают их на соответствующей карте. Как указывалось выше границы зон затопления, подтопления определялись уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 67.1 ВК РФ в редакции от 21.10.2013), а с момента принятия Положения о зонах затопления, подтопления - Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с требованиями Положения о зонах затопления, подтопления.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в связи с тем, что зоны затопления, подтопления в границах земельного участка с кадастровым номером N не разработаны и не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в части установления подзоны Ж1* в отношении земельного участка с кадастровым номером N противоречит пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 3, части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации N 360 от 18 апреля 2014 года (пунктам 3, 5), и нарушает права административного истца на жилищное строительство.
В связи с изложенным требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части, со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В связи с тем, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт применялся, суд приходит к выводу о признании его недействующим в части с даты вступления решения суда в законную силу.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административные исковые требования М.Т.Н. удовлетворить.
Признать недействующими Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утвержденные решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25.12.2013 N 107/47, в редакции решения собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 04.02.2016 N 34/10, в части установления на Карте градостроительного зонирования сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области подзоны Ж1* зона застройки индивидуальными жилыми домами N 1" с параметрами "Максимальная высота зданий, строений, сооружений -0 м" в территориальной зоне "Ж1 Зона застройки индивидуальными жилыми домами" в отношении земельного участка с кадастровым номером N площадью 700 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "В." в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 12.03.2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 2 марта 2021 г. N 3а-309/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании