Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1120950-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается урегулировать особенности осуществления иностранными страховыми организациями своей деятельности на территории Российской Федерации. Как следует из пояснительной записки, проект направлен на выполнение международных обязательств Российской Федерации, принятых в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО), защиту прав получателей страховых услуг, защиту конкуренции и создание равных условий для субъектов страхового дела в целях эффективного функционирования страхового рынка.
В соответствии с проектируемой редакцией пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон) под иностранной страховой организацией понимается юридическое лицо, зарегистрированное на территории государства-члена ВТО, осуществляющее коммерческое присутствие на территории Российской Федерации путем создания филиала. В связи с этим обращаем внимание на пункты 27 и 29 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение N 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе), согласно которым каждое государство-член Евразийского экономического союза предоставляет лицам любого другого государства-члена, а также лицам, учрежденным ими, в отношении учреждения и деятельности на своей территории режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый лицам третьих государств, а также лицам, учрежденным ими.
Положение проектируемого абзаца девятого пункта 3 статьи 6 Закона, устанавливающего перечень запретов на осуществление страхования иностранными страховыми организациями, следует соотнести с нормой абзаца первого указанного пункта, предусматривающего соответствующие запреты в отношении российских страховых организаций с иностранным участием.
В пункте 1 проектируемой статьи 33.7 Закона не разграничиваются основания для введения временной администрации, которые относятся к деятельности иностранной страховой организации в целом или к деятельности только одного из филиалов такой организации.
Предусмотренную пунктом 4 проектируемой статьи 33.10 Закона очередность удовлетворения требований кредиторов за счет денежных средств гарантийного депозита следует соотнести с очередностью удовлетворения требований кредиторов страховой организации, установленной статьей 184.10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Перечень информации, подлежащей размещению на сайте страховой организации (проектируемая редакция пункта 6 статьи 6 Закона), необходимо дополнить сведениями об операторах финансовых платформ (см. подпункт 10.1 пункта 6 статьи 6 Закона), а перечень решений, о принятии которых иностранная страховая организация должна уведомлять орган страхового надзора (пункт 16 проектируемой статьи 33.2 Закона), - решением о начале процедуры ликвидации такой организации.
Отдельные положения проекта требуют редакционной доработки. Так, следует унифицировать формулировки "иностранные страховые (перестраховочные) организации" и "иностранные страховые организации, в том числе иностранные перестраховочные организации" (проектируемый пункт 7 статьи 1, проектируемый подпункт 2.1 пункта 1 статьи 4.1, проектируемая редакция абзаца третьего пункта 1 статьи 6 Закона). При этом положение проектируемого пункта 7 статьи 1 Закона является излишним. Также нуждаются в унификации формулировки "организация зарегистрирована" (в частности, проектируемая редакция абзаца третьего пункта 1 статьи 6, пункта 8 статьи 32.6, пункты 1, 2 и 6 проектируемой статьи 33.1 Закона), "организация учреждена" (проектируемая редакция пункта 2 статьи 11, пункта 11 статьи 13, пункта 4 статьи 14.1 Закона), "организация имеет место нахождения и адрес" (подпункт 4 пункта 1 проектируемой статьи 33.1 Закона).
Кроме того, в проектируемой редакции абзаца второго пункта 2 статьи 11 Закона требуется уточнить, о национальном законодательстве какого государства (российском или государства учреждения страховщика) идет речь. Положение пункта 6 части 6 проектируемой статьи 33.1 Закона после слов "о коде причины постановки на учет" следует дополнить словами "в налоговом органе". Используемую в пункте 2 проектируемой статьи 33.4 Закона формулировку "расчетный размер ... подлежат подтверждению в заключении российской аудиторской организации" необходимо соотнести с частью 1 статьи 6 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", согласно которой аудиторское заключение содержит "мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица". Содержащееся в пункте 4 проектируемой статьи 33.4 Закона указание на обязательства по сострахованию является излишним. В пункте 2 проектируемой статьи 33.10 Закона содержится ссылка на несуществующий пункт 6 статьи 19 Закона. Требуют редакционной доработки также предлагаемые изменения абзаца первого пункта 7 статьи 6 Закона, абзаца первого пункта 3 статьи 21 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Учитывая, что проектом в связи с предлагаемым отнесением иностранных страховых организаций к субъектам страхового дела предусматривается внесение изменений в отдельные законодательные акты в части раскрытия понятия "финансовая организация" (пункт 20 статьи 1, статьи 6, 16, 20, 19, 22 проекта), полагаем, что аналогичные изменения следует внести, в частности, в пункт 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона "О ломбардах", в абзац второй пункта 1 статьи 10.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", в подпункт 3 части 1 статьи 8, пункт 10.2 статьи 38, подпункт 1 пункта 11 статьи 44 Федерального закона "Об инвестиционных фондах", в пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О центральном депозитарии", в пункт 5 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кроме того, учитывая предлагаемое внесение изменения в часть 3 статьи 16 Федерального закона "О страховании вкладов в банках Российской Федерации", аналогичное изменение следует внести в часть 1 статьи 40 указанного Федерального закона.
Проектируемой редакцией абзаца пятого части первой статьи 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, дополняется иностранными страховыми организациями. Полагаем, что данное положение требует соотнесения с подпунктом 4 пункта 4 статьи 6 указанного Федерального закона, возлагающего на российские страховые организации обязанность по предоставлению непосредственно в уполномоченный орган сведений о совершаемых их клиентами операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.
Отмечаем также, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.