Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1116411-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 1116411-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается урегулирование налоговых отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в федеральной территории "Сириус", включение в состав законодательства о налогах и сборах нормативных правовых актов представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах и определение полномочий этого представительного органа по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов и сборов в федеральной территории "Сириус".
Согласно действующим положениям пункта 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) региональными налогами признаются налоги, которые установлены данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 указанной статьи.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены данным Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
При этом законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Нормами законопроекта пункт 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предлагается дополнить абзацем, согласно которому региональные налоги (то есть налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог), обязательные к уплате в федеральной территории "Сириус", будут устанавливаться, вводиться в действие и прекращать действовать в указанной территории только в соответствии с данным Кодексом. При этом нормами законопроекта пункт 2 статьи 53 и пункт 3 статьи 56 НК РФ предусматривается дополнить положениями, согласно которым соответственно налоговые ставки и льготы по региональным налогам, подлежащим взиманию в федеральной территории "Сириус", устанавливаются только Кодексом. В соответствии с проектируемыми статьями 356.1, 369.1 и 372.1 НК РФ налогообложение в федеральной территории "Сириус" будет производиться соответственно по транспортному налогу по конкретным налоговым ставкам, установленным пунктом 1 статьи 361 Кодекса, по налогу на игорный бизнес по конкретным налоговым ставкам, установленным пунктом 2 статьи 369 НК РФ и по налогу на имущество организаций, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 375 указанного Кодекса, по налоговой ставке в размере 2,2 процента.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 22.12.2020 N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" (далее - Федеральный закон N 437-ФЗ), под федеральной территорией "Сириус" признается имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование, в котором в соответствии с данным Федеральным законом в целях обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения ее инвестиционной привлекательности, необходимости сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, создания благоприятных условий для выявления, самореализации и развития талантов, реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации устанавливаются особенности организации публичной власти и осуществления экономической и иной деятельности.
Положения законопроекта не предоставляют какой-либо налоговой автономии органам публичной власти федеральной территории "Сириус" в отношении регулирования порядка и условий взимания региональных налогов по сравнению с субъектами Российской Федерации, что требует дополнительного обоснования. В данном случае не понятно, почему органам публичной власти федеральной территории "Сириус", являющейся публично-правовом образованием, имеющем общегосударственное стратегическое значение, в отношении региональных налогов не предоставляется аналогичных полномочий, установленных в НК РФ в отношении субъектов Российской Федерации. Кроме того, отсутствие у органов публичной власти федеральной территории "Сириус" налоговых полномочий в отношении установления региональных налогов не будет стимулировать их деятельность по развитию налогового потенциала на соответствующей территории.
Законопроектом также предлагается дополнить пункт 4 статьи 12 НК РФ положениями, предусматривающими, что местные налоги и сборы в федеральной территории "Сириус" устанавливаются данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах и обязательны к уплате в указанной территории, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи. При этом законопроектом предусматривается, что местные налоги и сборы будут вводиться в действие и прекращать действовать в федеральной территории "Сириус" в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах.
Законопроектом предусматривается также дополнение пункта 4 статьи 12 НК РФ нормами, согласно которым при установлении местных налогов представительным органом федеральной территории "Сириус" будут определяться в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Определение иных элементов налогообложения по местным налогам и налогоплательщиков на указанной территории будет определяться НК РФ.
Представительному органу федеральной территории "Сириус" предлагается предоставить возможность определения в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, налоговой базы, налоговых льгот, оснований и порядка их применения. При установлении местных сборов представительному органу данной федеральной территории предоставляется возможность в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, устанавливать ставки сборов, а также льготы по их уплате, основания и порядок применения данных сборов.
Таким образом, законопроектом предоставляется налоговая автономия органам публичной власти федеральной территории "Сириус" в отношении местных налогов и сборов, которая предоставлена в настоящее время нормами НК РФ органам местного самоуправления.
Кроме того, нормами законопроекта, предусмотренные НК РФ положения в отношении органов местного самоуправления, предлагается распространить на соответствующие органы публичной власти федеральной территории "Сириус". В частности, законопроектом предусматривается:
- установление полномочий финансовых органов федеральной территории "Сириус" по даче письменных разъяснений налоговым органам, налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах;
- право налогоплательщиков получать от финансовых органов федеральной территории "Сириус" разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах;
- предоставление полномочий представительному органу федеральной территории "Сириус" по определению дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам, а также дополнительных оснований и иных условий предоставления отсрочки и рассрочки по уплате в федеральной территории "Сириус" местных налогов, пеней и штрафов (помимо оснований, предусмотренных нормами НК РФ);
- исключение из объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость отдельных операций по передаче на безвозмездной основе имущества (работ, услуг) органам публичной власти федеральной территории "Сириус", а также по передаче на безвозмездной основе имущества в казну федеральной территории "Сириус" по аналогии с операциями по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) органам местного самоуправления;
- освобождение органов публичной власти федеральной территории "Сириус" от уплаты государственной пошлины при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 НК РФ;
- возможность учета особенностей, установленных статьей 105.4 НК РФ, при признании цен рыночными для целей налогообложения в случае, если регулирование цен осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами федеральной территории "Сириус".
Кроме того, законопроектом пункт 7 статьи 67 НК РФ предлагается дополнить абзацем, согласно которому нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах, подлежащих уплате в федеральной территории Сириус", могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита (помимо оснований, предусмотренных нормами НК РФ).
Следует отметить, что в части 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации предусматривается, что на территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. В связи с этим помимо федеральной территории "Сириус" в соответствии с федеральными законами могут быть созданы иные федеральные территории. Поэтому не понятно, почему нормами законопроекта регулируются вопросы участия только органов публичной власти федеральной территории "Сириус" в налоговых правоотношениях и не упоминается возможности участия других федеральных территориях в соответствующих правоотношениях, которые, в последствии, могут быть созданы в связи принятием отраслевых федеральных законов.
При этом необходимо учитывать, что законопроектом N 1115645-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус" предусматривается включение в бюджетные правоотношения всех федеральных территорий, правовой статус которых, а также порядок их создания и организации деятельности будут регулироваться отраслевым законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом N 437-ФЗ.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендовать Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.