Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 17 марта 2021 г. N 162-П
Обстоятельства авиационных происшествий с единичным экземпляром воздушного судна дельталетом Форсаж RA-0571G и вертолетом Ми-2 RA-15746
13 июля 2019 г. в Кимрском районе Тверской области на единичном экземпляре воздушного судна (далее - ЕЭВС) дельталете Форсаж RA-0571G выполнялся полет по маршруту: посадочная площадка населенного пункта Владышино - район населенного пункта Горицы - посадочная площадка населенного пункта Владышино. На борту дельталета находились командир воздушного судна (далее - КВС) и пассажир (собственник воздушного судна).
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с ЕЭВС дельталетом Форсаж RA-0571G (далее - комиссия по расследованию) установлено, что КВС и собственник воздушного судна планировали в полете выполнение "глубоких спиралей" и заходов на посадку с имитацией отказа двигателя.
Полет проходил на истинных высотах от 300 м до 1400 м с периодическим снижением до 30-40 м и неоднократным выключением и запуском двигателя.
В районе населенного пункта Горицы, на высоте 750 м, КВС установил обороты двигателя на режим "малый газ" и перевел дельталет на снижение. Снижение осуществлялось по спирали с правым креном до 45° и максимальной вертикальной скоростью до 10 м/с. После выхода из спирали, КВС продолжил снижение и на высоте 20 м начал выполнять левый разворот, наиболее вероятно, для выполнения посадки или имитации посадки на площадку, подобранную с воздуха. Находясь в развороте, на высоте 10-15 м, дельталет столкнулся с деревьями лесополосы на границе поля.
В результате авиационного происшествия КВС и пассажир погибли, ВС получило значительные повреждения.
В ходе расследования комиссией по расследованию установлено:
КВС не имел свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна, а также медицинского заключения установленного образца;
при выполнении захода на посадку КВС не выполнил пункт 4.12.1 Руководства по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) дельталета Форсаж RA-0571G "Четвертый разворот рассчитывается таким образом, чтобы после выхода из него дельталет оказался строго на посадочной глиссаде, по оси посадочной площадки. Планирование с высоты 50 метров выполнять только по прямой допуская только небольшие корректирующие маневры. Типичной ошибкой при заходе на посадку является "срезание" четвертого разворота, т.е. выход под углом к посадочной площадке.";
срок действия сертификата летной годности ЕЭВС дельталета Форсаж RA-0571G истек 12 июля 2012 г. и далее не продлевался.
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятно, авиационное происшествие с ЕЭВС дельталетом Форсаж RA-0571G явилось следствием сочетания следующих факторов:
- ошибка КВС в расчете траектории при выполнении захода на посадку с задросселированным двигателем;
- непринятие своевременного решения о прекращении захода;
- неучет положений п. 4.12.1 РЛЭ в части высоты выполнения 4-го разворота.
Из-за отсутствия необходимых документов комиссии не удалось установить уровень подготовки КВС в качестве пилота дельталета и его возможное влияние на исход аварийного полета. При этом, в нарушение воздушного законодательства, пилот выполнял полеты, не имея свидетельства специалиста авиационного персонала.".
01 июня 2020 г. днем в визуальных метеорологических условиях в районе станицы Старонижестеблиевская (Красноармейский район, Краснодарский край) собственник вертолета Ми-2 RA-15746 выполнял полет с целью тренировки по маршруту: посадочная площадка станицы Ивановская - район станицы Старонижестеблиевская - посадочная площадка станицы Ивановская.
Полет проходил на истинной высоте около 30 м и скорости 120 км/ч. Через 5-7 мин полета, пилот решил выполнить посадку на посадочную площадку, подобранную с воздуха (грунтовая дорога в системе рисовых полей в районе станицы Старонижестеблиевская). Посадка выполнялась по-вертолетному с использованием влияния "воздушной подушки". При выполнении посадки, в процессе зависания на высоте 2-3 м, в результате потери пилотом контроля над пространственным положением вертолета, вертолет начал смещаться в сторону рисового чека, появилась тенденция к кренению, а также так называемый "угловой эффект", возникающий когда "воздушная подушка" пропадает под частью ометаемой несущим винтом площади. Пилоту не удалось парировать интенсивное развитие крена и вертолет, задев лопастями несущего винта поверхность рисового поля, опрокинулся на правый борт.
В результате авиационного происшествия управлявший вертолетом собственник ВС не пострадал, вертолет получил значительные повреждения.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с вертолетом Ми-2 RA-15746 (далее - комиссия по расследованию) установлено:
собственник ВС не имел свидетельства пилота, не прошел соответствующей подготовки и не обладал навыками, необходимыми для управления вертолетом;
вертолет Ми-2 RA-15746 не имел действующего сертификата летной годности (срок действия истек в 2010 году). Эксплуатационно-техническая документация вертолета не велась, техническое обслуживание собственник выполнял самостоятельно, не имея соответствующей подготовки и свидетельства авиационного специалиста по техническому обслуживанию и ремонту ВС.
Комиссией по расследованию не удалось установить точное место авиационного происшествия, так как вертолет был эвакуирован с места авиационного происшествия собственником на посадочную площадку станицы Ивановская без соответствующего уведомления и разрешения.
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятно, причиной АП с вертолетом Ми-2 RA-15746 явилось отсутствие у пилота достаточной подготовки и навыков для выполнения самостоятельных полетов на вертолете Ми-2, что привело к потере контроля над пространственным положением вертолета на этапе зависания при выполнении посадки на посадочную площадку ограниченных размеров, подобранную с воздуха.".
Подробная информация о результатах расследования авиационных происшествий с ЕЭВС дельталетом Форсаж RA-0571G и вертолетом Ми-2 RA-15746 приведена в Окончательном отчете, размещенном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 17 марта 2021 г. N 162-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.