Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 июня 2004 г. N КА-А41/4714-04-П
(извлечение)
ОАО "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании незаконным и недействующим п. 4.2 приложения 1 к протоколу Правления Энергетической комиссии Московской области от 18.02.03 N 5.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.08.03 иск удовлетворен.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.10.03 решение суда от 06.08.03 отменено в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
До принятия решения ОАО "Мосэнерго" уточнило заявленные требования и просило признать недействующими п. 4.2 приложения 1 и п. 12 Примечаний к приложению 1 к протоколу Правления Энергетической комиссии Московской области от 18.02.03 N 5.
В процессе рассмотрения дела суд осуществил замену ответчика на его правопреемника - Энергетический комитет Московской области.
Решением суда от 15.04.04 оспариваемый протокол признан не соответствующим ст. ст. 3, 4, 6 Федерального закона Российской Федерации от 14.04.95 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", п.п. 1, 2 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", п. п. 7, 10, 17, 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226), п. 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226) пп. 2, 16, 18 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных постановлением ФЭК РФ от 31 июля 2002 г N 49-Э/8, и недействующим в части п. 4.2 Приложения 1 к протоколу Правления Энергетической комиссии Московской области от 18.02.03 N 5 (Прейскурант N 2003/1-МО).
Не согласившись с выводами суда, Энергетический комитет Московской области настаивает на отмене судебного акта по основаниям неправильного применения арбитражным судом норм материального права. По мнению ответчика отпускной тариф ОАО "Мосэнерго" установлен в соответствии с "Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными постановлением ФЭК РФ от 31 июля 2002 г. N 49-э/8. Ответчик считает необоснованным вывод суда о том, что установленный п. 4.2 Приложения 1 к протоколу Правления Энергетической комиссии Московской области от 18.02.03 N 5 тариф в 48 коп./кВтч. является пониженным, так как согласно п. 12 Примечаний к Приложению 1 этот тариф является средним, а установление на его основе тарифа для каждой конкретной энергоснабжающей организации осуществляется отдельным протоколом ЭКМО. На момент подачи иска протоколы по каждой энергоснабжающей организации приняты не были, в связи с чем права заявителя нарушены не были.
В судебном заседании представители Энергетического комитета Московской области поддержали требования кассационной жалобы по вышеуказанным доводам, представители ОАО "Мосэнерго" возражали против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Представители 3-его лица ТУ МАП по г. Москве и МО в представленном отзыве и в судебном заседании, указали, что согласно Федеральному закону Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.95 г. N 41-ФЗ, Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, п. 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации решение регулирующего органа об установлении пониженных (льготных) тарифов для отдельных хозяйствующих субъектов подлежит предварительному согласованию с антимонопольным органом в установленном порядке. Поскольку в территориальный орган МАП России обжалуемый протокол согласования не поступал, установление нарушений п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не представляется возможным.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из установленных судом обстоятельств усматривается, что п. 4.2 Приложения 1 "Прейскурант 2003/1-МО "Тарифы на электрическую и тепловую энергию" к Протоколу правления Энергетической комиссии Московской области от 18.02.03 N 5 для энергоснабжающих организаций муниципальных образований в числе прочих потребителей утвержден одноставочный тариф в размере 48 коп. за кВтч. Согласно п. 12 Примечаний к Протоколу 1 данный тариф является средним, тариф для каждой энергоснабжающей организации устанавливается отдельным протоколом регулирующего органа.
Признавая указанный протокол недействующим в оспариваемой части, арбитражный суд исходил из того, что он не соответствует требованиям закона и нарушает права ОАО "Мосэнерго".
При этом суд указал, что Энергетический комитет Московской области не доказал экономическую обоснованность установленного для ОАО "Мосэнерго" и энергоснабжающих организаций муниципальных образований тарифа в размере 48,0 коп./кВтч. Суд пришел к выводу, что указанный тариф является пониженным, поскольку явно ниже как среднего отпускного тарифа по Московской области, так и ниже себестоимости электроэнергии, отпускаемой ОАО "Мосэнерго". Суд установил в действиях Энергетического комитета Московской области по установлению такого тарифа также нарушение императивных требований в области регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, в силу которых не допускается установление регулирующими органами пониженных (льготных) тарифов для отдельных потребителей без определения источника и механизма компенсации льгот и не допускается принятие решений о компенсации льгот за счет хозяйствующих субъектов без их согласия.
Выводы суда сделаны на основании всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу и объективной оценки доказательств, правильного применения норм материального права.
Как правильно указал суд, в силу ст. ст. 4, 6 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. Энергетический комитет Московской области осуществляет регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию на территории субъекта РФ в соответствии с целями и принципами, указанными в законе и исходя из установленных Правительством РФ и федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий основ ценообразования.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. основой государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) является установление экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Доказательства экономической обоснованности среднего тарифа в размере 48 коп./кВтч., установленного для энергоснабжающих организаций муниципальных образований, а именно заключение экспертизы, расчеты, обосновывающие тариф в указанном размере, Энергетическим комитетом Московской области суду не представлено.
Однако обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую, обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу ч. 6 ст. 194 АПК РФ, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В то же время судом на основании Протокола ЭКМО N 5 от 18.02.2003 установлено, что средний тариф на электроэнергию для Московской области установлен в размере 82 коп/кВтч., при том что себестоимость электроэнергии согласно указанному Протоколу составляет 62,394 коп/кВт.ч. Таким образом, тариф установленный для энергоснабжающих организаций муниципальны
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 июня 2004 г. N КА-А41/4714-04-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст постановления в извлечениях и тезиса к нему опубликован в журнале "Вопросы правоприменения. Судебно-арбитражная практика Московского региона", 2007 г., N 3