Постановление Администрации Одинцовского городского округа Московской области
от 30 марта 2021 г. N 915
"Об утверждении Положения о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Одинцовского городского округа Московской области"
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" и приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 579, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 366 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Одинцовского городского округа Московской области.
2. Постановление администрации Одинцовского городского округа Московской области от 23.08.2019 N 354 "Об утверждении Положения о местной системе оповещения населения Одинцовского городского округа Московской области" (в редакции от 13.02.2020 N 381) признать утратившим силу.
3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации, а также разместить на официальном сайте Одинцовского городского округа Московской области в сети Интернет.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Одинцовского городского округа Ширманова М.В.
Глава Одинцовского городского округа |
А.Р. Иванов |
Утверждено
постановлением администрации
Одинцовского городского округа
Московской области
от 30.03.2021 N 915
Положение
о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Одинцовского городского округа Московской области
I. Общие положения
1. Положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Одинцовского городского округа Московской области (далее - Положение) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2008 N 381 "О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей";
- приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения";
- приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 579, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 366 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения";
- СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90 (утвержден и введен в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.11.2014 N 705/пр);
- СП 133.13330.2012. Свод правил. Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования (утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 05.04.2012 N 159);
- Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения (утверждены протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19.02.2021 N 1);
- Методическими рекомендациями по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (утверждены Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2013 г.).
2. Положение определяет основные понятия, назначение, задачи и требования к муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Одинцовского городского округа Московской области (далее - муниципальная система оповещения, МСО), порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО) и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны, звена Одинцовского городского округа Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МОСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по муниципальной системе оповещения населения.
4. Муниципальная система оповещения включается в систему управления ГО и звена Одинцовского городского округа МОСЧС, обеспечивающих доведение до населения, органов управления и сил ГО и звена Одинцовского городского округа МОСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, громкоговорящих средств, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных.
5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент муниципальной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления звена Одинцовского городского округа МОСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
6. Системы оповещения населения на территории городского округа создаются на следующих уровнях функционирования звена Одинцовского городского округа МОСЧС:
- на муниципальном уровне - муниципальная система оповещения;
- на объектовом уровне - локальные системы оповещения.
Муниципальную систему оповещения создает администрация Одинцовского городского округа.
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
Границами зон действия муниципальной системы оповещения являются административные границы Одинцовского городского округа.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления - на расстоянии до 6 км от объектов).
7. КСЭОН создается на муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
8. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
9. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приказе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
На системы оповещения населения оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении 2 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 365 от 31.07.2020.
II. Назначение и основные задачи систем оповещения населения
10. Системы оповещения населения предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и звена Одинцовского городского округа МОСЧС.
11. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и звена Одинцовского городского округа МОСЧС;
- сил ГО и РСЧС муниципального образования;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 6 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории Одинцовского городского округа.
12. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, перечисленные в пункте 6 настоящего Положения, объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
13. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органа повседневного управления звена Одинцовского городского округа МОСЧС.
III. Создание и реконструкция систем оповещения населения
14. Основанием для создания (реконструкции) муниципальной системы оповещения населения является нормативный акт администрации Одинцовского городского округа, в котором определяются:
цель работ;
задачи работ;
этапы и сроки реализации работ;
заказчик-координатор работ;
источники финансирования и объемы бюджетных ассигнований на реализацию работ;
индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов работ;
контроль работ.
15. Мероприятия создания (реконструкции) муниципальной системы оповещения населения проводятся в три этапа:
первый этап - планирование, подготовка к проектированию (проектно-изыскательские работы) и проектирование муниципальной системы оповещения населения с учетом мероприятий по обеспечению информационной безопасности;
второй этап - поставка оборудования, проведение монтажных и пусконаладочных работ, выполнение мероприятий по обеспечению информационной безопасности;
третий этап - приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения населения.
16. На первом этапе:
разрабатывается план мероприятий по созданию (реконструкции) муниципальной системы оповещения населения;
разрабатывается техническое задание на создание (реконструкцию) муниципальной системы оповещения населения;
в соответствии с законодательством определяется проектная организация и заключается муниципальный контракт на выполнение проектных работ;
у операторов связи и вещания, балансодержателей (собственников) зданий и сооружений, где планируется установка и функционирование технических средств оповещения (далее - ТСО), запрашиваются технические условия на размещение ТСО и подключение их к сетям связи и вещания, сети электропитания и системам заземления и др. требования;
проводится проектирование.
17. На основании нормативного правового акта администрации Одинцовского городского округа заказчиком-координатором работ разрабатывается план мероприятий по созданию (реконструкции) муниципальной системы оповещения населения, согласовывается с территориальным органом МЧС России и утверждается в порядке, установленном администрацией Одинцовского городского округа.
18. Техническое задание на создание (реконструкцию) муниципальной системы оповещения населения является основным документом, определяющим требования к системе оповещения населения, порядок ее создания (реконструкции) и приема в эксплуатацию.
Форма и разделы технического задания определяются ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы".
Техническое задание разрабатывается заказчиком-координатором работ и согласовывается с территориальным органом МЧС России на предмет соответствия требований к системе оповещения требованиям законодательства, а также с операторами связи и вещания, собственниками студий (вещателями) сети связи и студии вещания которых задействуются в системе оповещения.
В ходе разработки технического задания также учитываются:
сведения о населенных пунктах и населении, на территории которых должна функционировать система оповещения населения;
пункты управления системой оповещения населения;
особенности организационно-технического построения существующей (при наличии) муниципальной системы оповещения населения;
особенности организационно-технического построения территориальных сетей связи и вещания и перспективы их развития;
требования к защите информации;
сопрягаемые с системой оповещения взаимодействующие автоматизированные системы РСЧС и ГО (взаимодействие с другими автоматизированными системами РСЧС и ГО определяется Планом гражданской обороны и защиты населения Одинцовского городского округа (при наличии) и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Одинцовского городского округа;
наличие и функционирование организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, других потенциально опасных объектов и объектов экономики, мест массового пребывания населения и т.д.;
виды угроз в зонах экстренного оповещения и сведения о системах мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
19. На основании технического задания проектной организацией выполняются проектно-изыскательские работы.
Проектно-изыскательские работы выполняются на всю систему оповещения в целом.
20. Проектно-сметную документацию рекомендуется разрабатывать в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию", сводами правил и государственными стандартами и другими нормативными актами, регламентирующими создание автоматизированных систем и разработку документации на них.
21. В ходе проектирования с балансодержателями (собственниками) зданий и сооружений, на (в) которых планируется установка ТСО, осуществляется согласование (получение технических условий) размещения и подключения ТСО (ответственный за согласование вопросов размещения и подключения технических средств оповещения определяется муниципальным контрактом на разработку проектно-сметной документации).
Разделы "Пояснительная записка" и "Технологические решения" проектно-сметной документации согласовываются:
с операторами связи и вещания, сети связи и вещания, а также помещения которых задействуются в системе оповещения населения;
с территориальным органом МЧС России, осуществляющим координацию и контроль деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, на предмет соответствия и полноты реализуемых системой оповещения задач и функций.
После согласования проектно-сметная документация утверждается заказчиком-координатором работ.
22. До начала создания системы, имеющей в своем составе радиоэлектронные средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование (изменения состава сооружения (объекта), связанного с установкой новых радиоэлектронных средств), в соответствии с законодательством Российской Федерации заказчиком-координатором работ должно быть получено разрешение на использование радиочастот.
23. При условии недостаточного финансирования мероприятий создания (реконструкции) системы оповещения населения допускается поэтапная их реализация (вводимая очередь) в соответствии с отраслевой муниципальной программой Одинцовского городского округа.
24. На втором этапе:
а) заказчиком-координатором работ:
- определяется подрядчик и при необходимости субподрядчики на выполнение работ по созданию (реконструкции) муниципальной системы оповещения населения;
- в соответствии с проектно-сметной документацией заключаются муниципальные контракты на поставку оборудования и необходимых материалов (в случае, если подрядчик не осуществляет поставку оборудования);
- в соответствии с проектно-сметной документацией с операторами связи и вещания и балансодержателями (собственниками) зданий и сооружений, где планируется установка и функционирование ТСО, заключаются муниципальные контракты на размещение, охрану и подключение ТСО к соответствующим сетям;
- осуществляется разработка и реализация комплекса мероприятий по обеспечению информационной безопасности (проведение аттестации объекта по требованиям безопасности информации);
- осуществляется разработка комплекса организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования ТСО муниципальной системы оповещения населения;
б) подрядчиком:
- разрабатывается календарный план строительно-монтажных и пуско-наладочных работ. План согласовывается с заказчиком-координатором работ;
- осуществляется в соответствии с проектно-сметной документацией поставка оборудования и необходимых материалов;
- проводятся строительно-монтажные, в том числе подключение к сетям связи и вещания, а также пуско-наладочные работы;
- проводится обучение правилам эксплуатации ТСО оперативного дежурного и технического персоналов ЕДДС;
- по согласованию с заказчиком-координатором работ проводятся предварительные испытания на соответствие муниципальной системы оповещения населения требованиям технического задания и проектно-сметной документации, в процессе которых все параметры оборудования и системы должны быть доведены до нормативных, и оформляется акт по результатам предварительных испытаний;
- готовятся протоколы о соответствии смонтированного оборудования муниципальной системы оповещения населения утвержденной проектно-сметной документации, о результатах контрольных измерений, испытаний и опробования оборудования и системы;
- разрабатывается и согласовывается с заказчиком-координатором работ и с территориальным органом МЧС России Программа и методики приемо-сдаточных испытаний (далее - ПМИ);
- заказчику-координатору работ направляются уведомление о завершении строительства, готовности системы оповещения к проведению испытаний и приему в эксплуатацию, а также предложения о сроках проведения испытаний и составе приемочной комиссии (от подрядных организаций).
25. На третьем этапе:
Основанием для начала работ по приемке муниципальной системы оповещения в эксплуатацию является распорядительный документ заказчика-координатора о назначении приемочной комиссии и проведении мероприятий по вводу в эксплуатацию.
В состав приемочной комиссии включаются представители:
- органов местного самоуправления;
- ЕДДС;
- территориального органа МЧС России;
- территориального органа Роскомнадзора;
- операторов связи и вещания, собственников студий (вещателей), сети связи и студии вещания, которые задействованы в системе оповещения населения;
- подрядчика и субподрядчиков (при наличии).
Председателем приемочной комиссии назначается представитель заказчика-координатора.
Необходимые условия для работы приемочной комиссии создают заказчик-координатор и подрядчик.
Работу приемочной комиссии организует ее председатель.
Секретарем приемочной комиссии разрабатывается план работы комиссии, который утверждается председателем приемочной комиссии.
В ходе работы приемочная комиссия в соответствии с техническим заданием и ПМИ проводит обследование (проверяет состав и функционирование) системы оповещения населения, выполняет проверку функциональных свойств оконечных средств оповещения и проверяет наличие следующих документов:
- утвержденной проектно-сметной документации на систему оповещения населения;
- перечня используемых ТСО с указанием их наименования (типа) и серийного номера;
- утвержденного акта (протоколов) по результатам испытаний системы оповещения населения, проведенных подрядчиком до предъявления его к приемке в эксплуатацию;
- комплекта эксплуатационной документации на систему оповещения населения, включая инструкции по эксплуатации ТСО;
- разрешений на использование радиочастот и на эксплуатацию радиоэлектронных средств (при необходимости);
- санитарных паспортов на оборудование системы оповещения (при наличии к нему требований по соблюдению санитарных норм);
- документов, подтверждающих проведение обучения специалистов для работы на оборудовании, входящем в состав системы оповещения населения, в том числе знание ими правил технической эксплуатации, техники безопасности и охраны труда (если для эксплуатации ТСО предусматривается обслуживающий персонал);
- муниципальных контрактов на присоединение к соответствующим сетям связи (если это требуется в соответствии с законодательством);
- перечня средств измерений, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, и сведений об их поверке.
Также в ходе работы приемочная комиссия проверяет соответствие вводимой в эксплуатацию системы оповещения населения проектно-сметной документации.
26. В случае расхождения системы оповещения населения с проектно-сметной документацией исполнителем работ принимаются меры по доработке системы в соответствии с документацией. При обнаружении комиссией (исполнителем работ) в проектно-сметной документации неточностей, в результате которых созданная система оповещения населения не выполняет заданных требований, - в проектно-сметную документацию вносятся необходимые дополнения (уточнения), а система дорабатывается.
27. По результатам работы приемочная комиссия оформляет акт с выводами и предложениями о возможности (невозможности) приема системы оповещения населения в эксплуатацию (при невозможности приема в акте указываются обоснованные причины). Акт оформляется в соответствии с приложением N 4 к Методическим рекомендациям по созданию и реконструкции систем оповещения, утвержденным протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19.02.2021 N 1 (далее - Методические рекомендации по созданию и реконструкции систем оповещения).
Акт утверждается председателем приемочной комиссии.
Приложением к акту включается план-график устранения недостатков (при наличии таковых), не препятствующих началу эксплуатации системы оповещения населения, подготовленный генеральным подрядчиком (исполнителем работ) совместно с государственным заказчиком-координатором работ.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
27. Юридической основой принятия муниципальной системы оповещения населения в эксплуатацию является распорядительный документ администрации Одинцовского городского округа о принятии муниципальной системы оповещения населения в эксплуатацию и организации ее эксплуатации. Распорядительный документ принимается на основании положительных выводов акта приемочной комиссии.
28. Допускается при необходимости проведение в течение 2-3 месяцев опытной эксплуатации системы оповещения населения, в ходе которой должны быть подтверждены соответствие фактических значений характеристик системы оповещения населения заданным и готовность персонала к работе в условиях функционирования системы оповещения населения и при необходимости доработаны система оповещения населения и документация.
29. После завершения опытной эксплуатации повторно организуются и проводятся испытания системы оповещения населения, по результатам которых принимается решение о вводе ее в эксплуатацию.
30. На принятую в эксплуатацию муниципальную систему оповещения населения администрация Одинцовского городского округа оформляется паспорт по форме, рекомендованной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
Сведения о принятой системе оповещения населения в эксплуатацию администрацией Одинцовского городского округа вносятся в положение о муниципальной системе оповещения.
31. В ходе работ по модернизации системы оповещения замена (доработка) отдельных элементов (устройств, блоков) составных частей системы осуществляется (при наличии специалистов с необходимой квалификацией) балансодержателем ТСО, поставщиком оборудования либо организацией, осуществляющей эксплуатационно-техническое обслуживание.
При этом, вывод из эксплуатации устаревших элементов (устройств, блоков) составных частей системы и взамен них ввод в эксплуатацию новых элементов (устройств, блоков) составных частей осуществляется на основании распорядительного документа балансодержателя ТСО.
32. В ходе развития (строительства) городов, других населенных пунктов, районов (кварталов) городов, жилых комплексов и т.д. администрацией Одинцовского городского округа проводятся мероприятия по совершенствованию (развитию, дооборудованию) муниципальной системы оповещения.
Мероприятия по планированию, монтажу, пуско-наладке и вводу в эксплуатацию вновь устанавливаемых ТСО и других подсистем системы оповещения населения аналогичны мероприятиям по строительству и вводу в эксплуатацию муниципальной (региональной) системы оповещения.
33. На объектовом уровне функционирования РСЧС и ГО, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создаются локальные системы оповещения.
При новом строительстве, реконструкции или расширении производства объекта со строительством, проведении капитального ремонта объекта, являющегося капитальным строительством, разрабатывается проектно-сметная документация, в состав которой отдельным разделом инженерно-технических мероприятий гражданской обороны входит проект на создание (реконструкцию) локальной системы оповещения объекта.
В иных случаях объектом разрабатывается план мероприятий по созданию локальной системы оповещения с указанием сроков работ и источников финансирования. План согласовывается с территориальным органом МЧС России, координирующим эту работу.
34. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также статьями 6, 48 и 49 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" проектно-сметная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе.
Порядок проведения экспертизы проектно-сметной документации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
35. Техническое задание на создание локальной системы оповещения разрабатывает заказчик-собственник объекта или организация, эксплуатирующая объект в соответствии с действующим законодательством.
Перед разработкой технического задания на создание локальной системы оповещения определяется зона действия локальной системы оповещения на основании данных декларации промышленной безопасности (паспорта безопасности) объекта.
В процессе разработки технического задания на создание локальной системы оповещения у администрации Одинцовского городского округа заказчиком запрашиваются технические условия на сопряжение локальной системы оповещения с муниципальной системой оповещения населения по форме, указанной в приложении N 3 Методических рекомендаций по созданию и реконструкции систем оповещения.
При разработке технического задания на создание локальной системы оповещения учитываются:
- требования пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- требования Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 365 от 31.07.2020, в т.ч. требования к защите информации;
- перечень основных возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;
- краткое описание сценариев наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий;
- данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов для описанных сценариев аварии;
- сведения о возможном числе потерпевших, включая погибших среди работников и других физических лиц с указанием максимально возможного количества потерпевших (физических лиц);
- сведения о системе мониторинга чрезвычайных ситуаций объекта.
36. Техническое задание и проектно-сметная документация на создание локальной системы оповещения согласовываются с администрацией Одинцовского городского округа.
Согласование технического задания и проектно-сметной документации проводят должностные лица администрации Одинцовского городского округа, уполномоченные на организацию и осуществление мероприятий по созданию (модернизации) и поддержанию в состоянии готовности системы оповещения населения.
37. Мероприятия по строительству и вводу в эксплуатацию локальной системы оповещения аналогичны мероприятиям по монтажу, пуско-наладке и вводу в эксплуатацию региональной (муниципальной) системы оповещения населения.
38. Положением о системах оповещения населения, утвержденным совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 365 от 31.07.2020, определены требования к защите информации в системах оповещения населения.
39. Система оповещения населения, как правило, имеет многоуровневую структуру:
- уровень пользовательского (дежурной (дежурно-диспетчерской) службы органа повседневного управления РСЧС, ответственной за включение (запуск) системы оповещения населения) управления (верхний уровень);
- уровень автоматического управления (средний уровень);
- уровень ввода (вывода) данных исполнительных устройств (нижний (полевой) уровень);
а) на уровне пользовательского (дежурной (дежурно-диспетчерской) службы органа повседневного управления РСЧС, ответственной за включение (запуск) системы оповещения населения) управления:
- пользовательские (дежурной (дежурно-диспетчерской) службы органа повседневного управления РСЧС, ответственной за включение (запуск) системы оповещения населения), инженерные автоматизированные рабочие места, серверы с установленным на них общесистемным и прикладным программным обеспечением, телекоммуникационное оборудование (коммутаторы, маршрутизаторы, межсетевые экраны, иное оборудование), а также каналы связи;
б) на уровне автоматического управления:
- программируемые логические контроллеры, иные технические средства с установленным программным обеспечением, получающие данные с нижнего (полевого) уровня, передающие данные на верхний уровень для принятия решения по управлению объектом и (или) процессом и формирующие управляющие команды (управляющую (командную) информацию) для исполнительных устройств, а также сеть передачи данных;
в) на уровне ввода (вывода) данных (исполнительных устройств):
- датчики ЧС, системы мониторинга, оконечные средства оповещения, устройства перехвата речевых и видеотрактов, иные аппаратные устройства с установленными в них микропрограммами и машинными контроллерами.
Количество уровней системы оповещения населения и ее состав на каждом из уровней зависит от выполняемых ею целевых функций. На каждом уровне системы оповещения населения по функциональным, территориальным или иным признакам могут выделяться дополнительные сегменты.
40. В системе оповещения населения объектами защиты являются:
- информация (данные) о параметрах (состоянии) ТСО или процесса оповещения (входная (выходная) информация, управляющая (командная) информация, контрольно-измерительная информация, иная критически важная (технологическая) информация);
- ТСО, включающие технические средства (в том числе автоматизированные рабочие места, промышленные серверы, телекоммуникационное оборудование, каналы связи, программируемые логические контроллеры, исполнительные устройства, за исключением оконечных средств оповещения (громкоговорителей и электросирен), программное обеспечение (в том числе микропрограммное, общесистемное, прикладное), а также средства защиты информации.
41. Защита информации в системе оповещения населения достигается путем принятия в рамках системы защиты системы оповещения населения совокупности организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования системы оповещения населения и управляемого (контролируемого) ТСО и (или) процесса, на локализацию и минимизацию последствий от возможной реализации угроз безопасности информации, восстановление штатного режима функционирования системы оповещения населения в случае реализации угроз безопасности информации.
42. Принимаемые организационные и технические меры защиты информации:
- должны обеспечивать доступность обрабатываемой в системе оповещения населения информации (исключение неправомерного блокирования информации), ее целостность (исключение неправомерного уничтожения, модифицирования информации), а также, при необходимости, конфиденциальность (исключение неправомерного доступа, копирования, предоставления или распространения информации);
- должны соотноситься с мерами по эксплуатационной, физической, пожарной, экологической, радиационной безопасности, иными мерами по обеспечению безопасности системы оповещения населения и управляемого (контролируемого) ТСО и (или) процесса;
- не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования системы оповещения населения.
43. Проведение работ по защите информации в соответствии с Требованиями к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденными приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации от 14 марта 2014 г. N 31, и Требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденными приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. N 17, в ходе создания (реконструкции) и эксплуатации системы оповещения населения осуществляется государственным заказчиком-координатором работ и (или) генеральным подрядчиком (исполнителем) работ самостоятельно и (или) при необходимости с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, имеющих лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
44. Для обеспечения защиты информации в системе оповещения населения проводятся следующие мероприятия:
- формирование требований к защите информации в системе оповещения населения;
- разработка системы защиты системы оповещения населения;
- внедрение системы защиты системы оповещения населения и ввод ее в действие;
- обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации системы оповещения населения;
- обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации системы оповещения населения.
45. Формирование требований к защите информации в системе оповещения населения осуществляется государственным заказчиком-координатором работ.
Формирование требований к защите информации в системе оповещения населения осуществляется с учетом ГОСТ Р 51583 "Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения" (далее - ГОСТ Р 51583), ГОСТ Р 51624 "Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 51624) и нормативных документов субъекта Российской Федерации и в том числе включает:
- принятие решения о необходимости защиты информации в системе оповещения населения;
- классификацию системы оповещения населения по требованиям защиты информации (далее - классификация системы оповещения населения);
- определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования системы оповещения населения, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации;
- определение требований к системе защиты системы оповещения населения.
При определении требований к системе защиты системы оповещения населения учитываются положения политик обеспечения информационной безопасности государственного заказчика-координатора в случае их разработки по ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования", а также политик обеспечения информационной безопасности генерального подрядчика (исполнителя) работ в части, не противоречащей политикам заказчика.
46. Разработка системы защиты системы оповещения населения организуется заказчиком-координатором и осуществляется подрядчиком работ.
Разработка системы защиты системы оповещения населения осуществляется в соответствии с техническим заданием на создание (модернизацию) системы оповещения населения и (или) техническим заданием (частным техническим заданием) на создание системы защиты системы оповещения населения с учетом ГОСТ 34.601 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания", ГОСТ Р 51583, ГОСТ Р 51624 и нормативных актов субъекта Российской Федерации и в том числе включает:
- проектирование системы защиты системы оповещения населения;
- разработку эксплуатационной документации на систему защиты системы оповещения населения.
Система защиты системы оповещения населения не должна препятствовать штатному режиму функционирования системы оповещения населения при выполнении ее функций в соответствии с назначением системы оповещения населения.
При разработке системы защиты системы оповещения населения учитывается ее информационное взаимодействие с иными автоматизированными (информационными) системами и информационно-телекоммуникационными сетями.
47. Результаты проектирования системы защиты системы оповещения населения отражаются в проектно-сметной документации на систему оповещения населения (систему защиты системы оповещения населения), разрабатываемой с учетом ГОСТ 34.201 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем" и нормативных актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
48. Эксплуатационная документация на систему защиты системы оповещения населения разрабатывается с учетом ГОСТ 34.601, ГОСТ 34.201, ГОСТ Р 51624 и нормативных актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и должна в том числе содержать описание:
- структуры системы защиты системы оповещения населения;
- состава, мест установки, параметров и порядка настройки средств защиты информации, программного обеспечения и технических средств;
- правил эксплуатации системы защиты системы оповещения населения.
49. Внедрение системы защиты системы оповещения населения осуществляется в соответствии с проектно-сметной и эксплуатационной документацией на систему защиты информации системы оповещения населения и в том числе включает:
- настройку (задание параметров программирования) программного обеспечения системы оповещения населения;
- разработку документов, определяющих правила и процедуры (политики), реализуемые дежурной (дежурно-диспетчерской) службой органа повседневного управления РСЧС, ответственной за включение (запуск) системы оповещения населения для обеспечения защиты информации в системе оповещения населения в ходе ее эксплуатации (далее - организационно-распорядительные документы по защите информации);
- внедрение организационных мер защиты информации;
- установку и настройку средств защиты информации в системе оповещения населения;
- предварительные испытания системы защиты системы оповещения населения;
- опытную эксплуатацию системы защиты системы оповещения населения;
- анализ уязвимостей системы оповещения населения и принятие мер по их устранению;
- приемочные испытания системы защиты системы оповещения населения.
Организационно-распорядительные документы по защите информации могут разрабатываться в виде отдельных документов заказчика-координатора или в рамках общей политики обеспечения информационной безопасности в случае ее разработки по ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования".
При внедрении организационных мер защиты информации осуществляются:
- введение ограничений на действия персонала (пользователей (дежурной (дежурно-диспетчерской) службы органа повседневного управления РСЧС, ответственной за включение (запуск) системы оповещения населения), администраторов, обеспечивающего персонала), а также на условия эксплуатации, изменение состава и конфигурации ТСО и программного обеспечения;
- определение администратора безопасности информации;
- реализация правил разграничения доступа, регламентирующих права доступа субъектов доступа к объектам доступа;
- проверка полноты и детальности описания в организационно-распорядительных документах по защите информации действий персонала системы оповещения населения и администратора безопасности информации, направленных на обеспечение защиты информации;
- отработка практических действий должностных лиц и подразделений, обеспечивающих эксплуатацию системы оповещения населения и защиту информации.
50. Установка и настройка средств защиты информации осуществляется в случаях, если такие средства необходимы для блокирования (нейтрализации) угроз безопасности информации, которые невозможно исключить настройкой (заданием параметров) программного обеспечения системы оповещения населения и (или) реализацией организационных мер защиты информации.
51. Анализ уязвимостей системы оповещения населения проводится в целях оценки возможности преодоления нарушителем системы защиты системы оповещения населения и нарушения безопасного функционирования системы оповещения населения за счет реализации угроз безопасности информации.
По решению заказчика-координатора для подтверждения выявленных уязвимостей может проводиться тестирование системы оповещения населения на проникновение. Указанное тестирование проводится, как правило, на макете (в тестовой зоне) системы оповещения населения.
В случае выявления уязвимостей в системы оповещения населения, приводящих к возникновению дополнительных угроз безопасности информации, проводится уточнение модели угроз безопасности информации и при необходимости принимаются дополнительные меры защиты информации, направленные на устранение выявленных уязвимостей или исключающие возможность эксплуатации нарушителем выявленных уязвимостей.
Анализ уязвимостей системы оповещения населения проводится до ввода системы оповещения населения в эксплуатацию на этапах, определяемых государственным заказчиком-координатором.
52. Приемочные испытания системы защиты системы оповещения населения проводятся, как правило, в рамках приемочных испытаний системы оповещения населения в целом с учетом ГОСТ 34.603 и нормативных актов Московской области.
По решению заказчика-координатора подтверждение соответствия системы защиты системы оповещения населения техническому заданию на создание (модернизацию) системы оповещения населения и (или) техническому заданию (частному техническому заданию) на создание системы защиты системы оповещения населения, а также Требованиям, утвержденным приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации от 14 марта 2014 г. N 31 и приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. N 17, может проводиться в форме аттестации системы оповещения населения на соответствие требованиям по защите информации. В этом случае для проведения аттестации применяются национальные стандарты, а также методические документы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации.
53. Организационные и технические меры защиты информации, реализуемые в системе оповещения населения в рамках ее системы защиты, в зависимости от класса защищенности, угроз безопасности информации, используемых технологий и структурно-функциональных характеристик системы оповещения населения и особенностей ее функционирования должны обеспечивать:
- идентификацию и аутентификацию;
- управление доступом;
- ограничение программной среды;
- защиту машинных носителей информации;
- аудит безопасности;
- антивирусную защиту;
- предотвращение вторжений (компьютерных атак);
- обеспечение целостности;
- обеспечение доступности;
- защиту технических средств и систем;
- защиту информационной (автоматизированной) системы и ее компонентов;
- реагирование на компьютерные инциденты;
- управление конфигурацией;
- управление обновлениями программного обеспечения;
- планирование мероприятий по обеспечению безопасности;
- обеспечение действий в нештатных ситуациях;
- информирование и обучение персонала.
Состав мер защиты информации и их базовые наборы для соответствующих классов защищенности систем приведены в приказе Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации от 14 марта 2014 г. N 31.
54. При отсутствии возможности реализации отдельных мер защиты информации на каком-либо из уровней системы оповещения населения и (или) невозможности их применения к отдельным ТСО и субъектам доступа, в том числе вследствие их негативного влияния на штатный режим функционирования системы оповещения населения, на этапах адаптации базового набора мер защиты информации или уточнения адаптированного базового набора мер защиты информации разрабатываются иные (компенсирующие) меры, обеспечивающие адекватное блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации и необходимый уровень защищенности системы оповещения населения.
В этом случае в ходе разработки системы защиты системы оповещения населения должно быть проведено обоснование применения компенсирующих мер, а при приемочных испытаниях оценена достаточность и адекватность данных компенсирующих мер для блокирования (нейтрализации) угроз безопасности информации.
IV. Порядок задействования систем оповещения населения
55. Задействование по предназначению муниципальной системы оповещения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения Одинцовского городского округа (планами гражданской обороны) и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Одинцовского городского округа.
Положения о локальных системах оповещения разрабатываются в соответствии с настоящим Положением.
56. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления звена Одинцовского городского округа МОСЧС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до главы Одинцовского городского округа, руководителей организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и звена Одинцовского городского округа МОСЧС.
57. Решение на задействование муниципальной и объектовых систем оповещения принимается соответственно:
главой Одинцовского городского округа;
руководителями организаций, перечисленных в пункте 6 настоящего Положения.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с администрацией Одинцовского городского округа и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению главы Одинцовского городского округа, руководителя организации (собственника объекта, производства), в ведении которого находится соответствующая КСЭОН.
58. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Приоритетный режим функционирования МСО - автоматизированный.
59. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут.
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест единой дежурно-диспетчерской службы муниципального казенного учреждения "Центр гражданской защиты Одинцовского городского округа Московской области" (далее - ЕДДС).
Допускается трехкратное повторение этих сообщений.
Сигналы оповещения гражданской обороны:
- "Внимание всем!" - предварительный сигнал;
- "Воздушная тревога" - предупреждение о непосредственной опасности воздействия противника с применением современных средств поражения;
- "Отбой воздушной тревоги" - отсутствие опасности воздействия противника с применением современных средств поражения;
- "Радиационная опасность" - предупреждение о непосредственной угрозе радиоактивного заражения данной территории или обнаружении радиоактивного заражения;
- "Химическая тревога" - предупреждение об угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического заражения.
Типовые аудио-, а также текстовые сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, а также по гражданской обороне готовятся заблаговременно администрацией Одинцовского городского округа совместно с ЕДДС. Типовые аудио- и текстовые сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, а также по гражданской обороне приведены в приложении 1 к настоящему Положению.
60. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации на территории Одинцовского городского округа комплексно могут использоваться:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сети проводного радиовещания;
- сети уличной радиофикации;
- сети кабельного телерадиовещания;
- сети эфирного телерадиовещания;
- сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- информационно-телекоммуникационная сеть Интернет;
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
61. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Одинцовского городского округа (далее - КЧС и ОПБ).
62. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления звена Одинцовского городского округа МОСЧС, а также операторов связи, теле-, радиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами Федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, Одинцовского городского округа и организаций, перечисленных в пункте 6 настоящего Положения.
63. Администрация Одинцовского городского округа и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления РСЧС, органы повседневного управления звена Одинцовского городского округа МОСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Поддержание в готовности систем оповещения населения
64. Поддержание муниципальной и локальных систем оповещения в готовности организуется и осуществляется администрацией Одинцовского городского округа и организациями, перечисленными в пункте 7 настоящего Положения, соответственно.
65. Готовность муниципальной и локальных систем оповещения населения достигается:
- наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
- наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
- готовностью сетей связи операторов связи к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
- регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
- наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
- своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
66. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности (далее - КПГ) систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующего органа управления звена Одинцовского городского округа МОСЧС и органа повседневного управления звена Одинцовского городского округа МОСЧС, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей, задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября. Порядок проведения КПГ муниципальной системы оповещения изложен в приложении 2 к настоящему Положению.
По решению КЧС и ОПБ Одинцовского городского округа могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения проводятся во взаимодействии с администрацией Одинцовского городского округа не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, а также положений о локальных системах оповещения соответственно.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением 4 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 365 от 31.07.2020, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "приложения 4" имеется в виду "приложение 3"
Технические проверки готовности к задействованию муниципальной и локальных систем оповещения проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей единой дежурно-диспетчерской службой МКУ "Центр гражданской защиты Одинцовского городского округа", дежурной (дежурно-диспетчерской) службой организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
67. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территории, не охваченной муниципальной автоматизированной системой централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения администрацией Одинцовского городского округа и организациями.
68. Требования, изложенные в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 578, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 365 от 31.07.2020, должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения.
Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
69. Порядок создания, в том числе совершенствования, систем оповещения населения определяется настоящим Положением и положениями о локальных системах оповещения соответственно.
Заместитель главы администрации |
М.В. Ширманов |
Приложение 1
к Положению о муниципальной
автоматизированной системе
централизованного оповещения
населения Одинцовского городского
округа Московской области
Тексты типовых сообщений населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, а также по гражданской обороне
1. Текст по оповещению населения в случае угрозы или возникновения паводка (наводнения)
Внимание! Внимание!
Граждане! К Вам обращается ___________________________. Прослушайте информацию о мерах защиты при наводнениях и паводках.
Получив предупреждение об угрозе наводнения (затопления), сообщите об этом вашим близким, соседям. Предупреждение об ожидаемом наводнении обычно содержит информацию о времени и границах затопления, а также рекомендации жителям о целесообразном поведении или о порядке эвакуации. Продолжая слушать местное радио или специально уполномоченных лиц с громкоговорящей аппаратурой (если речь идет не о внезапном подтоплении), необходимо подготовиться к эвакуации в места (пункты) временного размещения, определяемого органами местного самоуправления (как правило, на базе образовательных учреждений), где будет организовано питание, медицинское обслуживание.
Перед эвакуацией для сохранности своего дома необходимо, следует отключить воду, газ, электричество, потушить печи, перенести на верхние этажи (чердаки) зданий ценные вещи и предметы, убрать в безопасные места сельскохозяйственный инвентарь, закрыть (при необходимости обить) окна и двери первых этажей подручным материалом.
При получении сигнала о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой документы, деньги, ценности, лекарства, комплект одежды и обуви по сезону, запас продуктов питания на несколько дней и следовать на объявленный эвакуационный пункт.
При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее занять ближайшее возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде. Необходимо принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить наличие людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи: в светлое время суток - вывесить на высоком месте полотнища; в темное - подавать световые сигналы.
Помните!!!
В затопленной местности нельзя употреблять в пищу продукты, соприкасавшиеся с поступившей водой и пить некипяченую воду. Намокшими электроприборами можно пользоваться только после тщательной их просушки.
2. Текст по оповещению населения в случае получения штормового предупреждения
Внимание! Внимание!
Граждане! К Вам обращается ______________________.
Прослушайте информацию о действиях при получении штормового предупреждения Росгидрометеослужбы (штормовое предупреждение подается при усилении ветра до 30 м/сек.).
После получения такого предупреждения следует:
очисть балконы и территории дворов от легких предметов или укрепить их;
закрыть на замки и засовы все окна и двери;
укрепить, по возможности, крыши, печные и вентиляционные трубы;
заделать щитами ставни и окна в чердачных помещениях;
потушить огонь в печах;
подготовить медицинские аптечки и упаковать запасы продуктов и воды на 2-3 суток;
подготовить автономные источники освещения (фонари, керосиновые лампы, свечи);
перейти из легких построек в более прочные здания или в защитные сооружения гражданской обороны.
Если ураган застал Вас на улице, необходимо:
держаться подальше от легких построек, мостов, эстакад, ЛЭП, мачт, деревьев;
защищаться от летящих предметов листами фанеры, досками, ящиками, другими подручными средствами;
попытаться быстрее укрыться в подвалах, погребах, других заглубленных помещениях.
3. Текст по оповещению населения в случае угрозы или возникновения стихийных бедствий
Внимание! Внимание!
Граждане! К Вам обращается ______________________.
Прослушайте информацию о правилах поведения и действиях населения при стихийных бедствиях.
Стихийные бедствия - это опасные явления природы, возникающие, как правило, внезапно. Наиболее опасными явлениями для нашего района являются ураганы, снежные заносы, бураны.
Они нарушают нормальную жизнедеятельность людей, могут привести к их гибели, разрушают и уничтожают их материальные ценности.
Об угрозе возникновения стихийных бедствий население оповещается по сетям местного радиовещания и посыльными.
Каждый гражданин, оказавшись в районе стихийного бедствия, обязан проявлять самообладание и при необходимости пресекать случаи грабежей, мародерства и другие нарушения законности. Оказав первую помощь членам семьи, окружающим и самому себе, гражданин должен принять участие в ликвидации последствий стихийного бедствия, используя для этого личный транспорт, инструмент, медикаменты, перевязочный материал.
При ликвидации последствий стихийного бедствия необходимо предпринимать следующие меры предосторожности:
перед тем, как войти в любое поврежденное здание, убедитесь, не угрожает ли оно обвалом;
в помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, свечами и др.);
будьте осторожны с оборванными и оголенными проводами, не допускайте короткого замыкания;
не включайте электричество, газ и водопровод, пока их не проверит коммунально-техническая служба;
не пейте воду из поврежденных колодцев.
4. Текст обращения к населению при возникновении эпидемии
Внимание! Внимание!
Граждане! К Вам обращается _____________________.
На территории округа в населенных пунктах _______________________ (дата, время) __________________________________ отмечены случаи заболевания людей и животных _____________________________ (наименование заболевания).
Администрацией городского округа принимаются меры для локализации заболеваний и предотвращения возникновения эпидемии.
Прослушайте порядок поведения населения на территории района:
при появлении первых признаков заболевания необходимо обратиться к медработникам;
не употреблять в пищу непроверенные продукты питания и воду;
продукты питания приобретать только в установленных администрацией местах;
до минимума ограничить общение с населением.
Информация предоставлена Главным врачом (название учреждения) в __________ (время).
5. Текст обращения к населению при угрозе воздушного нападения противника
Внимание! Внимание!
"Воздушная тревога", "Воздушная тревога"
Граждане! К Вам обращается _________________________.
На территории городского округа в ________ (дата, время) существует угроза непосредственного нападения воздушного противника.
Вам необходимо:
одеться самому, одеть детей;
выключить газ, электроприборы, затушить печи, котлы;
закрыть плотно двери и окна.
Взять с собой:
средства индивидуальной защиты;
запас продуктов питания и воды;
личные документы и другие необходимые вещи;
погасить свет, предупредить соседей о воздушной тревоге.
Занять ближайшее защитное сооружение (убежище, противорадиационное укрытие, подвал, погреб), находиться там до сигнала "Отбой воздушной тревоги".
6. Текст обращения к населению, когда угроза воздушного нападения противника миновала
Внимание! Внимание!
"Отбой воздушной тревоги", "Отбой воздушной тревоги"
Граждане! К Вам обращается ____________________.
На территории городского округа (дата, время) угроза нападения воздушного противника миновала.
Вам необходимо:
покинуть укрытие с разрешения обслуживающего персонала;
заниматься обычной деятельностью.
Заместитель главы администрации |
М.В. Ширманов |
Приложение 2
к Положению о муниципальной
автоматизированной системе
централизованного оповещения
населения Одинцовского городского
округа Московской области
Порядок
проведения комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения
1. Основными задачами комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения являются:
- проверка работоспособности аппаратуры и оборудования МСО;
- установление уровня готовности дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС к оповещению должностных лиц и населения городского округа.
2. В ходе КПГ МСО проверяются:
- работоспособность аппаратуры оповещения П-160, П-164 и П-166Ц, установленной в ЕДДС;
- работоспособность аппаратуры оповещения П-164 всех типов, размещенной на территории городского округа;
- работоспособность аппаратуры МСО "нового парка" (КТСО-РТС УРТУ, КПТС АСО, КПТС "Клон");
- работоспособность системы автоматического речевого оповещения "РУПОР";
- навыки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС управлять вышеуказанными средствами оповещения.
3. При подготовке к КПГ МСО:
а) председатель комиссии заблаговременно направляет письма в территориальные управления городского округа, а также в организации, осуществляющие эксплуатационно-техническое обслуживание МСО и предоставляющие цифровые каналы передачи данных на объекты МСО, которых доводит особенности проведения КПГ МСО;
б) комиссия составляет План проведения КПГ МСО;
в) комиссия в ЕДДС проверяет уточнение списков оповещения должностных лиц городского округа;
г) начальники территориальных управлений городского округа назначают сотрудников для контроля срабатывания пунктов речевого и электросиренного оповещения, а также для обеспечения имитации воздействия подъема уровня воды на посты мониторинга уровня воды, расположенных на территории соответствующих поселений;
д) директор МКУ "Центр Гражданской защиты Одинцовского городского округа":
- организовывает обучение дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС по проведению оповещения должностных лиц и населения с помощью всех технических средств оповещения, имеющихся в ЕДДС;
- разрабатывает (уточняет) инструкции дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС по оповещению должностных лиц и населения Одинцовского городского округа и по пользованию техническими средствами оповещения, имеющимися в ЕДДС;
- уточняет списки оповещения должностных лиц городского округа;
е) на официальном сайте администрации и официальных сайтах территориальных управлений Одинцовского городского округа, а также в их официальных аккаунтах социальных сетей размещается информация для населения о дате, времени и особенностях проведения КПГ МСО.
4. В день КПГ МСО:
а) комиссия проверяет умение дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС:
- проводить оповещение должностных лиц городского округа по системе "РУПОР";
- проводить оповещение населения городского округа по командам "Внимание всем" и "Воздушная тревога";
- информировать население, транслируя речевые сообщения через пункты речевого оповещения;
б) комиссия проверяет индикацию на пункте управления Комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций сигнала от постов мониторинга уровня воды;
в) директор МКУ "Центр Гражданской защиты Одинцовского городского округа":
- оповещает должностных лиц и население силами дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС;
- обеспечивает запись результатов КПГ МСО в журнал оперативного дежурства и книгу учета технического состояния средств оповещения ЕДДС;
г) начальники территориальных управлений городского округа обеспечивают контроль срабатывания пунктов речевого и электросиренного оповещения;
д) начальники территориальных управлений, на подведомственных территориях которых установлены посты мониторинга уровня воды, обеспечивают имитацию воздействия подъема уровня воды на посты мониторинга уровня воды, расположенных на соответствующих территориях в случае, если таковая спланирована на конкретную КПГ МСО.
5. После КПГ МСО:
а) начальники территориальных управлений городского округа представляют в администрацию городского округа (через отдел организации гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Управления по вопросам территориальной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций) сведения о срабатывании пунктов речевого и электросиренного оповещения, расположенных на территории соответствующих поселений, по форме:
N |
Наименование пункта оповещения |
Адрес размещения |
Результаты контроля срабатывания |
Причины неисправности пункта оповещения |
... |
... |
... |
... |
... |
б) Комиссия:
- осуществляет сбор и обобщение сведений о срабатывании пунктов речевого и электросиренного оповещения, представляемых территориальными управлениями, а также постов мониторинга уровня воды;
- составляет акт о результатах КПГ МСО, организует его утверждение;
в) в случае отсутствия заместителя главы городского округа обязанности председателя комиссии исполняет начальник отдела Управления по вопросам территориальной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций администрации городского округа.
Заместитель главы администрации |
М.В. Ширманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 30 марта 2021 г. N 915 "Об утверждении Положения о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Одинцовского городского округа Московской области"
Вступает в силу с 9 апреля 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Одинцовская неделя" от 9 апреля 2021 г., N 13
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 13 ноября 2023 г. N 7669
Изменения вступают в силу с 13 ноября 2023 г.
Постановление Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 1 сентября 2023 г. N 5887
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 26 июня 2023 г. N 3961
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления