Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации рассмотрело обращение депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Бокка с обращением преподавателей детских школ искусств городского округа Тольятти по вопросу о досрочном пенсионном обеспечении педагогических работников учреждений дополнительного образования с предложением о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и сообщает.
Вопрос досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников учреждений дополнительного образования неоднократно рассматривался Минтрудом России.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости независимо от возраста гражданина при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно части 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Применительно к досрочным страховым пенсиям по старости, устанавливаемым педагогическим работникам, в настоящее время действуют Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Список N 781, Правила N 781), (продолжают применяться с 1 января 2015 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение").
Согласно пункту 3 Правил N 781 работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 781, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781 (учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)).
В соответствии с пунктом 12 Правил N 781 работа в соответствующих должностях в учреждениях дополнительного образования детей за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях дополнительного образования детей.
Таким образом, ужесточение требований органов Пенсионного фонда Российской Федерации, о которых упоминается в обращении, связано с изменениями законодательства.
Одновременно сообщается, что вопросы досрочного пенсионного обеспечения работников учреждений дополнительного образования детей на примере педагогов дополнительного образования рассматривались Конституционным Судом Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 г. N 792-О-О).
В частности, Конституционным Судом Российской Федерации было отмечено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.
С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности педагога дополнительного образования (и, соответственно, работа в других должностях в учреждениях дополнительного образования детей) за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Основанное на анализе объективных данных исключение должности педагога дополнительного образования из категории должностей (и, соответственно, других должностей в учреждениях дополнительного образования), работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, произведено Правительством Российской Федерации во исполнение возложенных на него законодателем полномочий.
Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П).
Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождается установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования (а также другие должности) в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил право Правительства Российской Федерации, как утверждать соответствующие списки и правила, с учетом которых устанавливаются досрочные (льготные) пенсии, так и изменять оценку профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования (и, соответственно, любой другой педагогической должности) применительно к льготному пенсионному обеспечению и вносить необходимые изменения в указанные списки и правила.
Дополнительно следует отметить, что в постановлении Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" учреждения дополнительного образования (внешкольные учреждения) не были предусмотрены.
Впервые внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования детей - современное название) названы в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463.
Таким образом, работа в указанных учреждениях и должностях права на пенсию за выслугу лет по законодательству СССР не давала. Впервые она появилась в соответствующих списках в период становления российского пенсионного законодательства, но уже с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" ранее расширенные льготы для всех педагогических работников всех учреждений дополнительного образования были ограничены (с соблюдением необходимого переходного периода).
Обращается внимание, что реформирование пенсионной системы в целом, в том числе досрочного пенсионного обеспечения, осуществляется на основании положений Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р. Указанной Стратегией расширение круга лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, не предусматривается, наоборот, она содержит положения, направленные на постепенное ужесточение норм по предоставлению досрочных пенсий, и Федеральный закон N 400-ФЗ, принятый в целях реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, как и действовавший до 1 января 2015 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривает нормы стимулирующего характера, направленные на то, чтобы граждане обращались за назначением пенсии в более позднем возрасте с целью повышения ее размера.
Кроме того, реализация предложений, связанных с расширением круга лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, по сути, может привести к ухудшению материальной обеспеченности пенсионеров, поскольку более ранний выход на пенсию означает, что такая пенсия будет назначена в меньшем размере.
Учитывая изложенное, по мнению Минтруда России, оснований для внесения каких-либо изменений в действующее законодательство Российской Федерации, в том числе путем признания утратившим силу пункта 12 Правил N 781, с целью расширения пенсионных прав педагогических работников дополнительного образования не имеется.
|
А.Н. Пудов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 марта 2018 г. N 21-1/10/П-2017 "О досрочном пенсионном обеспечении"
Текст письма опубликован не был