Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Д.Г. Хваткова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Д.Г. Хватков оспаривает конституционность части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Как следует из представленных материалов, решением уполномоченного органа, принятым 7 декабря 2018 года, заявитель вместе с членами семьи снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку отсутствует 10-летний стаж службы в органах внутренних дел Российской Федерации; периоды же службы в государственных органах Республики Казахстан (противопожарная служба и вооруженные силы) в данный стаж не включаются. Указанное решение признано правомерным определением суда кассационной инстанции. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Д.Г. Хваткову отказано в передаче его жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
При этом правило о порядке расчета данного стажа службы было введено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 1596 посредством внесения дополнения в пункт 30 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223). В силу действующей редакции данного пункта (абзац второй) в стаж службы (общую продолжительность службы) для расчета размера единовременной социальной выплаты включаются периоды согласно части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 6 и 19, поскольку она вводит необоснованные различия в жилищных правах сотрудников органов внутренних дел, принятых в установленном порядке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 1596, позволяет придавать обратную силу законодательству, ухудшающему положение таких сотрудников.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Во взаимосвязи с положениями статей 18, 71 (пункты "а", "в"), 72 (пункт "к" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации это возлагает на федерального законодателя обязанность не только определить категории граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на особых условиях, но и установить конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть в качестве одного из оснований для предоставления жилищных гарантий, обусловленных особенностями прохождения гражданами Российской Федерации определенных видов государственной службы, наличие стажа (продолжительности) такой службы, что соответствует конституционному принципу справедливости.
Оспариваемое законоположение предоставляет сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (осуществляющим в интересах Российской Федерации и граждан Российской Федерации профессиональную служебную деятельность по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина) право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. Указанная мера социальной поддержки со стороны государства обусловлена особым правовым статусом данной категории граждан.
Разрешение же вопроса о включении в стаж службы (общую продолжительность службы) в органах внутренних дел в целях реализации данного права периодов трудовой (служебной) деятельности, не связанных с прохождением службы в этих органах, относится к прерогативе законодателя, а также - в соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - Правительства Российской Федерации.
С учетом изложенного оспариваемое законоположение, которое не регламентирует вопрос о периодах трудовой (служебной) деятельности, подлежащих зачету в стаж службы (общую продолжительность службы) сотрудников органов внутренних дел в целях предоставления им жилищных гарантий, само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте. Кроме того, решение о снятии его с соответствующего учета было вынесено еще до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 1596, а из представленного определения суда кассационной инстанции не следует, что изменения, внесенные данным Постановлением, были применены в целях формирования вывода о правомерности указанного решения.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хваткова Дениса Геннадьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 марта 2021 г. N 536-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хваткова Дениса Геннадьевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)