Определение Верховного Суда РФ от 12 апреля 2021 г. N 305-ЭС21-4214 по делу N А40-144379/2018
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив кассационную жалобу акционерного общества "ТНС Энерго Карелия" (далее - АО "ТНС Энерго Карелия", общество) (с учетом дополнения от 09.04.2021) на постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.01.2021 по делу N А40-144379/2018 Арбитражного суда города Москвы
по заявлению общества к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным предписания от 15.06.2018 N СП/44263/18
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее также - комитет), Прокуратуры Москвы,
установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.09.2019 данные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2020, заявление удовлетворено, предписание ФАС России признано недействительным.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.01.2021 судебные акты первой и апелляционной инстанции, вынесенные при новом рассмотрении дела, отменены, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, АО "ТНС энерго Карелия" просит отменить постановления суда округа от 26.01.2021 и оставить в силе решения судов нижестоящих инстанций. Общество ссылается на неправильное применение судом федеральных законов от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 (далее - Положение о государственном контроле), которое привело к вынесению незаконного постановления и нарушению прав и законных интересов общества.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов, предписанием от 15.06.2018 N СП/44263/18, вынесенным по результатам внеплановой выездной проверки Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам по вопросу установления сбытовых надбавок на 2016-2018 гг. гарантирующему поставщику - АО "ТНС энерго Карелия", ФАС России обязала комитет: устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики; исключить из необходимой валовой выручки экономически необоснованные расходы в размере 417 249,89 тыс. руб., учтенные в 2014-2017 гг.; исходя из установленной необходимой валовой выручки общества на 2018 г. средства, не исключенные в 2018 г., исключить при установлении сбытовых надбавок для АО "ТНС энерго Карелия" на 2019 г.; произвести расчет и анализ расходов по отдельным статьям, включенных в необходимую валовую выручку на 2014- 2017 гг., исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручи общества при установлении сбытовых надбавок на 2019 г.; не позднее 01.07.2018 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) сбытовых надбавок АО "ТНС энерго Карелия", а также единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия.
АО "ТНС энерго Карелия" оспорило данный ненормативный правовой акт по мотиву отсутствия у антимонопольного органа оснований для проведения внеплановой выездной проверки, несоответствия закону требования пересмотреть размер сбытовой надбавке в течение регулируемого периода, повторного проведения проверки за прошедшие периоды и преодоления вынесенным предписанием результатов прошлых проверок, которые были признаны незаконными.
Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты нижестоящих судебных инстанций и отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что выводы судов, поддерживающие позицию общества, основаны на неправильном применении закона к установленным обстоятельствам спора, приведшем к их ошибочной правовой квалификации.
Так, признавая проверку проведенной с грубым нарушением закона ввиду того, что она инициирована на основании письма Главы Республики Карелия от 06.02.2018 N 1063/02-12/Ан, поручения руководителя ФАС России от 06.02.2018 N 01-002-ИА/пр, суды руководствовались положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Суды не учли, что правоотношения в области государственного контроля за ценообразованием в электроэнергетике регулируются не только указанным законом, но также Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), Законом об электроэнергетике.
Пунктом 9 статьи 7 Закона о естественных монополиях к основаниям для проведения внеплановой проверки отнесено поступление в органы государственного контроля (надзора) информации от органов государственной власти, их должностных лиц. Данной норме корреспондируют положения пункта 5 статьи 29 2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемого на основании полученной от государственных органов информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, которые влекут или могут повлечь также массовые нарушения прав граждан.
При разрешении вопроса о правомерности пересмотра тарифов в течение периода регулирования суды ошибочно применили пункт 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, который регулирует порядок пересмотра тарифов в случае совершения нарушений (нецелевое использование инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены, тарифы) и изменения обстоятельств (изменение инвестиционной программы организации), имевших место после установления цен (тарифов).
Одновременно суды не приняли во внимание подлежащий применению к установленным обстоятельствам абзац третий пункта 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, согласно которому решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, могут быть изданы в течение периода регулирования.
Признавая ошибочными выводы судов по факту включения в содержание предписания сумм нарушений, которые отсутствовали в акте проверки от 27.03.2018 N 38, суд кассационной инстанции отметил, что соответствующие действия произведены вследствие поступления возражений от Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам на акт проверки. При этом право субъекта проверки на подачу возражений само по себе предполагает корректировку выводов антимонопольного органа относительно вменяемых нарушений требований законодательства с учетом изложенных в возражениях сведений и разъяснений.
Предметом предписания, в числе прочего, явились экономически необоснованные расходы (включая фактически непонесенные расходы в 2014 и 2015 гг.), включенные в необходимую валовую выручку АО "ТНС энерго Карелия" в 2016 и 2017 гг., которые ранее выявлялись ФАС России и по факту которых были вынесены приказы от 28.11.2016 N 1673/16 и от 14.07.2017 N 934/17. В рамках дел NN А40-242141/2016, А40-137149/2017 данные приказы были признаны не соответствующими действующему законодательству.
Мотивом для отмены приказов стал исключительно тот факт, что антимонопольный орган не проводил проверку комитета, в связи с чем не составлял акт проверки. Такая проверка была проведена лишь в 2018 г. и ее итогом явилось оспариваемое предписание. Поэтому позиция общества о том, что предписание антимонопольного органа направлено на преодоление результатов ранее проведенных проверок, противоречит установленным обстоятельствам дела.
Содержание постановления суда кассационной инстанции свидетельствует о правильном применении норм материального права, надлежащей правовой оценке юридически значимых обстоятельств дела.
Доводы кассационной жалобы общества повторяют его позицию, которая положена в основу заявления в суд и поддерживалась в течение судебного разбирательства. Эта позиция получила надлежащую оценку со стороны суда округа, необходимые разъяснения приведены в постановлении, оснований не согласиться с ними не имеется.
Сведений о наличии оснований для отмены либо изменения судебных актов, предусмотренных статьей 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы жалобы не содержат.
Руководствуясь статьями 291 6, 291 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать акционерному обществу "ТНС энерго Карелия" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 12 апреля 2021 г. N 305-ЭС21-4214 по делу N А40-144379/2018
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7437/19
05.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9429/20
18.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-144379/18
26.09.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7437/19
24.01.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61112/18
27.09.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-144379/18
26.06.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-144379/18