В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, утвержденным Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2016 N 24 "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания", приказываю:
1. Утвердить Доклад по результатам обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания за 2020 год.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
А.М. Кумаритов |
Исполнитель: |
А.А. Надгериева |
Утвержден
приказом PCT РСО-Алания
от 29.03.2021 г. N 21
Доклад
по результатам обобщения правоприменительной Практики контрольно-надзорной деятельности Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания за 2020 год
Основы правоприменительной практики
Настоящий доклад по результатам обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания за 2020 год подготовлен в рамках реализации статьи 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и во исполнение Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного приказом Руководителя Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия от 09.07.2020 N 46.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- обеспечение единства практики применения органами государственного контроля (надзора) федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
- снижение количества нарушений обязательных требований за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора) путем их доведения до сведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - объекты государственного контроля);
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций;
- повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- выявление проблемных вопросов применения органом государственного контроля (надзора) обязательных требований;
- выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
- выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства; выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2016 N 24 "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания" к основным функциям Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее - Служба) относится осуществление регионального государственного контроля (надзора) за применением регулируемых цен (тарифов) и проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины указанных цен (тарифов) и правильности их применения, в том числе соответствие платежных документов (квитанций) нормам действующего законодательства.
Функции по контролю реализуются путем проведения плановых и внеплановых выездных контрольных мероприятий, мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, систематического наблюдения и анализа отчетности регулируемых организаций, а также профилактики нарушений обязательных требований.
Кроме того, Службой осуществляется:
составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка ценообразования и установленных стандартов раскрытия информации;
проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
выдача предписаний об устранении нарушений;
организация работы по проведению административных комиссий;
подготовка постановлений по делам об административных правонарушениях;
составление ежегодных планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
подготовка отчетов, относящихся к компетенции Службы;
участие в судебных заседаниях по административным делам;
участие в деятельности рабочих групп;
участие во встречах с населением, проведение разъяснительной работы;
подготовка аналитических справок по различным вопросам;
материалов к совещаниям;
размещение информации о проведенных плановых и внеплановых проверках в Едином реестре проверок.
Результаты правоприменительной практики за 2020 год
За 2020 год при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий должностные лица Службы руководствовались Административным регламентом осуществления Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания регионального государственного контроля (надзора) за применением регулируемых цен (тарифов) и проведением проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины указанных цен (тарифов) и правильности их применения, в том числе соответствия платежных документов (квитанций) нормам действующего законодательства, утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2019 N 414, Административным регламентом осуществления Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2019 N 413, Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Республики Северная Осетия-Алания, критериями отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулируемые виды деятельности, к определенной категории риска при организации регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.12.2019 N 459.
Контрольно-надзорная деятельность Службы реализуется посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (плановые, внеплановые, выездные, документарные), рассмотрения жалоб, заявлений, сообщений от государственных органов, организаций и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также в форме систематического наблюдения и анализа информации, подлежащей раскрытию. Указанные мероприятия проводятся с целью осуществления государственного контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области, регулируемых государством цен (тарифов) на территории Республики Северная Осетия-Алания.
1. Сведения о проведенных мероприятиях по государственному контролю
За 2020 год службой плановые и внеплановые проверки не проводились.
2. Сведения о производстве по делам об административных правонарушениях и мерах административной ответственности
Служба в соответствии с КоАП РФ наделена полномочиями по осуществлению производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями:
14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования);
ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);
19.7.1 КоАП РФ (непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов));
19.8.1 КоАП РФ (непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов));
ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ (несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности);
9.15 КоАП РФ (нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии);
ч. 4 ст. 14.4.2 (реализация либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты).
Также должностные лица Службы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями:
17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении);
19.4.1. КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля);
19.6 КоАП РФ (непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);
20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения административного наказания).
За 2020 год в производстве Службы находилось 84 дел об административных правонарушениях. В указанном периоде Службой назначено административных наказаний, в виде административных штрафов, на сумму свыше 3 000,0 тыс. руб.
За 2020 год сумма поступлений в бюджет Республики Северная Осетия-Алания составила 1300,0 тыс. руб., в том числе учитывая поступления в счет погашения задолженности за прошлые периоды.
За 2020 год Службой направлены материалы по 20 делам об административных правонарушениях в районные отделы УФССП по Республике Северная Осетия-Алания для возбуждения исполнительного производства в отношении юридических лиц, не уплативших штраф в сроки, установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях.
3. Мониторинг обязательных требований
В рамках систематического наблюдения и анализа осуществляется контроль за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, стандартов раскрытия информации, использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары и услуги таких организаций подлежат установлению Службой, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам.
4. Обобщенные сведения о результатах контрольно-надзорной деятельности Службы
За 2020 год Службой возбуждено и рассмотрено 84 дела об административных правонарушениях, из них:
по ст. 19.7.1 КоАП РФ - 45 дел;
по ст. 19.8.1 КоАП РФ - 26 дел;
по ст. 14.6 КоАП РФ - 4 дела;
по ст. 9.15 КоАП РФ - 6 дел.
5. Обзор типовых и массовых нарушений и возможных мероприятий по их устранению
Из анализа контрольно-надзорной деятельности Службы следует, что в рассматриваемом периоде выявлены следующие нарушения:
- применение исполнителями коммунальных услуг при расчетах платы за коммунальные услуги с населением, тарифов, не установленных Службой;
- нарушение требований законодательства в области ведения раздельного бухгалтерского учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности;
- нарушение организациями Стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Наибольшее количество нарушений связано с непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений по запросам Службы.
Таким образом, во избежание административной ответственности, Служба обращает внимание регулируемых организаций на важность предоставления информации в рамках тарифного регулирования в установленные законодательством и запросами сроки.
6. Результаты административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействий) Службы и его должностных лиц в области государственного контроля (надзора)
В отчетном периоде судами вынесено 12 решения по делам возбужденным в связи обжалованием решений Службы, по результатам, рассмотрения которых 12 постановлений Службы оставлены без изменений.
Заключительные положения
В целях предупреждения нарушений обязательных требований действующего законодательства, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Служба:
- обеспечивает размещение на официальном сайте Службы нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля;
- подготавливает комментарии к содержанию новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования и внесенных изменениях в действующее законодательство.
__________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 29 марта 2021 г. N 21
Вступает в силу с 30 марта 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (http://rst.alania.gov.ru/documents) 29 марта 2021 г.