В целях реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и создания условий для социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия):
1. Утвердить прилагаемую Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года (далее - Концепция).
2. Определить Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) (Черноградский В.Н.) координатором реализации Концепции.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Никифорова М.В.
Председатель Правительства |
А. Тарасенко |
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 23 марта 2021 г. N 250-р
Концепция
устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года (далее - Концепция) направлена на объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (далее - малочисленные народы), в том числе русских арктических старожил Республики Саха (Якутия) для решения задач экономического, социального и культурного развития малочисленных народов.
Концепция разработана на основе положений Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека и иных нормах международного права, Федерального закона от 16 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р "О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия), Закона Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года", распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2017 г. N 413-РГ "О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года" и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 82-ФЗ следует читать как "30 апреля 1999 г."
Концепция представляет собой систему мер правового, экономического, социального, организационного характера, направленных на создание условий устойчивого развития малочисленных народов и служит основой для разработки и реализации государственных и муниципальных программ.
1. Современное состояние малочисленных народов в Республике Саха (Якутия)
Территория Республики Саха (Якутия) является исконной средой обитания, ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. Согласно Единому перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255, на территории Республики Саха (Якутия) малочисленными народами являются: эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи.
В Республике Саха (Якутия) в 70 населенных пунктах 21 района проживают 16 процентов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - это 39 936 представителей 5 коренных малочисленных народов Севера: эвенков, эвенов, чукчей, долган, юкагиров (4,1 процента от общей численности населения Республики Саха (Якутия)). Основной особенностью Республики Саха (Якутия) является их дисперсное (разрозненное) расселение по всей территории. В соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 года наиболее многочисленными группами в республике являются эвенки, численность которых составляла 21 тыс. человек, или 55,5 процента от численности представителей данной народности по России в целом, и эвены - 15 тыс. человек, или 67,3 процента от численности представителей данной народности по России в целом. Долганы насчитывали 1,9 тыс. человек, или 24,2 процента от численности представителей данной народности по России в целом, юкагиры - 1,28 тыс. человек, или 79,9 процента от численности представителей данной народности по России в целом, и чукчи - 670 человек, или 4,2 процента от численности представителей данной народности по России в целом.
Решениями органов местного самоуправления в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Республики Саха (Якутия) образованы 62 территории традиционного природопользования (далее - ТТП) местного значения. Ежегодно увеличивается количество кочевых родовых общин малочисленных народов, их количество в республике составляет 202 общины.
Этнообразующими, этносохраняющими видами традиционной хозяйственной деятельности для малочисленных народов являются: оленеводство, рыболовство, охотничий промысел, собирательство, традиционные и художественные промыслы. Свыше 23,6 тыс. человек живут в границах ТТП и ведут традиционную хозяйственную деятельность, более 1,3 тысячи из них заняты в оленеводстве. Оленеводческую деятельность в Республике Саха (Якутия) осуществляют 106 хозяйств, в том числе 68 кочевых родовых общин. Объединения малочисленных народов и физические лица имеют 197 долгосрочных лицензий на пользование животным миром, 11 кочевых родовых общин заняты рыболовным промыслом.
Традиционный образ хозяйствования малочисленных народов осложнен неприспособленностью к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объемами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов. Нестабильное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности приводит к обострению социальных проблем.
Одним из главных ориентиров государственной политики Республики Саха (Якутия) является не только эффективное освоение минеральных, энергетических и биологических ресурсов, охрана окружающей среды, но и обеспечение комфортной жизнедеятельности проживающего в регионе населения. В целях повышения качества и стандартов жизни населения, создания благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей при обеспечении экономического роста и социальной стабильности в обществе в отношении малочисленных народов реализуются как федеральное законодательство, так и законодательство Республики Саха (Якутия). Конституцией Республики Саха (Якутия) предусматриваются организационно-правовые и социально-экономические меры, направленные на обеспечение устойчивого развития малочисленных народов. На основе конституционных норм сформирована законодательная база Республики Саха (Якутия), включающая 17 основных нормативных правовых актов, гарантирующих соблюдение прав малочисленных народов и учитывающих их интересы в различных сферах деятельности (среди них Законы Республики Саха (Якутия) "О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера", "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)", "Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)", "О Суктуле юкагирского народа", "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера" и др.).
Интенсивное промышленное освоение территорий в Республике Саха (Якутия), с одной стороны, дает финансовую основу для долговременных вложений в традиционные отрасли хозяйствования и повышения уровня жизни населения, с другой стороны, сказывается на вынужденном сокращении территорий пастбищ и экологической безопасности региона. В связи с чем, реализация мероприятий, направленных на гармоничное сочетание промышленного освоения территорий и традиционного образа жизни, имеет важное значение для устойчивого развития малочисленных народов и реализуется в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)". Нормативное регулирование вопросов оценки и компенсации ущерба, наносимого исконной среде обитания, традиционной хозяйственной деятельности, осуществляется постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2011 г. N 428 "О порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов", закрепившим право малочисленных народов на возмещение убытков, причиненных им в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Малочисленные народы, а именно 70,8 процента от общей численности, преимущественно проживают в сельской местности.
Важнейшими факторами уровня и качества жизни, которые формируют предпочтения проживания в сельской местности, являются обеспеченность и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерной инфраструктуры, транспортная доступность, развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности.
Благоустройство жилищного фонда. Общая площадь жилых помещений в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов составляет 859,7 тыс. кв. м. В период с 2008 по 2019 годы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов введено жилых помещений на 152 тыс. кв. м. Максимальное количество площадей жилой площади введено в 2016 году (18 270 тыс. кв. м), а в сфере индивидуального жилищного строительства в 2013 году (11 893 тыс. кв. м).
Уровень благоустройства остается весьма низким. В 2019 году количество населенных пунктов, не имеющих водопроводов (отдельных водопроводных сетей), составило 63 ед., не имеющих канализации (отдельных канализационных сетей) - 63 ед. Одиночное протяжение уличной канализационной сети составляет 300 метров.
Состояние жилищно-коммунального хозяйства характеризует строительство автономных дизельных электростанций в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов на регулярной основе в период с 2008 по 2019 годы. Всего введено 29 автономных дизельных электростанций разных мощностей.
Вместе с тем, ситуация с ремонтом тепловых сетей для объектов муниципальной собственности и частного сектора является сложной. Наибольшее число отремонтированных теплотрасс отмечено в 2008 году и составило 16 714 м, в среднем 238 метров на 1 населенный пункт. Не ведутся работы или ведутся в малых объемах в Алданском, Аллаиховском, Среднеколымском, Усть-Майском и Усть-Янском районах.
Транспорт. Плотность наземной транспортной сети Республики Саха (Якутия) в 2019 году составила 50 км по Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км - 3,8 км (82 место среди субъектов Российской Федерации) против 9,5 км и 62 км по Дальневосточному федеральному округу и Российской Федерации соответственно.
90 процентов автомобильных дорог общего пользования регионального значения составляют сезонные дороги (автозимники) с низкой пропускной способностью и грузоподъемностью (грунтовые дороги V технической категории). До настоящего времени большинство населенных пунктов традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Протяженность дорожного полотна с твердым покрытием (из песчано-гравийного материала) составляет 30,7 процента от общей протяженности дорог. Прирост автодорог местного значения составляет 0,2 процента за период 2012 - 2019 гг. Дорожное строительство твердого покрытия ведется в Анабарском, Олекминском, Оленекском, Томпонском и Эвено-Бытантайском районах.
В результате более 80 процентов территории имеют сезонную транспортную доступность. Почти 88 процентов объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений и видами транспорта. Около 20 процентов населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения.
Основной объем грузов в Республике Саха (Якутия) перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 41 процент. Вследствие климатических особенностей работа внутреннего водного транспорта Ленского бассейна имеет сезонный характер и ограничена сроками навигации: 150 суток в бассейнах рек и 75-80 суток на морских участках.
Логистика до отдаленных населенных пунктов в летний период включает проезды спецавтотранспортом (внедорожники, вездеходная техника), маломерными судами по речным путям. В зимний период основная доля движения грузовых и пассажирских потоков приходится на автозимники. При этом подготовка к автозимникам производится за счет средств органов местного самоуправления или муниципальных предприятий.
Действующая система пассажирских перевозок воздушным транспортом не обеспечивает в полной мере для большинства населения доступных возможностей перемещения как внутри республики, так и по России. Наибольшее число авиаперевозок осуществляется в Кобяйском (158), Булунском (129) и Среднеколымском (111), наименьшее - в Алданском (3), Усть-Майском (4), Жиганском (6), Аллаиховском (8) районах. Наибольшую стоимость тарифа составляют авиаперевозки Черский - Якутск - Черский (35 807 руб., или 17 904 руб. на рейс в один конец), Саскылах - Якутск - Саскылах (33 800 руб./16 900 руб.), Полярный - Якутск - Полярный (33 529 руб./16 765 руб.) Среднеколымск - Якутск - Среднеколымск (32 760 руб./16380 руб.).
Почтовая и телефонная связь. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов число сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью, составляет 59, число телефонизированных сельских населенных пунктов - 62.
Средства связи для доступа к интернету представлены спутниковой связью в 56 сельских поселениях, радиорелейной линией связи - в 3 населенных пунктах, волоконно-оптической линией связи - в 6 поселениях. Интернет-связь отсутствует в с. Троицк Усть-Майского района и с. Уродан Среднеколымского района.
Мобильная связь представлена операторами Билайн (59,7 процента), Мегафон (18,2 процента), МТС (14,2 процента). Мобильный интернет поддерживает технологию 2G. Сотовая связь отсутствует в с. Тумул Усть-Янского района, с. Утая Верхнеколымского района и с. Усть-Оленек Булунского района.
Земельные отношения. В 2019 году общая площадь территорий традиционного природопользования для ведения традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов составила 165 491,8 тыс. га. В сфере земельных отношений имеется ряд проблем, связанных с отсутствием достоверных данных о площадях оленьих пастбищ, используемых для оленеводства, что обусловлено сложной процедурой оформления земельных участков для ведения хозяйственной деятельности кочевыми родовыми общинами и высокой стоимостью проведения кадастровых работ.
Социальная политика и инфраструктура. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года из численности населения частных домохозяйств в возрасте 15-72 лет у малочисленных народов, указавших экономическую активность, 83,9 процента были занятыми в экономике, что ниже среднего показателя по республике (96,2 процента). В связи с чем, уровень безработицы в 2010 году был значительно выше (16,6 процента против 8,7 процента). В разрезе 21 муниципального района, в которых проживают малочисленные народы, уровень общей безработицы в 2019 году варьировался от 4,2 процента в Мирнинском районе до 13,4 процента в Эвено-Бытантайском, в 12 районах он превышал средний по республике уровень 6,9 процента.
При этом, за 2011 - 2019 годы в 16 районах уровень безработицы снизился, в 5 районах возрос. Наиболее тревожные тенденции в Кобяйском и Эвено-Бытантайском районах, где уровень безработицы почти вдвое превышает среднереспубликанский.
За 2012 - 2019 годы в Республике Саха (Якутия) создано 15 424 новых рабочих места, из них 306 мест или 2 процента приходится на населенные пункты, отнесенные к местам традиционного проживания малочисленных народов. Указанные рабочие места созданы в 35 из 70 населенных пунктов, наибольшее число новых рабочих мест приходится на с. Тяня Олекминского района (71), с. Оленек Оленекского района (38), с. Саскылах Анабарского района (34), с. Жиганск Жиганского района (31).
Несмотря на сокращение числа экономически активного населения, показатели напряженности на рынке труда за 2012 - 2019 годы в целом по 63 наслегам характеризуются снижением числа незанятых граждан, в том числе безработных. Заявленная потребность в работниках существенно сократилась. В то же время отмечается наличие вакансий в 30 наслегах в 2019 году, тогда как в 2013 году - в 10 наслегах.
В 2019 году в 63 поселениях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов сохраняется территориальная дифференциация уровня заработной платы. Уровень заработной платы, превышающий среднереспубликанский, сложился в 7 наслегах, в остальных - среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций была ниже, чем в среднем по республике.
Минимальное значение в Быковском наслеге Булунского района (37,8 тыс. рублей) и Утаинском наслеге Верхнеколымского района (40,5 тыс. рублей) районах.
Численность безработных из числа малочисленных народов за 20102019 гг. сократилась на 13 процентов, при этом 1 052 представителя малочисленных народов обратились в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, из них трудоустроено 456 человек.
Продолжается снижение общего числа рабочих мест, растет численность незанятых граждан, заработная плата в подавляющем большинстве поселений традиционного проживания малочисленных народов не достигает среднереспубликанского уровня.
Особого внимания требуют задачи сохранения традиционных видов деятельности. Заработная плата работников отрасли оленеводства и рыболовства составляет 28-33 тыс. рублей, что приводит к оттоку трудовых кадров.
Для стабилизации, сокращения безработицы и роста численности, занятых во всех видах экономической деятельности, необходимо проведение активной политики занятости на рынке труда, особенно создание новых рабочих мест, оживление малого и среднего бизнеса.
Здравоохранение. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов медицинские услуги представлены сетью лечебно-профилактических организаций - 32 больничными организациями с общим коечным фондом в 222 ед. и 34 амбулаторно-поликлиническими организациями (включая фельдшерско-акушерские пункты) с мощностью 306 посещений в смену.
Укомплектованность врачами в 2019 году составила 77 процентов против 97 процентов в 2010 году. В 11 из 32 больничных организаций укомплектованность врачами полная, при этом в ряде населенных пунктов отмечается дефицит врачей. В участковых больницах с. Кюсюр Булунского района и с. Сайылык Усть-Янского района укомплектованность врачами составляет всего 30 процентов.
В 2019 году показатель обеспеченности средним медицинским персоналом снизился на 12 процентов. Низкая укомплектованность средним и младшим медперсоналом отмечается в фельдшерско-акушерских пунктах с. Сиктях, с. Бестях, с. Соболох, с. Бясь-Кюёль, с. Эжанцы, с. Хайыр, с. Уянди, с. Юкагир и с. Джаргалах.
Почти на 40 процентов сокращено количество круглосуточных коек (до 222 ед.), объем посещений снизился на 23 процента.
Полный износ зданий зафиксирован в участковых больницах: с. Таймылыр, с. Найба, с. Улахан-Кюель, с. Сегян-Кюель, с. Сасыр, с. Колымское, с. Токко, с. Тяня, с. Кустур; во врачебных амбулаториях с. Хатыстыр, с. Ючюгей; в фельдшерско-акушерских пунктах с. Сиктях, с. Юкагир.
За период 2010 - 2019 гг. введено 12 объектов на общую сумму 618,4 млн рублей, в том числе 4 больницы (общее количество коек - 72), 7 фельдшерско-акушерских пунктов и 1 гараж.
Показатель мощности амбулаторно-поликлинических учреждений вырос на 5,3 процента до 460 посещений в смену на 10 тыс. населения по сравнению с 2012 годом. Наибольшая мощность амбулаторно-поликлинических организаций - 823 посещения в смену на 10 тыс. человек - отмечается в Аллаиховском районе.
Обеспеченность больничными койками снизилась на 25,6 процента до 93 ед. на 10 тыс. населения. Наибольшая обеспеченность больничными койками отмечается в Среднеколымском районе - 127 ед. на 10 тыс. населения.
Уровень общей заболеваемости населения в местах традиционного проживания малочисленных народов выше среднего по Республике Саха (Якутия) на протяжении последних 10 лет. В 2019 году наибольший уровень общей заболеваемости сложился в Среднеколымском и Оленекском районах - 15 384,9 и 15 189,4 тыс. чел. на 10 тыс. человек населения соответственно. Наименьший уровень заболеваемости отмечен в Верхоянском и Верхнеколымском районах - 4 726 и 5832 человек на 10 тыс. населения соответственно.
Высокие показатели заболеваемости и смертности обусловлены отставанием по обеспеченности квалифицированными медицинскими кадрами, труднодоступностью и отдаленностью населенных пунктов, неудовлетворительной транспортной инфраструктурой, дисперсностью расселения, что создает определенные трудности для оказания своевременной экстренной медицинской помощи населению, снижая ее доступность.
Образование. По состоянию на 2020 год в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (в 70 населенных пунктах) функционируют 83 дошкольных образовательных учреждения (10,3 процента) от общего количества организаций дошкольного образования (по республике - 802 детских сада). Количество дошкольных образовательных учреждений за последние 5 лет увеличено на 5 ед., плановая мощность - на 500 мест.
Детские сады в местах традиционного проживания малочисленных народов посещает 6 041 воспитанник, что составляет 8,9 процента от общей численности дошкольников, в республике детские сады посещают 67 720 воспитанников. При этом в целом по территориям малочисленных народов на 1 воспитателя приходится 10 воспитанников, в том числе наибольшая численность - 16 воспитанников отмечается в с. Юрюнг-Хая Анабарского района, с. Жиганск Жиганского района и с. Хайыр Усть-Янского района, наименьшая (0,5 и 0,7) - в с. Сегян-Кюель и с. Себян-Кюель Кобяйского района.
Отмечается неблагополучное состояние материально-технической базы дошкольного образования: высокий износ зданий более чем в 30 процентов дошкольных образовательных учреждений. Наибольшее количество зданий с износом более 65 процентов встречается в Оленекском, Среднеколымском, Томпонском, Верхнеколымском и Абыйском районах. При этом по данному показателю отмечена положительная тенденция, так как в 2014 году высокий износ отмечался более чем в 50 процентов зданий.
За последние 5 лет введено в эксплуатацию 4 детских сада в местах традиционного проживания малочисленных народов в Жиганском, Анабарском, Усть-Майском и Оленекском районах.
В местах традиционного проживания малочисленных народов работают 98 школ, что составляет 15,2 процента от общего количества образовательных организаций республики (641 школа). В 98 организациях обучаются 10 636 школьников.
Малокомплектные школы в местах традиционного проживания малочисленных народов составили 60 из 204 учреждений в Республике Саха (Якутия) (29 процентов).
Число агрошкол составляет 21 ед., кочевых школ - 8 ед. В 36 школах (36,7 процента от числа школ, находящихся в местах традиционного проживания малочисленных народов) реализуются программы изучения и преподавания языков малочисленных народов, таких как: эвенский, эвенкийский, долганский, юкагирский и чукотский.
Отмечается неблагополучное состояние материально-технической базы образовательных организаций: высокий износ зданий более чем в 30 процентов дошкольных образовательных учреждений. Из 98 школ 21 отнесена к категории ветхие/аварийные, 58 требуют капитального ремонта. Иными словами, 80,6 процента образовательных организаций требуют особого внимания к улучшению материально-технических условий.
Учреждения культуры. Организации сферы культуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов представлены учреждениями культурно-досугового типа, библиотеками и музеями.
Учреждения культурно-досугового типа имеются во всех базовых населенных пунктах, общее их количество по итогам 2019 года составляет 67 ед. В сравнении с 2010 годом число учреждений сократилось на 1 ед., вместе с тем в разрезе населенных пунктов ликвидированы 2 таких учреждения - в с. Андрюшкино и с. Иенгра, при этом в с. Жиганск создано 1.
Из 67 учреждений культурно-досугового типа зрительные залы имеют 65, зрительные залы отсутствуют в учреждениях с. Орто-Балаган и с. Тяня.
Несмотря на относительное сохранение количества учреждений культурно-досугового типа, значительные изменения претерпело общее количество посадочных мест. В сравнении с 2010 годом количество посадочных мест сократилось на 1 277 ед. Изменения обусловлены значительным износом зданий учреждений культурно-досугового типа, их заменой, а также вводом новых, более компактных зданий взамен старым зданиям.
Число культурно-досуговых формирований в сравнении с 2010 годом увеличилось до 834 ед., или на 14,4 процента, при этом по отношению к 2015 году существенно сократилось число формирований в Среднеколымском (52,6 процента), Верхоянском (55 процента), Кобяйском (55,6 процента), Нижнеколымском (70,3 процента) и Абыйском (75 процента) районах при одновременном увеличении числа формирований в Оймяконском (130 процентов), Верхнеколымском (139,5 процента), Жиганском (157,6 процента) и Усть-Майском (162,1 процента) районах.
Произошло сокращение количества проводимых культурно-массовых мероприятий (98,9 процента к 2010 году), при одновременном росте платных мероприятий (109,4 процента соответственно). Несмотря на сокращение количества мероприятий, численность посетителей в сравнении с 2010 годом значительно выросла, что свидетельствует о повышении интереса населения к мероприятиям, проводимым учреждениями культурно-досугового типа.
В 2019 году среднее количество посетителей одного мероприятия составило 38 человек против 16 человек в 2010 году, платных мероприятий - 34 человека против 14 человек в 2010 году.
Тенденция к сокращению количества посетителей культурных мероприятий обусловлена расширением развлекательного контента в селе в связи с приходом интернета и подключением цифровых каналов.
Количество ветхих зданий учреждений культурно-досугового типа за период 2010 - 2019 гг. сократилось в 2,5 раза и составило по итогам 2019 года 10 единиц, количество аварийных зданий осталось без изменений (3 ед.).
За период с 2010 - 2017 гг. введены здания учреждений культурно-досугового типа в с. Петропавловск (2010 г.), с. Тумат (2011 г.), с. Угоян (2014 г.), с. Орто-Балаган (2014 г.), с. Кюпцы (2014 г.), с. Эжанцы (2014 г.), с. Кустур (2016 г.) и с. Себян-Кюёль (2017 г.).
Всего в местах традиционного проживания малочисленных народов действуют 65 библиотек, из которых 3 - детские. По сравнению с 2015 годом количество библиотек сократилось на 14 ед., в том числе за счет детских - на 4 ед.
Количество зданий, требующих капитального ремонта, сократилось за период 2015 - 2019 гг. с 29 до 11 единиц, аварийные здания отсутствуют. Полный износ зданий зафиксирован в библиотеках с. Соболох, с. Хонуу, с. Петропавловск. Износ зданий свыше 80 процентов отмечен в библиотеках с. Быковский, с. Усун-Кюель, с. Верхнеколымск, с. Нелемное, с. Бясь-Кюель, с. Жилинда.
За период с 2010 - 2016 гг. введены здания библиотек с. Тумат, с. Чумпу-Кытыл, с. Угоян и с. Кустур.
Доступ к Интернету имеют 55 библиотек, или 84,6 процента от общего числа. С 2015 года количество библиотек, имеющих доступ к интернету, увеличилось на 2 библиотеки. При этом на сегодня наличие доступа к интернету является обязательным условием для обеспечения конкурентоспособности человека в условиях глобальной цифровизации экономики.
За период 2015 - 2019 гг. отмечается сокращение библиотечного фонда на 247 тыс. экземпляров, или более чем на 1/4, также на 19 тыс. экземпляров, или на 11,1 процента, сократился объем библиотечного фонда на языках народов России. По этой причине количество фонда, приходящегося на душу населения, сократилось с 23 до 17 экземпляров. Отсюда и значительное сокращение зарегистрированных пользователей библиотеки (более чем на 30 процентов) и числа посещений библиотек (на 20 процентов), соответственно охват населения библиотечным обслуживанием снизился с 81,6 процента до 57,7 процента.
Государственная языковая политика Республики Саха (Якутия) и поддержка продвижения чтения на языках малочисленных народов способствовали динамичному росту национальных фондов библиотек в районах их компактного проживания. Так, если в 1990 году в 45 библиотеках, имеющих книжный фонд на языках народов Севера, насчитывалось всего 668 книг, то в 2019 году библиотечный фонд составил 4 962 экземпляра.
В соответствии с тематическим планом изданий социально значимой национальной литературы ежегодно издается по три наименования по разделу "Литература коренных малочисленных народов Севера".
Для сохранения материальной культуры малочисленных народов Севера в арктических районах Республики Саха (Якутия) работают 18 музеев. По направлению своей деятельности большинство из них являются краеведческими.
Физическая культура и спорт. По состоянию на 1 января 2020 г. в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов число спортивных сооружений составило 103 ед., в том числе плоскостные спортивные учреждения - 22, спортивные залы - 71, детские юношеские школы - 8.
За период 2015 - 2019 гг. число спортивных сооружений в районах, относящихся к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, выросло на 82 ед. и составило 808 ед., из них 677 ед. - муниципальные.
При этом темпы ввода спортивных объектов снизились (в 2015 году - 10 ед., в 2019 году - 2 ед.).
Активно растет численность систематически занимающихся физической культурой и спортом, в сравнении с 2010 годом доля систематически занимающихся спортом выросла более чем в 2 раза (с 19,6 процента до 40,8 процента). Заметно возросла численность, занимающихся в секциях, группах, - более чем на 25 процентов.
Языковая ситуация. В Республике Саха (Якутия) проводится научно-обоснованная языковая политика, направленная на сохранение, развитие и изучение языков малочисленных народов. В целях создания условий для сохранения, изучения и развития государственных и официальных языков Республики Саха (Якутия) действует государственная программа "Сохранение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы".
В рамках государственных программ "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" проводятся мероприятия, направленные на решение актуальных вопросов изучения и сохранения языков и культуры малочисленных народов, в том числе съезды этнических ассоциаций, форумы, круглые столы, семинары, ежегодно проводятся фестивали "Кочевье", "Эхо тундры и тайги", молодежный Суглан (форум), календарные праздники народов Севера ("Цветение тундры", эвенкийский "Бакалдын", эвенский "Эвинек", долганский "Хэйро", юкагирский "Шахадьибэ", чукотский "Кильвей", традиционный праздник эвенкийского народа "Синилгэн", обрядовый праздник "Пробуждение природы и рождение оленят" "Айянна мяланни", эвенкийский праздник равноденствия "Икэнэпкэ", эвенский осенний праздник "Хуйутмэчэк"). В 2016 и 2018 годах были организованы республиканские соревнования народов Севера "Игры детей Арктики".
Разработаны и действуют основные модели кочевых школ, предоставляющих дошкольное, начальное и основное образование детям оленеводов. Кочевые школы функционируют в 8 районах, в них обучаются 102 ребенка, в том числе 35 детей дошкольного возраста без отрыва от семьи. В 2015 - 2017 годах осуществлено приобретение модульных блоков для кочевых школ: "Кюенэлэкэн" Оленекского эвенкийского национального района; "Кочевая школа - детский саду "Нутендли" Нижнеколымского района, "Улахан-Чистайская общеобразовательная школа им. Н.С. Тарабукина" Момского района, "Утаинская кочевая начальная школа" Верхнеколымского района.
Якутский проект "Кочевая школа" поддержан структурами ЮНЕСКО и ООН и рекомендован, как лучшая практика государствам, в которых проживают народы, ведущие кочевой образ жизни. Экспертами Норвегии, Финляндии, Канады, Монголии, других стран Азии и Африки признана универсальность моделей кочевых школ, обеспечивающих мобильность образования и его доступность в традиционных условиях кочевья.
В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов родные языки изучают в 36 школах, в том числе эвенский в 18 школах (1113 обучающихся), эвенкийский - в 14 школах (1001 ребенок), юкагирский - в 5 школах (104 ребенка), долганский - в 1 школе (122 учащихся) и чукотский - в 2 школах (52 ребенка). При этом в сравнении с 2008 годом общее количество школ сокращено на 3 ед., учащихся - на 71 чел. за счет снижения показателей по эвенскому и чукотскому языкам. Положительная динамика прослеживается по долганскому языку с увеличением числа учащихся, изучающих родной язык, на 18 процентов, эвенкийскому языку - на 6 процентов. Родные языки, как языки общения, сохранились в 7 населенных пунктах компактного проживания малочисленных народов: эвенский - в с. Березовка Среднеколымского района, с. Себян-Кюель Кобяйского района, с. Тополиное Томпонского района, с. Андрюшкино Нижнеколымского района; эвенкийский - в с. Иенгра Нерюнгринского района, с. Тяня Олекминского района; чукотский - в с. Колымское Нижнеколымского района.
В остальных районах, где произошли изменения в традиционном укладе жизни малочисленных народов, родные языки почти утрачены, преподаются как учебный предмет и факультативные занятия.
Родные языки, как языки общения, сохранились в 7 населенных пунктах компактного проживания малочисленных народов: эвенский - в с. Березовка Среднеколымского района, с. Себян-Кюель Кобяйского района, с. Тополиное Томпонского района, с. Андрюшкино Нижнеколымского районов; эвенкийский - в с. Иенгра Нерюнгринского района, с. Тяня Олекминского районов; чукотский - в с. Колымское Нижнеколымского района.
Издается газета "Илкэн", выходили издания ежемесячных приложений на юкагирском языке "Одун лосилпэ" (в переводе с языка лесных юкагиров "Юкагирские костры") к Верхнеколымской районной газете "Колымские новости" и "Чайлэдуол" (с языка тундренных юкагиров "Рассвет") к Нижнеколымской газете "Колымская правда" (в настоящее время не издаются), радио- и телепрограммы на телеканале "НВК" вещания "Геван". Создан Государственный театр коренных малочисленных народов Севера. Проводятся ежегодные мероприятия, посвященные Дню коренных народов мира, в том числе республиканский смотр-конкурс национальной культуры "Эхо тундры".
В республике успешно работают более 30 детских фольклорных коллективов малочисленных народов.
В течение 20 лет реализуется проект "Поют и танцуют дети Севера".
В государственном бюджете предусматриваются средства на поддержку малочисленных народов в соответствии с государственными программами Республики Саха (Якутия). Сформированы основные механизмы поддержки малочисленных народов и их организаций. Среди ключевых направлений поддержки малочисленных народов можно выделить такие, как создание условий для социально-экономического развития малочисленных народов, сохранение и защита их исконной среды обитания и традиционного образа жизни, развитие сельского хозяйства и поддержка традиционных отраслей Севера.
Реализуются государственные программы в области модернизации здравоохранения, обеспечения качественного образования в местах традиционного проживания малочисленных народов, развития инфраструктуры жизнеобеспечения арктических и северных районов Республики Саха (Якутия).
Проводятся комплексы мероприятий, направленные на решение актуальных вопросов изучения и сохранения языков и культуры малочисленных народов.
В Республике Саха (Якутия) учреждены общественные организации малочисленных народов:
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), в состав которой входят этнические ассоциации северных народов - эвенов, эвенков, долган, юкагиров, чукчей и русских старожилов, живущих в с. Русское Устье Аллаиховского района и с. Походск Нижнеколымского района;
Молодежный совет Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия);
Союз общин коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), объединяющий более 100 родовых общин;
Ассоциация оленеводов Республики Саха (Якутия);
Детская региональная общественная организация по развитию детского движения "Юные оленеводы" Республики Саха (Якутия);
Общественная женская организация малочисленных народов Севера и Арктики "Северянка";
Национально-культурная женская общественная организация Республики Саха (Якутия) "Аборигенка";
Местная общественная организация национально-культурная автономия эвенков г. Якутска "Дулин Буга" (Средний мир) и др.
В Республике Саха (Якутия) действует институциональный механизм обеспечения защиты прав малочисленных народов:
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (профильный комитет - Постоянный комитет по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики);
Правительство Республики Саха (Якутия) (уполномоченный орган - Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия));
Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия);
Совет по вопросам коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) при Главе Республики Саха (Якутия);
Ассамблея депутатов - представителей коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
Экспертная комиссия этнологической экспертизы.
Правительство Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления заключают соглашения с промышленными компаниями и недропользователями, в которых регулируют вопросы развития малочисленных народов.
Развиваются межрегиональные отношения по социально-культурному сотрудничеству малочисленных народов.
Результатами целенаправленной политики органов государственной власти в отношении малочисленных народов являются:
комплексная правовая база, гарантирующая права малочисленных народов республики;
рост численности представителей малочисленных народов;
повышение заинтересованности малочисленных народов в ведении традиционного образа жизни;
снижение уровня безработицы среди малочисленных народов; повышение уровня владения малочисленными народами родными языками;
рост количества родовых общин малочисленных народов, повышение их заинтересованности в осуществлении видов традиционной хозяйственной деятельности.
Оценивая современное социально-экономическое положение малочисленных народов и деятельность органов государственной власти Республики Саха (Якутия), направленную на реализацию мер поддержки малочисленных народов, можно сделать вывод о том, что поставленные задачи во многом выполнены. Назрела необходимость для комплексного решения проблем малочисленных народов, носящих межведомственный характер, четко урегулировать зоны ответственности органов государственной власти и уточнить долгосрочные ориентиры социально-экономического развития и принципов политики Республики Саха (Якутия) в отношении малочисленных народов.
2. Принципы устойчивого развития малочисленных народов
Устойчивое развитие малочисленных народов строится на принципах:
соблюдения гарантий прав малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
комплексного решения задач социально-экономического и этнокультурного развития малочисленных народов на основе единой политики органов государственной власти и органов местного самоуправления;
признания традиционных культурных и экологических знаний жизнеобеспечивающими элементами устойчивого развития малочисленных народов;
обеспечения эффективного участия самих малочисленных народов в достижении своего устойчивого развития;
признания значения земли, других природных ресурсов и благополучия окружающей среды как основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
рационального использования земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
признания права малочисленных народов на приоритетный доступ к земельным ресурсам, рыбопромысловым участкам, охотничьим угодьям, биологическим ресурсам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
системного подхода в оказании мер государственной поддержки малочисленным народам, с учетом категорий и видов осуществляемой ими деятельности:
а) представителям малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни и являющихся субъектами права традиционного природопользования,
б) представителям малочисленных народов, проживающих в сельской местности, для которых виды традиционной хозяйственной деятельности являются не основным способом жизнеобеспечения;
в) представителям малочисленных народов, проживающих в населенных пунктах, не отнесенных к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
необходимости участия представителей малочисленных народов и их объединений в принятии решений по вопросам, затрагивающим права и интересы малочисленных народов, при промышленном освоении территорий в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
необходимости оценки культурных, экологических и социальных последствий предлагаемых к реализации проектов и работ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
возмещения ущерба, нанесенного исконной среде обитания, традиционному образу жизни и здоровью малочисленных народов;
системности, последовательности и реализуемости мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией.
3. Цель, задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является создание условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов в Республике Саха (Якутия) в соответствии с Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на основе жизнестойкости малочисленных народов к внешним воздействиям, основанном на их образе жизни и солидарной ответственности, культуре и традиционных знаниях малочисленных народов Республики Саха (Якутия).
Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач.
1. Сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, развитие хозяйственно-экономической инфраструктуры в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности при сохранении экологического баланса.
2. Формирование многовариативности саморазвития, предполагающей сохранение и развитие многоукладной аборигенной экономики, основывающейся на оленеводстве, охотничьем и рыболовном промыслах, собирательстве дикоросов и повышение эффективности использования природных ресурсов.
3. Повышение экономической эффективности деятельности общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов.
4. Активизация предпринимательской и инвестиционной деятельности малочисленных народов, развитие торговых, финансовых и хозяйственных связей, интеграция в региональную экономику.
5. Повышение качества жизни, улучшение здоровья, повышение уровня образования и профессиональной подготовки малочисленных народов, создание системы жизнеобеспечения и социально-бытовых условий, способствующих удовлетворению жизненно важных потребностей малочисленных народов.
6. Сохранение традиционных выражений культуры как национально - культурного развития и духовной самобытности малочисленных народов Республики Саха (Якутия).
7. Развитие традиционных знаний, полученных на протяжении многих поколений малочисленных народов, способствующих защите биологического разнообразия и адаптации к современным социально-экономическим, климатическим условиям.
4. Основные направления реализации Концепции
Для достижения цели и задач Концепции будут реализованы следующие основные направления.
1. Совершенствование нормативной правовой базы.
1.1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения прав малочисленных народов:
1) создание условий для реализации принципов социальной ответственности промышленных компаний перед обществом;
2) совершенствование этнологической экспертизы и развитие этнологического мониторинга на территориях традиционного природопользования в Республике Саха (Якутия);
3) совершенствование правового регулирования в области земельных отношений;
4) совершенствование нормативной правовой базы в области образовательной и языковой политики в целях гармоничного формирования этнокультурной идентичности.
2. Защита исконной среды обитания и улучшение экологической ситуации, обустройство территорий традиционного природопользования малочисленных народов.
2.1. Защита исконной среды обитания и улучшение экологической ситуации, обустройство территорий традиционного природопользования малочисленных народов:
1) разработка и утверждение единой (типовой) формы социально-экономического соглашения недропользователей, промышленных компаний с субъектами права традиционного природопользования;
2) создание условий для участия малочисленных народов в мероприятиях по охране окружающей среды, в том числе путем вовлечения в природоохранную деятельность общин малочисленных народов, общественных организаций, органов территориального общественного самоуправления малочисленных народов;
3) разработка программно-информационных комплексов по осуществлению мониторинга количественных и качественных характеристик мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и лиц, в чьих интересах образованы территории традиционного природопользования;
4) осуществление комплекса земельно-хозяйственных работ по ресурсно-экономической оценке и зонированию мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
5) совершенствование мониторинга состояния окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, включая содействие внедрению практики общественных экологических экспертиз, этнологических исследований;
6) обеспечение реализации права малочисленных народов на проведение оценки воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных народов, разработку механизма ее проведения и компенсационных мероприятий, направленных на устранение последствий, причиненных техногенным воздействием;
7) обеспечение информирования малочисленных народов об изменениях состояния окружающей среды в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
8) сохранение и развитие традиционных знаний малочисленных народов, способствующих защите биологического разнообразия и адаптации к современным социально-экономическим, климатическим условиям;
9) обеспечение своевременной рекультивации земель, возмещения вреда окружающей среде на территориях традиционного природопользования.
2.2. Совершенствование развития территориального общественного самоуправления и общинных форм самоуправления малочисленных народов:
1) привлечение представителей малочисленных народов к участию в проведении общественных экологических и этнологических экспертиз при разработке инвестиционных проектов освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды на территориях традиционного природопользования;
2) проведение консультаций с малочисленными народами до начала реализации проектов промышленного освоения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
3) развитие форм социального и государственно-частного партнерства в области развития малочисленных народов;
4) поддержка органов местного самоуправления по управлению территориями традиционного природопользования;
5) делегирование полномочий по вопросам малочисленных народов на местный уровень с передачей необходимых ресурсов;
6) создание условий для привлечения органов местного самоуправления при реализации промышленных проектов на территориях традиционного природопользования и в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
2.3. Научное обеспечение развития малочисленных народов:
1) проведение исследований в области лингвистики и культуры;
2) содействие научным полевым исследованиям (диалектологическим, фольклорным и фольклорно-этнографическим, археографическим) языка и культуры малочисленных народов;
3) организация статистического учета развития малочисленных народов;
4) развитие единой системы информационного обеспечения устойчивого развития малочисленных народов для эффективности принятия управленческих решений.
3. Развитие и модернизация традиционной хозяйственной и альтернативных видов деятельности малочисленных народов.
3.1. Развитие организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов:
1) укрепление материально-технической базы общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;
2) внедрение инновационных технологий, современной техники и оборудования, строительство цехов по глубокой переработке продукции традиционной хозяйственной деятельности;
3) развитие системы заготовки, хранения, переработки, транспортировки и сбыта продукции, обеспечение социально-бытовыми услугами лиц из числа малочисленных народов;
4) обеспечение доступности кредитов для общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности;
5) создание и развитие сети организаций различных форм собственности по заготовке, сбыту и переработке продукции традиционной хозяйственной деятельности;
6) повышение доходов сельского населения путем активизации деятельности в области заготовки и реализации продукции традиционной хозяйственной деятельности;
7) развитие этнографического туризма, производства сувенирной продукции, в том числе путем вовлечения малочисленных народов в создание оригинальных турпродуктов;
8) развитие земельных отношений для сохранения домашнего оленеводства и развития охотничьего промысла;
9) создание условий для сбора и заготовки дикорастущих и лекарственных растений.
3.2. Развитие и поддержка малого предпринимательства малочисленных народов, формирование механизмов государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов в целях создания новых рабочих мест:
1) создание условий для самозанятости (открытия собственного дела) для безработных граждан из числа малочисленных народов;
2) обучение представителей малочисленных народов первоначальным навыкам ведения бизнеса;
3) финансовая, правовая, имущественная, консультационная, информационная помощь общинам малочисленных народов и другим организациям, осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность, а также поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников путем включения соответствующих мероприятий в государственные и муниципальные программы.
4. Повышение качества жизни малочисленных народов.
4.1. Улучшение жилищных условий, развитие организаций социально-бытового и коммунального обслуживания:
1) улучшение жилищных и бытовых условий граждан из числа малочисленных народов, в том числе постоянно проживающих на стойбищах;
2) увеличение протяженности сети центрального отопления, водоснабжения и водоотведения;
3) газификация населенных пунктов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
4.2. Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры:
1) создание (развитие и модернизация) объектов социального назначения и производственной инфраструктуры, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
2) обеспечение качественными услугами связи, включая мобильную связь и сеть интернет;
3) повышение эффективности локальной энергетики, предусматривающей строительство источников энергоснабжения малой мощности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
4) поддержка строительства и ремонта дорог местного и регионального значения в местах традиционного проживания малочисленных народов.
4.3. Обеспечение социальной защиты малочисленных народов:
1) сохранение и совершенствование системы социальных гарантий, выплат и иных мер государственной поддержки малочисленных народов;
2) разработка и внедрение системы показателей качества жизни малочисленных народов для целей мониторинга их соответствия региональным и российским показателям;
3) восстановление системы социальной поддержки молодежи, обучающихся в высших и средне-специальных образовательных учреждениях;
4) обеспечение пространственной мобильности населения за счет транспортной доступности (государственной поддержки - субсидирования) воздушных перевозок на внутрирегиональном и внутриулусных сообщениях.
4.4. Совершенствование системы здравоохранения и социального развития в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов:
1) обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи для жителей отдаленных сельских поселений и стойбищ;
2) создание условий для ранней диагностики неинфекционных заболеваний детей из числа малочисленных народов;
3) реализация мер по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья малочисленных народов;
4) обеспечение муниципальных образований качественной связью и транспортом для своевременного оказания медицинской помощи жителям отдаленных поселений и стойбищ;
5) расширение мер социальной защиты, улучшение условий жилья, труда, материального стимулирования, соцкультбыта медицинских работников;
6) обучение лиц из числа малочисленных народов, проживающих в отдаленных территориях и малонаселенных пунктах Республики Саха (Якутия), приемам оказания первой медицинской помощи.
5. Обеспечение доступа малочисленных народов к качественному образованию.
5.1. Обеспечение качества образования, подготовки кадров из числа малочисленных народов:
1) достижение качества современной системы дошкольного, общего и профессионального образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
2) обеспечение равного доступа жителей сельских поселений к различным образовательным услугам;
3) оснащение школ-интернатов, кочевых школ современными образовательными технологиями, оборудованием и учебными пособиями;
4) организация горячего питания для школьников, полноценного и доступного питания студентов в средних специальных учебных заведениях республики;
5) организация подготовки и переподготовки кадров из числа малочисленных народов;
6) содействие гражданам из числа малочисленных народов в получении высшего профессионального образования, выделение и сохранение количества бюджетных мест в высших учебных заведениях;
7) профориентационная работа с молодежью в начальных и средних образовательных учреждениях в целях получения образования и последующего трудоустройства в традиционных отраслях хозяйствования;
8) обеспечение условий для непрерывного образования детей малочисленных народов через создание многопрофильных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, основного и дополнительного образования с этнокультурным содержанием в городских и сельских местностях;
9) создание условий для обеспечения оздоровительного отдыха детей малочисленных народов, проживающих в местах традиционного проживания;
10) поддержка и продвижение талантливых школьников и молодежи из числа малочисленных народов;
11) разработка и издание учебно-методических мультимедийных учебников, электронных пособий для изучения родных языков и традиционной культуры малочисленных народов;
12) научное и учебно-методическое обновление содержания этнокультурного образования;
13) создание условий для переподготовки и повышения квалификации воспитателей и педагогов языков малочисленных народов;
14) развитие многокультурности на триязычной основе с введением этнокультурного компонента в систему образования, связанного с изучением природы, истории края и родного народа, с освоением необходимых природных знаний, умений и традиций;
15) реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований в системе образования малочисленных народов.
6. Сохранение и развитие культуры, языков, традиций и обычаев малочисленных народов.
6.1. Сохранение и развитие языков малочисленных народов:
1) создание условий (правовых, финансовых, материально-технических и др.) в общеобразовательных учреждениях для активного развития родных языков, сохранения малочисленными народами высокого уровня владения родными языками;
2) реализация мероприятий, направленных на сохранение языков и письменности путем публикаций учебной, научной и художественной литературы на языках малочисленных народов, издание грамматических и орфографических пунктуационных справочников;
3) поддержка средств массовой информации, возобновление изданий на языках малочисленных народов;
4) обеспечение непрерывного образования взрослых языкам малочисленных народов;
5) поддержка проектов по реализации научных образовательных и культурных программ, мотивирующих детей и молодёжь малочисленных народов к овладению родными языками.
6.2 Сохранение и развитие культуры, традиций и обычаев малочисленных народов:
1) популяризация культуры, традиций, обычаев малочисленных народов с использованием современных технологий;
2) выявление и картирование священных, культовых мест и мест захоронений малочисленных народов;
3) поддержка и развитие традиционных народных и художественных промыслов;
4) поддержка фольклора малочисленных народов путем проведения фольклорных выставок, ярмарок, фестивалей; формирования архивного фонда фольклора, поддержки мастеров фольклорного жанра, поощрение мастеров к передаче молодому поколению своего опыта и мастерства;
5) развитие детских творческих коллективов;
6) поддержка многофункциональных этнокультурных и культурно-просветительных, образовательных и информационных центров малочисленных народов, модернизация учреждений культуры, детских этноцентров;
7) поддержка и развитие физической культуры и национальных видов спорта малочисленных народов;
8) создание условий сохранения нематериального культурного наследия малочисленных народов.
5. Механизмы реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется путем:
совершенствования законодательства Республики Саха (Якутия) в сфере защиты прав, традиционного образа жизни и исконной среды обитания малочисленных народов с учетом цели и задач Концепции, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации;
реализации федеральных, государственных программ и планов мероприятий, направленных на социально-экономическое и этнокультурное развитие малочисленных народов Республики Саха (Якутия);
учета целей и задач устойчивого развития малочисленных народов при формировании государственного и муниципальных бюджетов, привлечения внебюджетных средств на эти цели;
информационного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в сфере устойчивого развития малочисленных народов на региональном и федеральном уровнях;
взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) с общественными организациями и объединениями малочисленных народов;
осуществления государственной поддержки создания и развития культурных, спортивных, молодежных объединений и детских организаций малочисленных народов;
осуществления государственной поддержки общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;
изучения экономических, демографических, правовых, социальных и психологических условий жизнедеятельности малочисленных народов;
организации системы регионального статистического наблюдения состояния малочисленных народов (социальной, экономической, демографической статистики), соответствующей международным рекомендациям в области защиты прав коренных народов;
проведения научных исследований социально-экономического развития малочисленных народов.
В связи с принятием настоящей Концепции, а также плана мероприятий по ее реализации потребуются разработка и внесение изменений в законы и иные нормативные правовые акты, внесение изменений в государственные и муниципальные программы Республики Саха (Якутия) в сфере экономического и социального развития малочисленных народов, обеспечивающих реализацию основных направлений настоящей Концепции.
6. Основные этапы реализации Концепции
Реализацию Концепции предусматривается осуществить в 2021 - 2035 годах в 3 этапа.
На первом этапе (2021 - 2025 годы) будет реализован комплекс первоочередных мер, предусматривающих совершенствование нормативной правовой базы в области защиты прав малочисленных народов, в том числе регулирующих вопросы традиционного природопользования (рыболовство и охотничий промысел), совершенствования разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Созданы системы мониторинга (реестра, социальной карты) малочисленных народов.
В рамках государственной поддержки планируется создать новые кочевые школы, фактории, объекты социальной и инженерной инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, развивать инновационные формы образования, мобильные формы оказания медицинской помощи и телемедицины, предоставление услуг в сфере культуры и коммуникаций.
Оказание поддержки северному оленеводству и племенному животноводству с одновременным снижением платы за единицу площади лесных участков для ведения северного оленеводства позволит сделать эту отрасль одной из важных составляющих роста качества жизни и благосостояния в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Будут разработаны и внедрены меры государственной поддержки сохранения родного языка и традиционной народной культуры малочисленных народов.
Предусматривается создать систему регионального статистического наблюдения, мониторинга и анализа состояния малочисленных народов, соответствующую современным информационным потребностям и международным рекомендациям в области защиты прав коренных народов.
По итогам Всероссийской переписи населения 2021 года будет проведен анализ динамики демографических показателей и показателей уровня жизни малочисленных народов.
В целях совершенствования взаимоотношений между малочисленными народами и компаниями-недропользователями планируется использование программно-информационных комплексов по осуществлению мониторинга количественных и качественных характеристик мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и территорий традиционного природопользования, осуществление комплекса земельно-хозяйственных работ по ресурсно-экономической оценке и зонированию территорий традиционного природопользования.
Задача сохранения и поддержки традиционного образа жизни малочисленных народов является одной из приоритетных при реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.
В результате реализации мероприятий первого этапа будут созданы нормативные правовые и экономические условия для развития традиционного природопользования, роста качества жизни и улучшения демографической ситуации среди малочисленных народов, сформированы системы информационного и методического обеспечения.
На втором этапе (2026 - 2030 годы) предусматривается продолжить осуществление мероприятий по созданию условий для устойчивого развития малочисленных народов Республики Саха (Якутия).
Ожидается, что на втором этапе в результате реализации мер государственного стимулирования и поддержки произойдут существенные изменения уровня качества жизни малочисленных народов, их занятости в традиционных видах хозяйственной деятельности, будет обеспечен доступ малочисленных народов к медицинским услугам (включая возможности мобильной медицины и телемедицины), сети интернет и мобильной связи.
Предполагается создать необходимые условия для занятости представителей малочисленных народов в традиционных отраслях хозяйственной деятельности, а также в этно-туризме, организации лесовосстановительных, землеустроительных, природоохранных работ, мониторинге состояния окружающей природной среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Развитие системы подготовки кадров малочисленных народов для работы в экономической, социальной и бюджетной сферах позволят увеличить долю малочисленных народов среди сельских врачей, учителей, оленеводов и промысловиков и др.
На третьем этапе (2030 - 2035 годы) будут сформированы условия для устойчивого развития малочисленных народов Севера, в том числе включающие эффективные механизмы сохранения исконной среды обитания и традиционного образа жизни, модернизации традиционной хозяйственной деятельности и всей социальной сферы (включая систему образования, здравоохранения, культуры) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
7. Прогнозируемые результаты и показатели эффективности реализации Концепции
1. Прогнозируемыми результатами настоящей Концепции должны стать:
а) создание в необходимом количестве качественных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы развития малочисленных народов;
б) обеспечение эффективности функционирования системы государственной поддержки малочисленных народов;
в) улучшение социально-экономических условий жизни малочисленных народов;
г) повышение конкурентоспособности продукции традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
д) снижение уровня общей безработицы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов до 6,8 процента;
е) сохранение исконной среды обитания малочисленных народов;
ж) увеличение количества лиц из числа малочисленных народов, улучшивших жилищные условия;
з) увеличение количества лиц из числа малочисленных народов, изучающих и знающих родной язык.
2. К числу ожидаемых показателей эффективности реализации настоящей Концепции по критериям социальной значимости ее результатов относятся:
а) улучшение показателей качества жизни малочисленных народов;
б) увеличение численности трудозанятых лиц, относящихся к малочисленным народам;
в) увеличение численности работающих в организациях, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;
г) увеличение числа лиц, относящихся к малочисленным народам, получивших среднее (полное) общее образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование;
д) подготовка высококвалифицированных кадров для организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов.
3. К числу ожидаемых показателей эффективности реализации настоящей Концепции по критериям экономической значимости ее результатов относятся:
а) объемы производства продукции и товаров, произведенных общинами малочисленных народов и другими организациями, осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов;
б) увеличение количества общин и организаций как сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов;
в) восстановление (рекультивация) земель, выведенных из хозяйственного оборота в результате техногенного воздействия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2021 г. N 250-р "О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года"
Текст распоряжения опубликован не был