Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Положением о Министерстве образования и науки Республики Адыгея, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 23 апреля 2014 года N 99 реализуются следующие полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Адыгея (за исключением образовательных организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона об образовании), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;
лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Адыгея (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона);
государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Адыгея (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона);
подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.
Общее количество объектов контроля и надзора составило в 2020 году - 404, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории Республики Адыгея - 9.
В 2020 году, в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок Министерством образования и науки Республики Адыгея (далее - Министерство) было запланировано проведение 85 проверок.
В соответствии с правительственными актами и в связи с распространением новой коронавирусной инфекции - COVID-19 проведение Министерством плановых проверок было приостановлено с 23 марта по 30 апреля 2020 года, впоследствии были внесены изменения в планы проверок по исключению проверок до конца 2020 года.
Таким образом, в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 24 проверки, из них комплексных плановых - 10, внеплановых документарных проверок - 14; в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования - 0 (было запланировано 2 плановые проверки). С учетом возникших обстоятельств непреодолимой силы, план проведения плановых проверок в отношении подконтрольных объектов Министерством образования и науки Республики Адыгея в 2020 году выполнен на 100%.
Анализ результатов проведенных проверок по федеральному государственному надзору за соблюдением законодательства в сфере образования и федеральному контролю качества образования позволил установить образовательные организации, работающие в рамках правового поля, а также выявить типичные нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования на территории Республики Адыгея:
1) Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
принятие локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, без учета мнения совета обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся;
несоблюдение обязательных требований при создании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
отсутствие локальных нормативных актов, регламентирующих основные права обучающихся;
2) Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 N 32:
несоблюдение сроков зачисления обучающихся в образовательную организацию;
отсутствие регистрации в журнале документов, предоставляемых родителями (законными представителями) при подаче заявления в образовательную организацию;
3) Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582:
отсутствие или неполнота информации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
размещение информации не в соответствии с требованиями Правил;
4) Правил формирования и ведения федеральной ИС "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 729:
невнесение в установленный срок сведений о документах об образовании в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
5) Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 N 115:
в Книгах учета и записи выданных аттестатов об основном общем и среднем общем образовании отсутствуют подписи уполномоченных лиц организации, выдавших аттестаты.
В результате надзорных мероприятий по лицензионному контролю нарушений выявлено не было; в рамках федерального государственного надзора за соблюдением действующего законодательства в сфере образования в нарушения выявлены в 10 образовательных организациях.
По результатам проверок, проведённых Министерством в 2020 году в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, выдано 10 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Таким образом, указанная мера реагирования применена по результатам всех проверок в рамках федерального государственного надзора в сфере образования.
По результатам проверок в рамках федерального государственного контроля качества образования выдача предписаний об устранении нарушений обязательных требований не предусмотрена федеральным законодательством в сфере образования.
В соответствии с частью 9 статьи 93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ и пунктом 56 Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2017 г. N 546), решением Аккредитационной коллегии Министерства трем общеобразовательным организациям республики было приостановлено действие государственной аккредитации по программам начального общего и (или) основного общего образования.
Несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования общеобразовательными организациями были устранены, действие государственной аккредитации в указанных организациях возобновлено.
Таблица 3
Сведения
о принятых мерах реагирования по пресечению нарушений обязательных требований законодательства об образовании
N |
Принятые меры реагирования |
2020 год |
Первое полугодие 2019 |
Второе полугодие 2019 |
2019 год |
2018 год |
1. |
Количество выданных предписаний всего, из них: |
10 |
30 |
46 |
76 |
63 |
1.1. |
при осуществлении федерального государственного контроля качества образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.2. |
при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования |
10 |
30 |
46 |
76 |
63 |
2. |
Количество предписаний об устранении выявленных нарушений, выданных повторно, из них: |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2.1. |
при осуществлении федерального государственного контроля качества образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.2. |
при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3. |
Общее количество возбужденных дел об административном правонарушении |
0 |
5 |
0 |
5 |
11 |
В рамках работы с образовательными организациями, показавшими признаки необъективного оценивания результатов Всероссийских проверочных работ в марте 2020 года с административными командами общеобразовательных организаций Республики Адыгея проведен семинар по работе с результатами ВПР, выявлению и профилактике причин необъективных результатов в школах. Это, как правило, нарушение процедур проведения и проверки ВПР в общеобразовательных организациях:
- несоблюдение критериев при проверке ВПР;
- некорректность в заполнении протоколов проверки;
- нарушения Порядка проведения ВПР в школе и (или) отсутствие действенного административного контроля;
- не сформирована внутришкольная система оценка качества образования;
- необъективная оценка качества знаний в школе
Для ликвидации признаков необъективной оценки Всероссийских проверочных работ образовательными организациями:
- разработаны "дорожные карты" по ликвидации признаков необъективного оценивания;
- разработаны планы по развитию механизмов управления качеством образования;
- разработан комплекс мероприятий по формированию и совершенствованию внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации;
- школьные команды прошли обучение на курсах повышения квалификации на базе ФИОКО "Оценка качества образования в общеобразовательной организации", "Оценивание ответов на задания всероссийских проверочных работ";
- проведен анализ и корректировка образовательных программ школ и рабочих программ педагогов;
- проведен сравнительный анализ результатов оценочных процедур в динамике за 3 года;
- разработан план психолого-педагогического сопровождения подготовки обучающихся к Всероссийским проверочным работам;
Ежегодно должностными лицами отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации Министерства образования и науки Республики Адыгея проводится мониторинг официальных сайтов муниципальных общеобразовательных организаций.
В ходе мониторинга отслеживалось соблюдение требований статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" по формированию образовательными организациями открытых и общедоступных информационных ресурсов, постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 N 582 "Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" по порядку размещения и обновления информации на официальном сайте, приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату предоставления на нем информации" по соответствию структуры официального сайта, а также формата предоставления на нем обязательной к размещению информации.
Всего в рамках мониторинга изучены сайты всех школ. Результаты мониторинга направлены учредителям общеобразовательных организаций - главам муниципальных районов и городских округов Республики Адыгея. В адрес руководителей общеобразовательных организаций направлено 32 предостережения о недопустимости нарушений действующего законодательства. Все предостережения до конца 2020 года были исполнены и сняты с контроля.
При формировании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - план проверок) на 2021 год было принято решение о переносе большинства юридических лиц, в отношении которых проверки были отменены в 2020 году с учетом следующих критериев отбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
- результаты ранее проведенных плановых проверок, наличие выявленных правонарушений, составленных протоколов об административных правонарушениях;
- исполнение предписаний, выданных по результатам плановых и внеплановых проверок;
- наличие предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования;
- сведения, размещенные на официальном сайте организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- наличие обращений (жалоб) граждан, сведений, поступивших из средств массовой информации, органов государственной власти по вопросам нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования;
- статистическая отчетность о деятельности образовательных организаций;
- результаты анализа и динамики федеральных и региональных оценочных процедур, в том числе результаты анализа "зон риска", необъективности оценивания и результатов государственной итоговой аттестации, всероссийских проверочных работ;
- организации, не вошедшие в план проведения плановых проверок более 4-5 лет.
По итогам аналитической работы в проект Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год включены 77 подконтрольных объектов:
30 общеобразовательных организаций Республики Адыгея, проверки в отношении которых планируется провести по всем трем видам государственного контроля (надзора);
23 дошкольных образовательных организации, которые планируется проверить по федеральному государственному надзору за соблюдением законодательства в сфере образования и контролю за соблюдением лицензионных условий и требований;
9 организаций дополнительного образования детей планируется проверить по федеральному государственному надзору за соблюдением законодательства в сфере образования и контролю за соблюдением лицензионных условий и требований;
12 иных организаций (в том числе 5 автошкол различных форм собственности) планируется проверить по федеральному государственному надзору за соблюдением законодательства в сфере образования и контролю за соблюдением лицензионных условий и требований;
2 образовательные организации среднего профессионального образования, а также образовательную деятельность 1 индивидуального предпринимателя планируется проверить по федеральному государственному надзору за соблюдением законодательства в сфере образования и контролю за соблюдением лицензионных условий и требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.