Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 октября 2002 г. N КА-А40/6992-02
(извлечение)
ООО "КФ Меньшевик" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительными решения и предписания Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее МАП России) от 26.04.02 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 110/226-02.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 19.08.02. иск удовлетворен.
В кассационной жалобе МАП России просит решение и постановление отменить как принятые с нарушением ст.ст. 4, 10 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон о конкуренции), ст.ст. 4, 45 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Заявитель жалобы считает, что в нарушение ст.ст. 59, 127 АПК РФ арбитражный суд не исследовал и не дал правовой оценки представленным министерством доказательствам. По мнению заявителя жалобы, вывод суда о превышении МАП России компетенции при вынесении решения и предписания необоснован, поскольку при рассмотрении дела антимонопольный орган не решал спор с применением Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
В судебном заседании представители МАП России поддержали доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель ООО "КФ Меньшевик" против удовлетворения жалобы возражал, отзыв на жалобу не представил.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление подлежат отмене ввиду несоответствия выводов установленным обстоятельствам и неправильного применения норм материального права (ч. 1 ст. 288 АПК РФ).
Решением МАП России от 26.04.02 по делу N 110/226-02 в действиях истца установлено нарушение ст. 10 Закона о конкуренции, выразившееся в производстве и продаже жевательной резинки с несанкционированным правообладателем использованием товарного знака по свидетельству N 140603.
На основании решения предписанием МАП России от 26.04.02 на ООО "КФ Меньшевик" возложена обязанность не продавать жевательную резинку "Life is... life" с использованием на упаковке и обертке обозначений, сходных до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 140603.
Признавая недействительными акты МАП России, арбитражный суд исходил из того, что на обертке жевательной резинки, производимой ООО "КФ Меньшевик" не использован знак обслуживания (товарный знак) по свидетельству N 140603, принадлежащий третьему лицу. Суд также пришел к выводу, при принятии обжалуемых актов МАП России превысил свои полномочия, так как рассмотрел спор между истцом и третьим лицом, вытекающий из применения Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", в то время как такая категория споров на основании ст. 45 закона рассматривается исключительно судом.
Суд кассационной инстанции не может согласится с такими выводами арбитражных судов об основаниях незаконности актов МАП России.
Как следует из обжалуемых актов и установлено арбитражным судом, МАП России исходил при принятии решения и предписания из нарушения истцом ст. 10 Закона о конкуренции.
Согласно ст. 10 Закона о конкуренции недобросовестной конкуренцией является в том числе продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции.
Одной из функции антимонопольною органа является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции (ст. 3 Закона о конкуренции).
Таким образом, в рамках рассмотрения дел о нарушениях ст. 10 Закона о конкуренции антимонопольный орган с целью квалификации действий как недобросовестной конкуренции вправе решать вопрос о законности использования результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции.
В свою очередь, проверка наличия обстоятельств применения ст. 10 Закона о конкуренции возлагается на арбитражный суд (ст. 29 (22) АПК РФ).
Ссылка арбитражного суда в решении и постановлении на ст. 45 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", устанавливающую, что споры из указанного закона рассматриваются судом, необоснованна, так как при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства МАП России не разрешал спор, вытекающий из этого закона.
Учитывая изложенное вывод арбитражного суда о превышении полномочий МАП России при вынесении обжалуемых актов необоснован.
Неправильным применением ст. 45 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" также обусловлен вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о недопустимости в качестве доказательства письма Роспатента от 28.02.02 N 14/30-797/41.
Указанное доказательство отклонено судом необоснованно, так как спор не вытекает из применения Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
Вместе с тем, как установлено арбитражным судом, согласно заключению Роспатента от 28.02.02 N 14/30-797/41, упаковка и обертка жевательной резинки, производимой ООО "КФ Меньшевик", сходна до степени смешения с комбинированным торговым знаком третьего лица по свидетельству N 140603.
Статья 10 Закона о конкуренции запрещает недобросовестную конкуренцию в том числе продажу товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции.
Незаконным использованием товарного знака (нарушением прав владельца товарного знака) является несанкционированное правообладателем применение обозначения, сходного с товарным знаком до степени смешения, в отношении однородных товаров (ст. 4 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров").
Доказательства, опровергающие выводы компетентного государственного органа в области товарных знаков о схожести до степени смешения упаковки и обертки жевательной резинки, производимой ООО "КФ Меньшевик" с комбинированным торговым знаком третьего лица по свидетельству N 140603, в материалах дела отсутствуют.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд пришел к необоснованному выводу об отсутствии в действиях истца состава правонарушения, предусмотренного ст. 10 Закона о конкуренции.
Учитывая, что арбитражные суды первой и апелляционной инстанции без нарушения требований норм процессуального права исследовали и установили все обстоятельства дела, арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя решение по основаниям неправильного применения норм материального права, находит возможным принять новое решение об отказе в иске.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 288, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 20.06.02 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.02 по делу N А40-18397/02-84-113 отменить.
В удовлетворении исковых требований ООО "КФ Меньшевик" отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 октября 2002 г. N КА-А40/6992-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании