Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 сентября 2002 г. N КА-А40/5820-02
(извлечение)
Московское Региональное отделение Фонда социального страхования обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к общественному фонду "Межрегиональный общественный фонд помощи ветеранам профессиональных служб по борьбе с организованной преступностью и спецподразделений" с иском о взыскании штрафа в размере 10000 руб. за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе в качестве страхователя более чем на 90 дней.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2002 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 15.07.2002 г., в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит об отмене вынесенных судебных актов в связи с тем, что судом нарушены нормы материального права, а именно: ст.ст. 34-1, 116 Налогового Кодекса РФ, ст.ст. 9, 11 ФЗ от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие ч. 2 НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах", ст. 10 ФЗ N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2000 г.".
Проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, вынесенных в соответствии с требованиями Закона и фактическими обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, общественный фонд "Межрегиональный общественный фонд помощи ветеранам профессиональных служб по борьбе с организованной преступностью и спецподразделений" решением Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 233 от 01.11.2001 г. привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 10000 рублей за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний более чем на 90 дней.
Отказывая в иске о взыскании штрафа, суд первой инстанции правильно исходил из того, что за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя ответчик не подлежит ответственности на основании ст. 116 НК РФ.
Федеральный закон "О бюджете фонда социального страхования на 2001 г." такой ответственности не предусматривает.
В силу п. 4 ст. 5 ч. 1 Налогового кодекса РФ, законодательные акты, устраняющие ответственность налогоплательщика, либо иным образом улучшающие их положение имеют обратную силу. Эта норма Закона согласуется с положениями ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации.
По делу видно что, ответчик прошел регистрацию в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве 13.04.2001 г. С заявлением о регистрации в качестве страхователя он обратился 09.10.2001 г. Закона, предусматривающего ответственность за несвоевременную регистрацию в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2001 год принято не было.
Доводы жалобы, что ответчик подлежит ответственности по ст. 10 ФЗ N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2000 г.", нельзя признать правильными, поскольку ежегодно принимаемые Законы "О бюджете фонда социального страхования" носят срочный характер и действуют в тот период, на который они приняты.
Кроме того, в соответствии со ст. 11 Федерального Закона "О введении ч. II Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ "О налогах", взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с ФЗ от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно ст. 19 названного Закона в случае уклонения от регистрации у страховщика в качестве страхователя лица, занимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации с начислением пени в размере 0,5% суммы страхового взноса за каждый день просрочки.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения ответчика к административной ответственности за несвоевременную постановку на учет в качестве страхователя, являются правильными.
Руководствуясь ст.ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 22.05.2002 г. и постановление апелляционной инстанции суда от 15.07.2002 по делу N А-40-13145/02-90-157 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 сентября 2002 г. N КА-А40/5820-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании