город Махачкала |
15 апреля 2021 года |
Конституционный Суд Республики Дагестан в составе Председателя М.Х. Халитова, судей Р.М. Акутаева, М.Ш. Кадимовой,
с участием представителя Правительства Республики Дагестан Р.Х. Магомедэминова и представителя Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Т.Р. Гаджимаммаева,
руководствуясь статьей 93 (часть 3) Конституции Республики Дагестан, частями второй и пятой статьи 3, частями первой, второй и третьей статьи 27, частью первой, пунктом 1 части второй статьи 34, статьей 65, частями первой и второй статьи 66, статьями 67, 68, 87, 88 и 91 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 года N 10 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы" и ее последующей редакции (Постановление Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219).
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина М.З. Магомедова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Дагестан оспариваемый нормативный правовой акт.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Р.М. Акутаева, объяснения сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Дагестан установил:
В Конституционный Суд Республики Дагестан поступила жалоба гражданина М.З. Магомедова с просьбой проверить соответствие Конституции Республики Дагестан, ее статьям 41 (часть 2), 48 (часть 2), Постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 года N 10 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы" (далее - Постановление Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 года N 10) и ее последующей редакции (Постановление Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219), полагая, что многоквартирный дом, расположенный в городе Махачкале по адресу проспект Акушинского, 94, в котором ему принадлежит квартира, исключен из Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы, в котором, согласно ранее принятым решениям Правительства Республики Дагестан, планировалось проведение капитального ремонта общего имущества (далее также - Перечень).
Заявитель считает, что такое правовое регулирование позволяет государственным органам произвольно, в отсутствие правовых оснований принимать решения об исключении многоквартирных домов из Перечня или изменении сроков капитального ремонта в указанных домах, без соответствующего решения, принятого общим собранием собственников помещений многоквартирного дома и нарушает статьи 41 и 48 Конституции Республики Дагестан.
Представители Правительства Республики Дагестан и Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах просили Конституционный Суд Республики Дагестан требования заявителя признать необоснованными и не подлежащими удовлетворению, утверждая при этом, что многоквартирный дом, в котором проживает заявитель, из Перечня не исключен. В связи с переадресацией объектов недвижимости по проспекту Акушинского указанный дом значится под номером 2476 с новым адресом - ул. Гаджи Алибегова, дом 78 "а", а внесение изменений видов работ и сроков их проведения произведено с соблюдением требований законодательства, и полагают, что для такого рода изменений в Перечне решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не требуется.
В соответствии с Конституцией Республики Дагестан (статья 93, часть 3) и Законом Республики Дагестан от 2 февраля 2010 года N 8 "О Конституционном Суде Республики Дагестан" (часть вторая статьи 3) Конституционный Суд Республики Дагестан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет соответствие Конституции Республики Дагестан закона Республики Дагестан, нормативного правового акта Главы Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, другого органа исполнительной власти Республики Дагестан, устава муниципального образования, нормативного правового акта органа местного самоуправления, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Согласно содержанию статей 67, 87, 88 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан", проверяя по жалобам граждан конституционность нормативных правовых актов, примененных в конкретном деле и затрагивающих конституционные права заявителя, Конституционный Суд Республики Дагестан принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь только в отношении той части, конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как буквальный их смысл, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм, не будучи связанным при принятии решения основаниями и доводами, изложенными в жалобе.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Дагестан по настоящему делу является Постановление Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Дагестан на 2014 - 2040 годы" и ее последующая редакция, в той мере, в какой органы государственной власти без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах правомочны принимать решения об исключении многоквартирных домов из Перечня или изменении сроков проведения ремонта и видов надлежащих проведению работ.
По смыслу части 1 статьи 81 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан" Конституционный Суд Республики Дагестан устанавливает соответствие Конституции Республики Дагестан законов Республики Дагестан, иных нормативных правовых актов Республики Дагестан:
1) по содержанию норм;
2) по форме нормативного правового акта;
3) по порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие.
В соответствии с Конституцией Республики Дагестан каждый имеет право на жилище (статья 41, часть 1), органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 41, часть 2).
Часть 2 статьи 48 Конституции Республики Дагестан определила, что в Республике Дагестан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации исполнение обязанностей по поддержанию и развитию жилищного фонда предполагает, в частности, правовое регулирование порядка организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которое - исходя из того что Конституция Российской Федерации относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1), а также учитывая принцип самостоятельности бюджетов - осуществляется как на федеральном уровне - Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, так и на региональном уровне - законами субъектов Российской Федерации (Постановление от 12 апреля 2016 года N 10-П).
Правовые и организационные основы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан и требования к этим программам установлены Законом Республики Дагестан от 9 июля 2013 года N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Дагестан" (далее - Закон Республики Дагестан от 9 июля 2013 года N 57).
В соответствии с названным законом утверждение и актуализация Региональной программы капитального ремонта, утверждение краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока, утверждение порядка включения многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта в соответствии с критериями очередности, установление порядка информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта, относятся к полномочиям Правительства Республики Дагестан (статья 2.2.).
Согласно статье 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 года N 57 Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Дагестан, и включает в себя: основные цели и задачи региональной программы; перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Дагестан (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также домов, в которых имеется менее чем пять квартир; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом Правительства Республики Дагестан; планируемые показатели выполнения региональной программы капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже одного раза в год, которая осуществляется в следующем порядке.
Лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, ежегодно не позднее 1 апреля года, предшествующего планируемому, представляют в органы местного самоуправления информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют, по форме, утвержденной уполномоченным органом.
Орган местного самоуправления обобщает поступившую информацию в установленном уполномоченным органом порядке, а также собирает информацию о многоквартирных домах, находящихся в муниципальной и (или) государственной собственности, и о многоквартирных домах, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами.
Обобщенная информация обо всех многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, представляется органом местного самоуправления в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан не позднее 15 мая года, предшествующего планируемому.
Орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, и результатов мониторинга технического состояния подготавливает предложения, содержащие сведения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, которые направляются в уполномоченный орган не позднее 15 июня года, предшествующего планируемому.
Уполномоченный орган на основании предложений, представленных органом государственного жилищного надзора Республики Дагестан, в течение одного месяца со дня их поступления подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение в Правительство Республики Дагестан.
Правительство Республики Дагестан утверждает региональную программу капитального ремонта не позднее одного месяца с даты поступления ее проекта от уполномоченного органа.
Утвержденная региональная программа капитального ремонта подлежит размещению на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Также не включаются многоквартирные дома, в которых имеется менее чем пять квартир и дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации. Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта (пункт 1 части второй статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации содержат исчерпывающий перечень возможных исключений многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта, который не подлежит расширительному толкованию.
Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии с региональной программой капитального ремонта ежегодно в срок до 20 августа года, предшествующего планируемому, разрабатывают и утверждают в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан, краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта и в течение пяти дней после их утверждения направляют в уполномоченный орган. Уполномоченный орган на основании поступивших краткосрочных планов в срок до 25 сентября года, предшествующего планируемому, формирует проект краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока и направляет его в Правительство Республики Дагестан для утверждения. Правительство Республики Дагестан утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока не позднее одного месяца с даты поступления от уполномоченного органа. Утвержденные краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта подлежат размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (статья 12 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 года N 57).
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и во исполнение Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 года N 57 Правительство Республики Дагестан Постановлением от 18 апреля 2014 года N 175 утвердило Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы.
Согласно Программе многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: город Махачкала, проспект Акушинского, дом 94, был включен в Перечень (пункт 843) с установлением единого планового года проведения комплексного капитального ремонта (2030 год), без какой-либо разбивки по годам соответствующих видов и сроков проведения ремонтных работ.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 Программа изложена в новой редакции. В прилагаемом к ней Перечне многоквартирный дом с адресом проспект Акушинского, дом 94, не значится.
В обновленном Перечне данный дом, по утверждению представителей Правительства Республики Дагестан и Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, указан под номером 2374 с адресом ул. Гаджи Алибегова, дом 78а, поскольку в соответствии с постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 14 января 2016 г. N 3 "О переадресации объектов недвижимости по проспекту Акушинского г. Махачкалы", дому присвоен такой адрес.
Однако, как следует из представленных Конституционному Суду Республики Дагестан материалов, многоквартирному дому по адресу: г. Махачкала, проспект Акушинского, 94 присвоен адрес: г. Махачкала, ул. Гаджи Алибегова, 80а. Об этом свидетельствует как информация, представленная Управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" по запросу Министерства юстиции Республики Дагестан, а также указатели с наименованием улицы и номера дома, размещенные на фасаде указанного многоквартирного дома.
В то же время, как усматривается из Перечня, многоквартирный дом N 80а по ул. Гаджи Алибегова имеет иные технические характеристики объекта (год постройки, количество этажей, количество подъездов, общая площадь) нежели дом N 94 по проспекту Акушинского.
Таким образом, анализ приведенных обстоятельств свидетельствует о неопределенности, допущенной при подготовке и принятии нормативного правового акта, затрагивающего конституционные права значительного количества граждан, в том числе и гражданина Магомедова М.З. и позволяет им полагать, что указанный многоквартирный дом из Перечня исключен.
Кроме того, сопоставительный анализ данных, указанных относительно многоквартирного дома с адресом г. Махачкала, ул. Гаджи Алибегова, дом N 78а, который, по утверждению представителя Правительства Республики Дагестан, и является бывшим домом с адресом проспект Акушинского, дом N 94, свидетельствует о том, что сведения о доме в различных редакциях постановлений Правительства Республики Дагестан не соответствуют друг другу (дом то 9 этажный, то 10 этажный). Если в первоначальной редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 не были определены виды работ с разбивкой по срокам, то в его редакциях от 12.03.2015 г. N 70, 27.06.2016 г. N 190, 23.12.2016 г. N 396 виды работы и сроки определялись, но каждый раз менялись и виды работ, и сроки их проведения.
В нарушение действующего законодательства Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан в 2017, 2018 и 2019 годах не актуализировалась.
Обжалуемым Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 из Перечня исключены такие виды работ, как ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения, инженерной системы газоснабжения, инженерной системы теплоснабжения, инженерной системы водоснабжения, инженерной системы водоотведения, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, фундамента многоквартирного дома, утепление и ремонт фасада, а оставлены ремонт или замена лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт, ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю со сроком их проведения 2020-2022 и 2026 - 2028 годы соответственно. При этом ремонтные работы, предусмотренные в ранее актуализированных Программах, произведены не были.
Вышеперечисленные виды работ, которые были исключены из Перечня обжалуемым Постановлением Правительства Республики Дагестан, вновь включены в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219. Однако срок их проведения перенесен с 2017 - 2019 годов на 2032 - 2034 годы, а запланированный на 2035 - 2037 годы ремонт фундамента многоквартирного дома вовсе исключен.
Изложенное свидетельствует о том, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последующие изменения в нее принимались с нарушением требований законодательства, без надлежащего уточнения сведений о многоквартирных домах, которые подлежат включению в Программу (адреса, технические характеристики и т.д.). Перенос сроков запланированных ремонтных работ и сокращение их перечня осуществляются при отсутствии соответствующих решений общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, что нарушает их законные права и интересы, а также надлежащего информационного сопровождения Программы. Несмотря на то, что информационное обеспечение данной деятельности Правительство Республики Дагестан возложило на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и должно осуществляться посредством размещения на их официальных сайтах в сети "Интернет" Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы и размещения информации о Программе в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также в разъяснениях содержания этой Программы в рамках рассмотрения обращений заинтересованных лиц, в ходе судебного рассмотрения дела было установлено, что представитель Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не был осведомлен о наличии указанного нормативного положения Правительства Республики Дагестан.
Доводы представителя Правительства Республики Дагестан о том, что произведенный перенос сроков работ капитального ремонта многоквартирного дома произведен в отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений дома может быть произведено, если внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Между тем из Постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 и паспорта Программы не усматривается, что внесенные в нее изменения в части переносов сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и сокращение перечня планируемых ремонтных работ обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, приоритетный характер таких ремонтных работ в соответствии с частью 3.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации Программой не закреплен.
Согласно части четвертой статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из этого правила определены в приведенной норме, перечень которых носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Аналогичное правовое регулирование содержится в части восьмой статьи 15 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 года N 57.
Приведенная правовая позиция относительно необоснованности переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращения перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений дома, согласуется и со сложившейся судебной практикой (решения Верховного суда Республики Дагестан от 04.09.2020 N 3а-179/2020, от 16.09.2020 N 3а-178/2020, от 29.01.2021 N 3а-56/2021, от 08.02.2021 N 3а-47/2021, от 08.02.2021 N 3а-59/2021, от 08.02.2021 N 3а-74/2021, от 15.02.2021 N 3а-75/2021, от 15.02.2021 N 3а-118/2021, от 16.03.2021 N 3а-87/2021).
Реализация нормотворческих полномочий всеми органами, наделенными такими правами, предполагает соблюдение требований, предъявляемых законодателем к форме и содержанию правовой нормы, имея в виду требования определённости, ясности, недвусмысленности правовой нормы и её согласованности с системой действующего правового регулирования, вытекающего из конституционного принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации, статья 20, часть 1 Конституции Республики Дагестан), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и применения правовой нормы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в его решениях, неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, создает возможность злоупотреблений правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями (постановления от 8 октября 1997 года N 13-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 30 января 2001 года N 2-П, от 17 июня 2004 года N 12-П, от 29 июня 2004 года N 13-П и от 23 мая 2013 года N 11-П, определения от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О и от 15 января 2008 года N 294-О-П).
Таким образом, Постановление Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 года N 10 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы" и ее последующую редакцию следует признать не соответствующими Конституции Республики Дагестан, ее статьям 41 (часть 2) и 48 (часть 2) в той мере, в какой утвержденная им Региональная программа и прилагаемый к ней Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества, содержат недостоверные сведения о многоквартирных домах, включенных в Перечень, а также противоречащие ранее утвержденным Правительством Республики Дагестан редакциям Региональной программы положения, позволяющие в нарушение действующего законодательства без решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома исключать из Региональной программы отдельные виды ремонтных работ и переносить сроки их проведения.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 65, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 67, статьей 68, статьями 72 и 91 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан", Конституционный Суд Республики Дагестан постановил:
1. Признать Постановление Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 года N 10 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы" и ее последующую редакцию (Постановление Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219) не соответствующими Конституции Республики Дагестан, ее статьям 41 (часть 2) и 48 (часть 2) в той мере, в какой утвержденная ими Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы и прилагаемый к ней Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества, содержат недостоверные сведения о многоквартирных домах, включенных в Перечень, а также противоречащие ранее утвержденным Правительством Республики Дагестан редакциям Региональной программы положения, согласно которым в нарушение действующего законодательства без решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома из Региональной программы исключаются отдельные виды ремонтных работ и переносятся сроки их проведения.
2. Правительству Республики Дагестан необходимо обеспечить соответствующее требованиям законодательства нормативно-правовое регулирование вопросов актуализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и создания эффективных механизмов ее реализации, а также повысить открытость и прозрачность деятельности, направленной на реализацию Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусмотреть дополнительные меры по обеспечению своевременного информирования собственников помещений в таких домах и организаций, осуществляющих управление ими, о содержании Региональной программы капитального ремонта и изменениях, связанных с ее актуализацией.
3. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газете "Дагестанская правда" и в "Собрании законодательства Республики Дагестан".
|
Конституционный Суд |
N 7-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Дагестан от 15 апреля 2021 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности Постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 года N 10 "О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы" и ее последующей редакции (Постановление Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219) в связи с жалобой гражданина М.З. Магомедова"
Текст постановления опубликован на Интернет-портале правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 22 апреля 2021 г., в газете "Дагестанская правда" от 30 апреля 2021 г. N 94-96