Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО "***" (далее - Заявитель) на действия Администрации *** (далее - Заказчик), Комитета *** (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "***" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "***" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - ***) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом установивших в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1).
Представитель Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 25.03.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 26.03.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 18.02.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
4) источник финансирования - средства городского округа, КБК - ***;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 29.03.2021.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия N 1.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Критерий "Цена контракта" - 60%; Коэффициент значимости равен 0,6;
2) Критерий N 1 - 40%; Коэффициент значимости равен 0,4.
Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 1, в рамках которого оценивается "Суммарный объём выполненных работ, исчисляемых в рублях успешно исполненных контрактов (договоров), сопоставимого характера и объема, за последние 2 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке (в которых участник закупки выступает генеральным подрядчиком). Под работами сопоставимого характера понимаются работы по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), выполненные по контрактам (договорам) заключенным и успешно исполненным участником закупки по результатам проведенных закупок в соответствии с Законом о контрактной системе или в соответствии с Федеральным законом от 08.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Под работами сопоставимого объема понимается выполнение работ по исполненному контракту/договору стоимость которого составляет не менее 65% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который, проводится закупка".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 223-ФЗ следует читать как "18.07.2011"
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление в порядке оценки Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия N 1 условия о том, что копии исполненных контрактов/договоров, принимаемых к оценке, должны быть с ценой не менее 65% от начальной (максимально) цены контракта неправомерно, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта/договора и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
При этом на заседании Комиссии установлено, что по Показателю N 1 Критерия N 1 оцениваются исключительно контракты/договоры, которые исполнены за последние 2 года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, что, по мнению Комиссии, не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта/договора и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требование в отношении срока заключения контрактов/договоров и их стоимости является ненадлежащим.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия N 1, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Решением Комиссии ФАС России от 17.03.2021 по делу N 21/44/105/249 (далее - Решение N 1) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки.
На основании Решения Заказчику, Конкурсной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано предписание от 17.03.2021 по делу N 21/44/105/249 (далее - Предписание N 1), согласно которому Заказчику, Уполномоченному органу необходимо внести изменения в Конкурсную документацию.
Кроме того, Решением Комиссии ФАС России от 26.03.2021 по делу N 21/44/105/318 (далее - Решение N 2) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего требования о предоставлении поставщиком копий накладных.
На основании Решения N 2 Заказчику, Уполномоченному органу, конкурсной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки выдано предписание от 26.03.2021 по делу N 21/44/105/318 (далее - Предписание N 2). Срок исполнения Предписания N 2 - 09.04.2021.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 34, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 26.03.2021 по делу N 21/44/105/318, предписание по настоящему делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решений от 17.03.2021 по делу N 21/44/105/249, от 26.03.2021 по делу N 21/44/105/318 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 марта 2021 г. N 21/44/105/319 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был