Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "***" (далее - Заявитель) на действия ГУ *** (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией ГУ *** (далее - Конкурсная комиссия), ООО "***" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли в здании ПФР по адресу: *** (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - ***) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов/ договоров на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), которые участник закупки заключил и соответственно успешно исполнил в срок по дату окончания подачи заявок по настоящей закупке" (далее - Показатель N 1), критерия "Квалификация участника закупки" (далее - Критерий N 1) и показателю "Общее количество исполненных контрактов/договоров на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), которые участник закупки заключил и соответственно успешно исполнил в срок по дату окончания подачи заявок по настоящей закупке" (далее - Показатель N 2) Критерия N 1.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 03.03.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 26.03.2021;
5) на участие в Конкурсе подано 7 заявок от участников закупки;
6) дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 02.04.2021.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателям NN 1, 2 Критерия N 1.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Критерий "Цена контракта" - 60%; Коэффициент значимости равен 0,6;
2) Критерий N 1 - 40%; Коэффициент значимости равен 0,4.
Согласно Конкурсной документации, Критерий N 1 содержит, в том числе Показатель N 1, в рамках которого оценивается "Общая стоимость контрактов/договоров на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), которые участник закупки заключил и соответственно успешно исполнил в срок по дату окончания подачи заявок по настоящей закупке. Подтверждается документами: копиями контрактов/договоров, (которые заключил и соответственно исполнил участник закупки), включая все приложения и дополнительные соглашения, копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг по всем этапам (иных актов, предусмотренных контрактами/договорами), а также информацией из Единого реестра контрактов, заключенных заказчиками и/или Реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки и размещенных на сайте www.zakupki.gov.ru. Представленные копии контрактов/договоров, которые были расторгнуты сторонами по основаниям, установленным действующим законодательством (в судебном порядке, по соглашению сторон, в одностороннем порядке), не будут считаться подтверждением квалификации участника закупки по данному критерию (показателю) и не будут учитываться при оценке. Представленные копии контрактов/договоров в отсутствии всех копий приложений и дополнительных соглашений, а также копиями актов сдачи-приемки выполненных работ по всем этапам (иных актов, предусмотренных контрактами/договорами), не будут считаться подтверждением квалификации участника закупки по данному критерию (показателю)".
Кроме того, Критерий N 1 содержит, в том числе Показатель N 2, в рамках которого оценивается "Общее количество контрактов/договоров на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), которые участник закупки заключил и соответственно успешно исполнил в срок по дату окончания подачи заявок по настоящей закупке. Подтверждается документами: копиями контрактов/ договоров, включая все приложения и дополнительные соглашения, копиями актов сдачи-приемки выполненных работ по всем этапам (иных актов, предусмотренных контрактами/договорами), а также информацией из Единого реестра контрактов, заключенных заказчиками и/или Реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки и размещенных на сайте www.zakupki.gov.ru. Представленные копии контрактов/договоров, которые были расторгнуты сторонами по основаниям, установленным действующим законодательством (в судебном порядке, по соглашению сторон, в одностороннем порядке), не будут считаться подтверждением квалификации участника закупки по данному критерию (показателю) и не будут учитываться при оценке. Представленные копии контрактов/договоров в отсутствии всех копий приложений и дополнительных соглашений, а также копиями актов сдачи-приемки выполненных работ по всем этапам (иных актов, предусмотренных контрактами/договорами), не будут считаться подтверждением квалификации участника закупки по данному критерию (показателю)".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателям NN 1, 2 Критерия N 1, поскольку в рамках указанных показателей к оценке не принимаются контракты (договоры) расторгнутые, в том числе по соглашению сторон, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление в порядке оценки Конкурсной документации по Показателям NN 1, 2 Критерия N 1 положения о том, что расторгнутые контракты (договоры), в том числе по соглашению сторон, не считаются исполненными, не соответствует Порядку, поскольку контракты, расторгнутые по соглашению сторон, не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ при наличии актов и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Также на заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателям NN 1, 2 Критерия N 1, поскольку в рамках указанных показателей неправомерно установлено требование о предоставлении в полном объеме копии всех приложений к контрактам/договорам.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в рамках Показателей NN 1, 2 Критерия N 1 установлено требование о предоставлении в полном объеме копии всех приложений к контрактам/договорам, в том числе проектной сметной документации, технического задания и иных документов.
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателям NN 1, 2 Критерия N 1, поскольку отсутствие вышеуказанных приложений к исполненному контракту/договору, не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателям NN 1, 2 Критерия N 1, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Пунктом 3.2 Конкурсной документацией установлено следующее требование к участникам закупки: "Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ (за исключением случаев, предусмотренных ст. 52 ГрК РФ. СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств".
Вместе с тем в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлены требования к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 30.03.2021 по делу N 21/44/105/324 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 марта 2021 г. N 21/44/105/324 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был