Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "***" (далее - Заявитель) на действия Администрации *** (далее - Заказчик), Департамента *** (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, конкурсной комиссией Администрации *** (далее - Конкурсная комиссия), АО "***" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ликвидации 4-х объектов размещения химических отходов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) ***) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлено ненадлежащее описание объекта закупки в части отсутствия сведений о наличии у Заказчика прав собственности на объекты, порядке передачи отходов, расположенных на объектах, расположении объектов и мест (глубины) отбора проб для определения степени загрязнения почвы.
2. Проектная документация размещена Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС не в полном объеме.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 29.03.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 30.03.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 25.03.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
3) источник финансирования - бюджеты области, КБК - ***;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 09.04.2021.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлено ненадлежащее описание объекта закупки в части отсутствия сведений о наличии у Заказчика прав собственности на объекты, порядке передачи отходов, расположенных на объектах, расположении объектов и мест (глубины) отбора проб для определения степени загрязнения почвы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении Конкурса, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение работ по ликвидации 4-х объектов размещения химических отходов (далее - Объекты).
Пунктом 3 технического задания Конкурной документации установлено следующее местонахождение Объектов: ***. При этом в указанном пункте содержатся следующие сведения о кадастровых номерах земельных участков: ***; ***; ***; ***.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что объекты представлены Заказчику в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования земельными участками от 10.09.2020 N 2*** в целях проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, что по мнению Комиссии, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не явился, а также не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода в части отсутствия в составе Конкурной документации сведений о правах собственности на вышеуказанные объекты.
Кроме того, согласно доводу Заявителя в Конкурной документации не содержится сведений о порядке передачи отходов, расположенных на Объектах.
Пунктом 1.3 проекта муниципального контракта Конкурсной документации установлено, что проведенные подрядчиком работы должны обеспечить полное восстановление земельных участков до состояния пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением.
При этом согласно пункту 1.4 проекта муниципального контракта Конкурсной документации по окончании всего объема работ подрядчик должен предоставить заказчику акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 г. N 542 "Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что порядок приемки выполненных работ в Конкурсной документации не противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе. При этом перемещение и утилизация отходов в целях исполнения муниципального контракта производится в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные положения Конкурсной документации не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводу Заявителя в Конкурной документации не содержится сведений о расположении Объектов и мест (глубины) отбора проб для определения степени загрязнения почвы.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в составе Конкурсной документации, размещенной в ЕИС, содержатся раздел 2 "схема планировочной организации земельного участка", позволяющий определить расположения точное расположение объектов. При этом в составе Конкурсной документации приложены материалы оценки воздействия на окружающую среду при выполнении работ по ликвидации Объектов, содержащие исчерпывающие сведения о местах (глубине) отбора проб и результатах определения степени загрязнения почв.
Кроме того, согласно доводу Заявителя в Конкурной документации не содержится сведений о категориях Объектов и их включении в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 6 информационной карты Конкурсной документации установлена необходимость обеспечить актуализацию сведений и подтверждение постановки на государственный учет в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Объекта, в соответствии с положениями Закона об охране окружающей среды, а также подготовить природоохранную документацию в зависимости от категории объекта; разработку декларации о воздействии на окружающую среду в соответствии с Федеральным Законом об охране окружающей среды (при необходимости, в соответствии с законодательством).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в составе Конкурсной документации, размещенной в ЕИС, содержится Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.10.2020 N 826, согласно которому Объекты включены в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Кроме того, согласно доводу Заявителя в составе Конкурной документации содержатся ненадлежащие локальные сметные расчеты и ведомости подсчета объемов работ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в составе Конкурсной документации содержатся сводные сметные расчёты стоимости строительства на Объекты в электронном виде, размещённые в ЕИС в полном объеме, что позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Конкурсе. При этом, в рамках исполнения государственного контракта Заказчик направляет копии документов по запросу исполнителя.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанные положения Конкурсной документации не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя проектная документация размещена Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС не в полном объеме, а именно в составе Конкурной документации не приложены разделы, содержащие данные инженерно-геодезических исследований (далее - Том ИЗИ) и инженерно-геологических исследований (далее - Том ИГИ).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что. в составе Конкурсной документации, размещенной в ЕИС, содержатся положительные заключения NN ***, ***, ***, ***, утвержденные генеральным директором ООО "***" от 09.02.2021 (далее - Заключения). При этом в составе Конкурной документации, размещенной в ЕИС, приложены Том ИЗИ и Том ИГИ.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не явился, а также не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Согласно пункту 6 технического задания Конкурной документации работы в рамках исполнения муниципального контракта должны быть выполнены в соответствии с проектной документацией, имеющей, в том числе, "положительные заключения экспертиз сметной документации (ООО "***" от 23.12.2019)".
При этом в составе Конкурсной документации, размещенной в ЕИС, представлены Заключения с датами документов 09.02.2021.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление в Конкурсной документации некорректной даты Заключений, приложенных в составе Конкурсной документации, является следствием технической ошибки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Критерий "Цена договора" - 60%. Коэффициент значимости - 0,6;
2) Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1) - 40%. Коэффициент значимости - 0,4.
В рамках Критерия N 1 установлен показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (далее - Показатель N 1), в рамках которого оценивается "общее количество привлекаемых к исполнению контракта работников, состоящих в штате и работающих по совместительству (основные работники, вспомогательные работники, ИТР), квалификация которых подтверждена документально".
При этом согласно Конкурсной документации оценка заявок по Показателю N 1 Критерия N 1 осуществляется, в том числе, по следующему порядку: "Основные и вспомогательные работники и ИТР: отсутствуют - 0 баллов; основные и вспомогательные работники и ИТР:1 до 4 (вкл.) - 25 балла; основные и вспомогательные работники и ИТР:5 до 8 (вкл.) - 50 баллов; основные и вспомогательные работники и ИТР: 9 до 12 (вкл.) - 75 баллов; основные, вспомогательные работники и ИТР:13 и более - 100 баллов".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу об отсутствии пропорциональной зависимости в порядке присвоения баллов по Показателю N 1 Критерия N 1, поскольку при представлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе сведений о наличии как 5, так и 8 специалистов, такой участник закупки получит одинаковое количество баллов по Показателю N 1 Критерия N 1, что не является надлежащей оценкой в отношении требуемых трудовых ресурсов, необходимых для исполнения государственного контракта и не позволяет объективно составить предложения участников закупки.
В рамках Критерия N 1 установлен показатель "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" (далее - Показатель N 2), в рамках которого оценивается "наличие у участника закупки в собственности, аренде, финансовой аренде (лизинге), в безвозмездном пользовании или на ином законном основании материально-технических ресурсов, необходимого для выполнения работ, являющихся предметом конкурса в отношении следующих машин и механизмов".
При этом согласно Конкурсной документации оценка заявок по Показателю N 1 Критерия N 1 осуществляется, в том числе, по следующему порядку: "Отсутствие - 0 баллов; один автосамосвал - 2 баллов; два автосамосвала - 4 баллов; три автосамосвала - 6 баллов; четыре автосамосвала - 9 баллов, пять автосамосвалов - 12 баллов".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком, Уполномоченным органом порядок оценки по Показателю N 2 Критерия N 1 не позволяет выявить лучшее предложение в связи с отсутствием пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями по вышеуказанному показателю.
В рамках Критерия N 1 установлен показатель "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 3), в рамках которого оцениваются, в том числе, государственные (муниципальные) контракты, гражданско-правовые договоры, заключенные за последние 5 лет, предшествующие дате подачи заявки на участие в Конкурсе, цена каждого из которых составляет не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта (копии всех листов указанных документов с приложениями (при наличии). При этом, в отношении указанного показателя лучшим условием исполнения контракта считается наибольшее значение.
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 3 Критерия N 1, поскольку по указанному показателю оценке подлежат контракты (договоры) с ценой не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта, заключенные за последние 5 лет, что не позволяет надлежащим образом оценить опыт участников закупки, выявить лучшие условия исполнения государственного контракта, а также объективно составить предложения участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок, оценки по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия N 1 нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 30.03.2021 по делу N 21/44/105/325 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 марта 2021 г. N 21/44/105/325 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был