Решение Самарского областного суда от 6 апреля 2021 г. N 3а-640/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-640/2021 по административному исковому заявлению О.Г.С., Ю.Г.В., П.Л.А. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов, установил:
18 октября 2017 года министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 1647 "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год".
29 октября 2018 года министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 1608 "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год".
07 октября 2019 года министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 2201 "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год".
19 октября 2021 года министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 2014 "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год".
Указанными приказами определены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018, 2019, 2020, 2021 годы (далее - Перечни), являющиеся приложениями к приказам.
О.Г.С., Ю.Г.В., П.Л.А. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующими со дня принятия: пункты 8923, 29156, 29128, 29240 Перечня, на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 г. N 1647; пункты 8708, 30749, 30723, 30825 Перечня, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1608 от 29 октября 2018 года; пункты: 9586, 31594, 31580, 31653 Перечня, на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 2201 от 07 октября 2019 года; пункты 8334, 30008, 29982, 30084 Перечня, на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 2014 от 19 октября 2020 года в части включения в указанные перечни объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>:
- нежилого здания с кадастровым номером N (номер в Перечне, на 2018 г. - 8923, номер в Перечне, на 2019 г. - 8708, номер в Перечне, на 2020 г. - 9586, номер в Перечне, на 2021 г. - 8334);
- нежилого помещения с кадастровым номером N принадлежащего на праве собственности Офицеровой Г.С. (номер в Перечне, на 2018 г. - 29156, номер в Перечне, на 2019 г. - 30749, номер в Перечне, на 2020 г. - 31594, номер в Перечне, на 2021 г. - 30008);
- нежилого помещения с кадастровым номером N принадлежащего на праве собственности Ю.Г.Н. (номер в Перечне, на 2018 г. - 29128, номер в Перечне, на 2019 г. - 30723, номер в Перечне, на 2020 г. - 31580, номер в Перечне, на 2021 г. - 29982);
- нежилого помещения с кадастровым номером N принадлежащего на праве собственности П.Л.А. (номер в Перечне, на 2018 г. - 29240, номер в Перечне, на 2019 г. - 30825, номер в Перечне, на 2020 г. - 31653, номер в Перечне, на 2021 г. - 30084).
Требования обоснованы тем, что включенные в указанные пункты Перечней принадлежащие административным истцам на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N, расположенные в нежилом здании с кадастровым номером N, не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данные помещения используются для осуществления медицинской деятельности и не предусматривают размещение в них офисов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания. Так, помещение с кадастровым номером N используется под размещение стоматологической клиники " <данные изъяты>"; помещение с кадастровым номером N используется под размещение клиники магнитно-резонансной томографии " <данные изъяты>"; помещение с кадастровым номером N используется под размещение медицинского центра " <данные изъяты>". Не является административно-деловым либо торговым центром и нежилое здание с кадастровым номером N, в котором находятся принадлежащие административным истцам нежилые помещения. При этом, доля помещений, соответствующих, критериям ст. 378.2 НК РФ в здании не превышает 20%, а именно: максимально возможная доля составляет - 17,92%, исходя из общей площади здания - 11 317,9 кв. м.
Включение указанных объектов недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административных истцов.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенностям Савватеев Н.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, относительно заявленных требований представил письменные возражения, в которых сослался на то, что нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N включены в Перечни, в соответствии с пп.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку согласно ежегодно представляемым Управлением Росреестра по Самарской области в порядке информационного взаимодействия сведениям из ЕГРН они расположены в здании с кадастровым номером N, предназначенном для размещения торговых объектов.
Согласно ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя административных истцов, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично, в части исключения из Перечней нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В силу статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. ст. 15, 399 НК РФ).
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Приказом министерства от 29 октября 2018 года N 1608, утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества, на 2019 год.
Приказом министерства от 07 октября 2019 года N 2201, утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества, на 2020 год.
Приказом министерства от 19 октября 2020 года N 2014, утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества, на 2021 год.
Здание с кадастровым номером N, общей площадью 11 317,9 кв. м., назначение: "нежилое здание", наименование: "торговое", количество этажей: 2, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: <адрес>, включено в пункт 8923 Перечня, на 2018 г., в пункт 8708 Перечня, на 2019 г., в пункт 9586 Перечня, на 2020 г. и в пункт 8334 Перечня, на 2021 г.
Помещение с кадастровым номером N, площадью 39,9 кв. м., назначение и наименование: "нежилое помещение", Этаж N 1, расположенное по адресу: <адрес>, включено в пункт 29156 Перечня, на 2018 г., в пункт 30749 Перечня, на 2019 г., в пункт 31594 Перечня, на 2020 г. и в пункт 30008 Перечня, на 2021 г.
Помещение с кадастровым номером N, площадью 198,4 кв. м., назначение и наименование: "нежилое помещение", Этаж N 1, расположенное по адресу: <адрес>, включено в пункт 29128 Перечня, на 2018 г., в пункт 30723 Перечня, на 2019 г., в пункт 31580 Перечня, на 2020 г. и в пункт 29982 Перечня, на 2021 г.
Помещение с кадастровым номером N, площадью 288,3 кв. м., назначение и наименование: "нежилое помещение", Этаж N 2, расположенное по адресу: <адрес>, торговый центр с кооперативными гаражами, включено в пункт 29240 Перечня, на 2018 г., в пункт 30825 Перечня, на 2019 г., в пункт 31653 Перечня, на 2020 г. и в пункт 30084 Перечня, на 2021 г.
Приказ министерства от 18 октября 2017 года N 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)), "Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)), "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378)).
Приказ министерства от 29 октября 2018 года N 1608 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
Приказ министерства от 07 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019.
Приказ министерства 19 октября 2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Так, в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3 и 4 указанной статьи административно-деловым или торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании п. 4.1. ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, по смыслу вышеизложенных положений законодательства нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что О.Г.С. принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 39,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Ю.Г.Н. принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 198,4 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
П.Л.А. принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 288,3 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, торговый центр с кооперативными гаражами.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 02.02.2021 г. N 99/2021/373344714, N 99/2021/373353157, N 99/2021/373359873 и свидетельствами о государственной регистрации права от 23.12.2011 г., от 27.03.2012 г. и от 18.11.2013 г.
Из вышеуказанных выписок из ЕГРН усматривается, что назначение и наименование спорных объектов недвижимости - "нежилое помещение".
Указанные нежилые помещения находятся в пределах здания с кадастровым номером N, год завершения строительства - 1998, общей площадью 11 317,9 кв. м., назначение: "нежилое здание", наименование: "торговое", количество этажей: 2, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: <адрес>. Данные о правообладателе и о кадастровых номерах иных объектов, в пределах которых расположен объект недвижимости с кадастровым номером N, отсутствуют, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ЕГРН от 02.02.2021 г. N 99/2021/373349221.
Согласно позиции административного ответчика нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N включены в оспариваемые Перечни на основании п.п. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Вместе с тем, само по себе наименование здания недостаточно для включения в Перечни расположенных в нем помещений.
Из сообщения Самарского областного отделения Средне - Волжского филиала АО " <данные изъяты>" от 31.03.2021 г., представленного на запрос суда следует, что в архивном фонде отсутствуют сведения об объекте недвижимости по адресу: <адрес>, в связи с чем предоставить копию технического паспорта не представляется возможным.
Технические паспорта на нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N суду также не представлены.
Из экспликации площади помещений к техническому паспорту нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 198,4 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, составленного 04.10.2021 г. кадастровым инженером ФИО1., следует, что назначение помещений следующее: холл, МРТ, технические помещения, санузел, операторская, кабинеты, комната отдыха.
При этом назначение помещений "кабинеты" не тождественно термину "офисы" по смыслу, придаваемому налоговым законодательством для целей налогообложения.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учёта (инвентаризации) наименование и назначение спорных нежилых помещений, как и здания в котором они расположены, не могут быть признаны, безусловно определенными в целях применения положений п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, а также положений п. 5 ст. 378.2 НК РФ.
Кроме того, земельный участок под нежилым зданием с кадастровым номером N не сформирован, виды его разрешенного использования, не определены, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29.03.2021 г. NКУВИ-002/2021-28045277 об отсутствии в ЕГРН сведений об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 N 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учёта (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Однако, осмотр как нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N, так и здания с кадастровым номером N, в котором они расположены, в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2018-2021 годы, до начала налоговых периодов (п. 7 ст. 378.2 НК РФ), министерством имущественных отношений Самарской области не проводился, процентное соотношение используемых фактически площадей не определялось, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Административными истцами представлен суду акт осмотра нежилых помещений, составленный представителем С.Н.Н. 04.04.2021 г., а также фотоматериалы к нему, из которых следует, что нежилое помещение с кадастровым номером N фактически используется под размещение стоматологии " <данные изъяты>", оно расположено на первом этаже здания с кадастровым номером N. Помещение имеет отдельный вход со стороны ул. Ворошилова (фото 18). В помещении расположен стоматологический кабинет: кресло стоматолога (фото 19), зона ожидания (фото 20), аппарат рентгена (фото 21).
Нежилое помещение с кадастровым номером N фактически используется под размещение медицинской клиники "В.", оно расположено на втором этаже здания с кадастровым номером N. Вход в помещение осуществляется через места общего пользования: вход в пристроенную часть со стороны ул. Свердлова (фото 22), лестничный марш на 2 этаж, коридор 2 этажа (фото 23). В помещении расположены регистратура и зона ожидания (фото 24), процедурные кабинеты, кабинеты приема врачей (фото 25 - фото 33).
Нежилое помещение с кадастровым номером N фактически используется под размещение медицинской клиники " <данные изъяты>", оно расположено на первом этаже здания с кадастровым номером N. Вход в помещение осуществляется через места общего пользования: вход в пристроенную часть со стороны ул. Свердлова (фото 22), коридор 1 этажа (фото 34). В помещении расположены регистратура и зона ожидания (фото 35), кабинет УЗИ (фото 36,37), кабинет МРТ (фото 39,40).
Из материалов дела также следует, что 01.09.2017 г. между О.Г.С. и ООО " <данные изъяты>" заключен договор безвозмездного пользования имуществом, согласно которого в безвозмездное пользование ООО " <данные изъяты>" передано нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, 1 этаж, по. N 11,11а, 11б, 11в, 11г. Договор заключен сроком на 11 месяцев с 01.09.2017 г. по 31.07.2018 г.
Аналогичный договор заключен между Офицеровой Г.С. и ООО " <данные изъяты>" 01.08.2018 г. на срок с 01.08.2018 г. по 30.09.2018 г.
25.12.2012 г. Министерством здравоохранения Самарской области ООО " <данные изъяты>" выдана лицензия N ЛО-63-01-001821 на осуществление медицинской деятельности. Местом нахождения и местами осуществления лицензируемого вида деятельности является 445042, <адрес>, офис N 11.
01.11.2018 г. между О.Г.С. и ООО " <данные изъяты>" заключен договор аренды нежилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, 1 этаж, по. N 11,11а, 11б, 11в, 11г. Договор заключен сроком на 11 месяцев с 01.11.2018 г. по 30.09.2019 г.
Аналогичные договоры заключены между Офицеровой Г.С. и ООО " <данные изъяты>" 01.10.2019 г. на срок с 01.10.2019 г. по 30.08.2020 г. и 01.09.2020 г. на срок с 01.09.2020 г. по 30.07.2021 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.04.2021 года N ЮЭ9965-21-103490415, основным видом деятельности ООО " <данные изъяты>" является стоматологическая практика (код по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС.Ред.2-86.23).
04.01.2016 г. между ИП Ю.Г.Н. и ООО " <данные изъяты>" заключен договор аренды помещения и оборудования б/н, согласно которого арендатору передано нежилое помещение, общей площадью 198,4 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>. Договор заключен сроком до 03.12.2016 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.04.2021 года N ЮЭ9965-21-103492057, основным видом деятельности ООО " <данные изъяты>" является деятельность в области здравоохранения (код по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС.Ред.2-86).
15.12.2015 г. Министерством здравоохранения Самарской области ООО " <данные изъяты>" выдана лицензия N ЛО-63-01-003478 на осуществление медицинской деятельности. Местом нахождения и местами осуществления лицензируемого вида деятельности является: 445042, <адрес>, 1 этаж, комнаты N 69,70,71,72,73,74,75,76,77, 77А, 77Б, 77В, 77Г.
01.07.2018 г., 02.01.2019 г., 01.12.2019 г., 01.12.2020 г. между ИП П.Л.А. и ООО <данные изъяты>" заключен договор аренды нежилого помещения, согласно которого арендатору переданы нежилые помещения общей площадью 288,3 кв. м., состоящие из комнат N 32-36,38-47, расположенных на 2-ом этаже здания (Литер А) по адресу: <адрес>. Помещение передано арендатору для размещения в нем медицинского центра.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.04.2021 года N ЮЭ9965-21-103492561, основным видом деятельности ООО <данные изъяты>" является общая врачебная практика (код по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС.Ред.2-86.21).
17.11.2017 г. Министерством здравоохранения Самарской области ООО <данные изъяты>" выдана лицензия N ЛО-63-01-004431 на осуществление медицинской деятельности. Местом нахождения и местами осуществления лицензируемого вида деятельности является: 445042, <адрес>.
Вместе с тем, Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р, деятельность в области здравоохранения (86), общая врачебная практика (86.21) и стоматологическая практика (86.23) не отнесены к бытовым услугам, в отношении которых статьей 378.2 НК РФ установлены особенности исчисления налоговой базы.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные акты.
Суд полагает, что административным ответчиком не опровергнуты доводы административных истцов и не доказан факт соответствия как нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N, так и здания, в котором они расположены, критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N, суд приходит к выводу о том, что они не соответствуют критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не являются административно-деловым либо торговым центром, использование не менее 20 процентов общей площади здания и помещений в нем для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не установлено, в связи с чем, у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения спорных помещений в Перечни объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год и на 2021 год.
При таких обстоятельствах требования истцов в части необоснованности включения в Перечни нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом изложенного, суд полагает, что нормативные правовые акты, имеющие ограниченный срок применения, в целях восстановления прав и законных интересов административных истцов следует признать недействующими в оспариваемой части со дня их принятия.
Вместе с тем, суд полагает, что не подлежат удовлетворению требования административных истцов о признании недействующими со дня принятия Перечней объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018-2021 г.г. в части включения в них под пунктами: 8923 - Перечня, на 2018 г., 8708 - Перечня, на 2019 г., 9586 - Перечня, на 2020 г. и 8334 - Перечня, на 2021 г., нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>
При этом, суд исходит из следующего.
В силу положений пункта 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязательным условием для признания нормативного правового акта недействующим является установление факта нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов таким актом.
Административные истцы в обоснование своих требований ссылаются на то обстоятельство, что поскольку нежилое здание с кадастровым номером N включено в оспариваемые Перечни, то все объекты недвижимости, находящиеся в данном здании, в том числе и принадлежащие им нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости.
Между тем сведений о том, что О.Г.С., П.Г.С. и Ю.Г.В. производят уплату налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости здания, либо исходя из доли площади принадлежащих им нежилых помещений в общей площади здания в материалы дела не представлено. Собственниками нежилого здания с кадастровым номером N, в котором расположено 210 помещений, административные истцы не являются.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что оспариваемыми в указанной части нормативными правовыми актами нарушены права и законные интересы административных истцов, не имеется.
Таким образом, требования административных истцов подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании "Волжская коммуна".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск О.Г.С., Ю.Г.В., П.Л.А. - удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 г. N 1647, в части включения в него под пунктом 29156 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 28.10.2018 г. N 1608, в части включения в него под пунктом 30749 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 г. N 2201, в части включения в него под пунктом 31594 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 30008 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 г. N 1647, в части включения в него под пунктом 29128 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 28.10.2018 г. N 1608, в части включения в него под пунктом 30723 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 г. N 2201, в части включения в него под пунктом 31580 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 29982 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 г. N 1647, в части включения в него под пунктом 29240 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 28.10.2018 г. N 1608, в части включения в него под пунктом 30825 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 г. N 2201, в части включения в него под пунктом 31653 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 30084 нежилого помещения с кадастровым номером N.
В удовлетворении остальной части иска О.Г.С., Ю.Г.В., П.Л.А. о признании недействующими со дня принятия:
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 г. N 1647, в части включения в него под пунктом __ нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 28.10.2018 г. N 1608, в части включения в него под пунктом __ нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 г. N 2201, в части включения в него под пунктом __ нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом __ нежилого здания с кадастровым номером N - отказать.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.04.2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 6 апреля 2021 г. N 3а-640/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании