I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Всероссийского конкурса образовательных практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования в соответствии с приоритетными направлениями, в том числе каникулярных профориентационных школ, организованных образовательными организациями в 2021 году (далее - Конкурс).
1.2. Организатор Конкурса - Министерство просвещения Российской Федерации.
1.3. Конкурс проводится в соответствии с:
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О приоритетных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
паспортом национального проекта "Образование";
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей".
II. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении
2.1. Виды направленностей дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (далее - ДООП) определены приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 года N 196 (ред. от 30 сентября 2020 года) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" и включают: техническую, естественно-научную, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую, социально-гуманитарную направленности.
2.2. Образовательные практики - совокупность результирующих материалов и документов, обеспечивающих эффективную реализацию ДООП и достижение планируемых образовательных результатов обучающихся. Образовательные практики отражают завершенный цикл обучения и воспитания обучающихся, осваивающих ДООП, в том числе в условиях образовательных проектов с участием наставников и новых форм наставничества.
2.3. Приоритетные направления дополнительного образования детей - направления развития актуальных сфер науки, техники, культуры, общества, промышленности, технологий и других, в соответствии с глобальными вызовами, национальными целями и задачами социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Перечень приоритетных направлений для реализации задач обновления содержания и технологий дополнительного образования детей и разработки краткосрочных профориентационных программ по направленностям представлен в Приложении N 1 к Положению.
III. Цели и задачи Конкурса
3.1. Цель Конкурса:
создание творческих условий для выявления и трансляции эффективных образовательных практик в сфере дополнительного образования детей в целях личностного и профессионального самоопределения обучающихся.
3.2. Задачи:
выявление, обобщение и распространение эффективных образовательных практик в сфере дополнительного образования детей, включая новые формы наставничества;
обеспечение развития партнерства по направленностям дополнительного образования детей "школа - организация дополнительного образования - профессиональная образовательная организация - организация высшего образования - работодатель" при реализации краткосрочных профориентационных программ;
поддержка развития вариативности дополнительного образования детей, качества и доступности дополнительных общеобразовательных программ и образовательных проектов наставничества для детей по приоритетным направлениям;
обеспечение открытого доступа к цифровому реестру эффективных образовательных практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей.
IV. Этапы и сроки проведения Конкурса
Конкурс проводится в два этапа:
4.1. Первый этап - федеральный заочный. Федеральный заочный этап проводится в период с 1 апреля по 10 мая 2021 года.
4.2. Второй этап - федеральный финальный. Проходит в дистанционном формате в период с 10 по 25 мая 2021 года. Условия проведения федерального финального этапа будут определены Оргкомитетом Конкурса дополнительно.
V. Руководство Конкурсом
5.1. Для организации, подготовки и проведения Конкурса в 2021 году Минпросвещения России назначен официальный оператор мероприятия - федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий" (далее - Оператор).
5.1.1. Оператор осуществляет организационно-методическое, экспертно-аналитическое, информационно-техническое сопровождение Конкурса, организацию и проведение конкурсных испытаний федерального заочного и федерального финального этапов Конкурса.
5.1.2. Оператор обеспечивает обработку результатов всех этапов Конкурса.
5.2. Жюри Конкурса:
осуществляет экспертную оценку конкурсных материалов и выполненных заданий участниками Конкурса в соответствии с критериями оценки конкурсных испытаний;
определяет победителей по каждой номинации на каждом этапе Конкурса.
5.2.1. В состав профессионального жюри включаются признанные профессиональным сообществом эксперты, представители органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, культуры, спорта, охраны окружающей среды, социальной защиты населения, молодежной политики, представители научно-педагогического сообщества, общественных и социально-ориентированных некоммерческих организаций, бизнес-сообщества, федеральных ресурсных центров по направленностям дополнительного образования детей, региональных модельных центров дополнительного образования детей и др.
VI. Участники Конкурса
6.1. В Конкурсе принимают участие педагогические и управленческие работники различных должностей, осуществляющие организацию образовательной деятельности по ДООП в образовательных организациях всех типов (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), и (или) организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальные предприниматели. Требования к трудовому стажу участников Конкурса настоящим Положением не устанавливаются.
6.2. В Конкурсе могут принимать участие специалисты реального сектора экономики, реализующие дополнительные общеобразовательные программы и (или) образовательные проекты в организациях, осуществляющих образовательные проекты неформального дополнительного образования; в кванториумах, центрах цифровых технологий, IT-кубах, домах научной коллаборации и др., включая практики НТИ, наставничества.
6.3. Участие в конкурсе может быть персональное и командное, заявительное как от физических лиц, так и от юридических лиц, включая участие коллективов образовательных организаций, в том числе в рамках сетевого взаимодействия.
VII. Номинации
Отбор образовательных практик проводится по следующим номинациям:
7.1. "Художественная направленность".
7.2. "Социально-гуманитарная направленность".
7.3. "Туристско-краеведческая направленность".
7.4. "Физкультурно-спортивная направленность".
7.5. "Техническая направленность".
7.6. "Естественно-научная направленность".
VIII. Порядок проведения Конкурса
8.1. Участие в Конкурсе для всех участников бесплатное.
8.2. Допускается выдвижение одной образовательной практики только в одну из номинаций Конкурса.
8.3. Федеральный заочный этап:
Участники в период с 1 по 15 апреля 2021 г. размещают заявки, согласно Приложению N 2, согласие на обработку персональных данных, согласно приложению N 3 и ссылку на конкурсные материалы на сайте Оператора в разделе "События" http://vcht.center/events/.
8.4. Экспертиза материалов, поступивших на федеральный заочный этап. С 20 апреля по 5 мая 2021 г. профессиональное жюри осуществляет экспертизу работ, поступивших на Конкурс. На финальный этап выходит не более 5 работ из каждой номинации, поступивших на федеральный заочный этап, согласно сводной рейтинговой таблице оценок профессионального жюри. Объявление результатов заочного этапа - до 10 мая 2021 г.
8.5. Федеральный финальный этап. На федеральном финальном этапе участники по всем номинациям в формате публичной презентации защищают образовательную практику. Для победителей федерального заочного этапа Конкурса Оператор организует установочный семинар в режиме онлайн по условиям участия в федеральном финальном этапе Конкурса.
IX. Требования к конкурсным материалам
9.1. При подаче конкурсных материалов рекомендуется:
применение дистанционных образовательных технологий в процессе реализации процесса обучения и воспитания;
реализация образовательной практики с обучающимися особых категорий (с ограниченными возможностями здоровья; находящимися в социально опасном положении, с низкими образовательными результатами; одаренными).
9.2. Образовательная практика может быть предъявлена в любой форме по решению участников Конкурса: в виде сценария культурного или событийного мероприятия, конспекта проведения занятия в разнообразных формах (квест, игра, соревнование, марафон, экспедиция, просветительский, образовательный или исследовательский проект и др.).
9.3. Образовательные практики и все сопровождающие документы должны быть выполнены на государственном языке Российской Федерации - на русском языке.
9.4. Комплект конкурсных материалов - органайзер образовательной практики включает:
1. Сведения о:
номинации, в соответствии с п. 7.1. - 7.6;
количестве участников Конкурса, указанных в п. 6.3;
наименовании практики;
наименовании организации, на базе которой практика была реализована.
2. Сведения о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе, в рамках которой реализуется сама образовательная практика:
наименование программы, в рамках которой реализуется практика;
направленность дополнительного образования;
общий объем часов и срок освоения;
целевая аудитория обучающихся, на которых рассчитана;
краткая аннотация содержания;
планируемые результаты;
особенности реализации.
3. Содержание и описание образовательной практики (квест, игра, соревнование, марафон, экспедиция, просветительский, образовательный или исследовательский проект и др.) представляется в свободном формате по выбору участников Конкурса.
4. Материалы, подтверждающие образовательные результаты обучающихся. Образовательная практика подтверждается фактами внешней оценки профессионально-общественного признания. Также при необходимости могут быть приложены анализ, содержание входного и итогового анкетирования, отзывы, рецензии, опросы.
9.5. Требования к конкурсным материалам
Файлы с конкурсными материалами оформляются в формате Word. Объем материала - не более 30 страниц (за исключением изданных сборников в формате pdf); шрифт - 14 кегль, интервал - 1,0, все поля по 2 см, нумерация страниц - внизу, по центру.
Предусмотрено включение ссылок на подтверждающие документы, видео/фотоматериалы объемом не более 500 Мб.
Конкурсные материалы могут быть расположены на бесплатных общедоступных облачных хостингах (например, яндекс.диск, облако.мэйл.ру и др.) или видеохостингах (например, YouTube и др.). Ссылка на конкурсные материалы, размещенные на облачном хостинге или видеохостинге, должна быть действительна до окончания федерального финального этапа Конкурса и доступна для всех. Использование других способов передачи файлов не допускается.
9.6. Фактом подачи заявки и конкурсных материалов участники Конкурса гарантируют, что им принадлежат исключительные права на конкурсные материалы. Участники Конкурса обязаны обеспечить соблюдение авторских прав третьих лиц при использовании их разработок в составе конкурсных материалов. Фактом подачи заявки и конкурсных материалов участники предоставляют Оператору Конкурса безотзывное неисключительное право использования конкурсных материалов всеми способами, указанными в п. 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, на территории Российской Федерации и всех стран мира в течение 10 лет.
X. Критерии оценки конкурсных работ
10.1. Материалы, поступившие на федеральный заочный и федеральный финальный этап, будут оцениваться по 10-балльной шкале по каждому критерию. При этом минимальной оценкой может быть - 0, максимальной - 10.
10.2. Критерии оценивания материалов на федеральном заочном этапе представлены в Приложении N 4 к Положению.
10.3. Критерии оценивания материалов на федеральном финальном этапе представлены в Приложении N 5 к Положению.
XI. Награждение участников
11.1. Подведение итогов федерального финального этапа Конкурса осуществляет профессиональное жюри по номинациям.
11.2. Участникам федерального заочного этапа Конкурса рассылаются сертификаты участников Конкурса в электронном виде.
11.3. Победителям и лауреатам федерального финального этапа Конкурса рассылаются в электронном виде дипломы победителей и лауреатов соответственно.
11.4. На финальный федеральный этап в добровольном заявительном порядке допускаются победители и лауреаты всероссийских конкурсов программно-методических разработок за 2020 год, проведенных федеральными ресурсными центрами по направленностям дополнительного образования детей: ФГБУК "ВЦХТ", ФГБОУ ДО ФЦДО, ФГБОУ ДО "ФЦДЮТиК", ФГБУ "ФЦОМОМФ".
11.5. Результаты Конкурса размещаются на сайте ФГБУК "ВЦХТ" и в социальных сетях в течение 5 рабочих дней после финального мероприятия.
XII. Заключительные положения
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
13.1. Вопросы, не отраженные в настоящем Положении, решаются Оргкомитетом Конкурса в пределах установленных компетенций.
13.2. Материалы, присланные на Конкурс, не возвращаются и не рецензируются.
13.3. Ответственность за содержание конкурсных материалов организатор и оператор Конкурса не несут.
13.4. Организатор и оператор Конкурса рассматривают участие в Конкурсе как согласие на последующие публикации конкурсных материалов.
__
Директор ФГБУК |
О.В. Гончарова |
Директор Департамента |
Н.А. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о Всероссийском Конкурсе образовательных практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования в соответствии с приоритетными направлениями, в том числе каникулярных профориентационных школ, организованных образовательными организациями (утв. ФГБУК "Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий" и Департаментом государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ 23 марта 2021 г.)
Текст положения опубликован не был