Решение Самарского областного суда от 2 апреля 2021 г. N 3а-632/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-632/2021 по административному исковому заявлению Н.Е.И. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части, установил:
Н.Е.И. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названным пунктом в Перечень включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку его назначение и фактическое использование не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В судебном заседании представитель административного истца В.Д.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Пояснил, что здание собственником не использует, частично дается в аренду.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, предоставил письменное возражение, в котором указал, что согласно сведениям, полученным из ЕГРН, в указанный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером N, имеющее наименование "производственный корпус с АБК" (административно-бытовой корпус), что позволяет отнести его к объектам, предназначенным для использования одновременно как в целях административного, так и в целях размещения объектов бытового обслуживания.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Неявка в судебное заседание административного ответчика не препятствует рассмотрению дела, поскольку обязанность суда, предусмотренная ст. 45 и 226 КАС РФ об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, исполнена.
При таких обстоятельствах суд полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора Г.А.Н., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской
Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, опубликованный на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, и печатном издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) 20.11.2018 г.;
Оспариваемый приказ издан в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В указанный Перечень на 2019 под порядковым номером N включено нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1799,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 1799,2 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.02.2021.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 НК РФ).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1799,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, стр.15, производственный корпус с АБК лит А15 имеет назначение "нежилое" и наименование: "производственный корпус с АБК".
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов. Виды разрешенного использования: для эксплуатации производственного корпуса с абк, гаража и кузницы; для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке расположено здание: Производственный корпус с АБК (ЛитА15) с кадастровым (условным) номером N, имеющий адрес: <адрес>
Согласно технической документации - экспликации к техническому паспорту от 13.08.2008 г., выполненного МУП "Инвентаризатор" на нежилое здание лит. А15 - производственный корпус с АБК нежилое здание площадью 1799,2 кв. м. имеет один этаж, его части имеют следующее назначение: тамбур, кладовая, комната, зал совещаний (49,4), комната приема пищи (17,7), душевая (6,8+1,6+4,8+7,2), парная (7,2), кухня (46,0), кафе (92,1), комната отдыха (12,0+12,2+12,3+12,3), кабинет, холл (38,1 +193,7), приемная (15,5), коридор, архив, санузел, лестница, служебное помещение, подсобная, бытовое помещение, комната мастера, слесарная мастерская, склад, сварочный участок, участок сборки, станочный цех, помещение подготовки, гардероб.
При этом, назначение помещений "кабинеты" не тождественно термину "офисы", назначение помещений "холл", так же тождественно понятию "офис", так как относится к категориям помещений, предназначенных для обслуживания помещений и доступа к ним, а площадь помещений, предназначение которых предполагает возможное размещение объектов бытового обслуживания (душевая, парная), объектов общественного питания (кухня, комната приема пищи, кафе), офисов (приемная, зал совещаний) менее 20% от общей площади здания.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого помещения, как и здания в котором оно расположено, не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 1 п. 1, п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ. Кроме того, виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N для эксплуатации производственного корпуса с абк, гаража и кузницы; для объектов общественно-делового значения, не предусматривают безусловное размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Однако, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого здания в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечня на 2019 год до начала налоговых периодов (п. 7 ст. 378.2 НК РФ), министерством имущественных отношений не проводилось.
Как установлено в судебном заседании ИП Н.Е.И. с ООО "Б" заключен договор аренды нежилого помещения б/н от 01.03.2018, согласно которому арендодателем предоставлены арендатору помещения под производство площадью 120 кв. м. (п.п. 1.1.-1.3 договора).
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 31.03.2021 г. основным видом деятельности ООО "Б" является производство пива (п. 11.05 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)).
Согласно договора аренды нежилого помещения N 15/2018 от 01.10.2018 г., заключенного ИП Н.Е.И. с ООО "НПП "Ф", арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение площадью 308,00 кв. м. под производство (п.п. 1.1.-1.3 договора).
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 31.03.2021 г. основным видом деятельности ООО "НПП "Ф" является производство теплообменных устройств, оборудования для кондиционирования воздуха промышленного холодильного и морозильного оборудования, производство оборудования для фильтрования и очистки газов (28.25.1 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)).
Как следует из договора аренды нежилого помещения N 14/2019 от 05.11.2019 г., заключенного ИП Н.Е.И. с ООО "М К", арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение площадью 534,9 кв. м. под производство (п.п. 1.1.-1.3 договора).
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 31.03.2021 г. основным видом деятельности ООО "М К" является производство и консервирование мяса птицы (10.12 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)).
Согласно договора аренды нежилого помещения N 4/2019 от 01.04.2019 г., заключенного ИП Н.Е.И. с ООО "А", арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение площадью 26,00 кв. м. под офисы (п.п. 1.1.-1.3 договора).
Как следует из договора аренды нежилого помещения N 10/2019 от 01.08.2019 г., заключенного ИП Н.Е.И. с ООО "С п", арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение площадью 25,0 кв. м. под офисы (п.п. 1.1.-1.3 договора).
Таким образом, фактическое использование площади нежилого здания в целях офисного назначения (26,0 + 25,0) значительно менее 20% от общей площади здания.
В соответствии с положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, а именно, соответствия оспариваемых нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
В письменных возражениях министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на наименование здание "производственный корпус с АБК" (административно-бытовой корпус), что позволяет отнести его к объектам, предназначенным для использования одновременно как в целях административного, так и в целях размещения объектов бытового обслуживания.
Вместе с тем, само по себе наименование здания "производственный корпус с АБК", указанное в ЕГРН, не может свидетельствовать об отнесении объекта недвижимого имущества административно-бытовому зданию и без оценки иных фактических обстоятельств по делу здание не может быть отнесено к объектам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 г.г. и полагает, что оспариваемый нормативно-правовой акт - приказ министерства имущественных отношений Самарской области в указанной части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
С учетом изложенного заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая ограниченный срок применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Самарской области - "Волжская коммуна".
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск Н.Е.И. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него под пунктом N N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09.04.2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 2 апреля 2021 г. N 3а-632/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании