Постановление Правительства Ярославской области от 22 апреля 2021 г. N 220-п
"О реализации в 2021 - 2023 годах мероприятия по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей"
24 февраля 2022 г.
В целях обеспечения реализации на территории Ярославской области мероприятия по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", паспорт которого утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16,
Правительство области Постановляет:
1. Определить региональным координатором мероприятия по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" департамент образования Ярославской области.
2. Утвердить прилагаемый комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" на 2021 - 2023 годы.
3. Утвердить прилагаемую Концепцию создания и функционирования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" на 2021 - 2023 годы.
Пункт 4 изменен с 24 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Ярославской области от 24 февраля 2022 г. N 103-п
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы здравоохранения, труда и социальной защиты, образования, семейной и демографической политики.
5. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель Правительства области |
Д.А. Степаненко |
Комплекс мер изменен с 24 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Ярославской области от 24 февраля 2022 г. N 103-п
Утверждён
постановлением Правительства области
от 22.04.2021 N 220-п
Комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в 2021 - 2023 годах
24 февраля 2022 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Результат |
Срок |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2021 год | ||||
1. |
Определено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (далее - центры "Точка роста"), а также утверждены: - перечень и минимальные значения индикаторов и показателей реализации мероприятий по созданию и функционированию центров "Точка роста"; - типовое положение о центре "Точка роста"; - перечень общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, на базе которых планируется создание центров "Точка роста" |
региональный координатор 1 |
приказ департамента образования Ярославской области |
завершено 28 января 2021 года |
2. |
Сформирован и согласован инфраструктурный лист |
региональный координатор, федеральный оператор 2 |
письмо федерального оператора и приказ департамента образования Ярославской области |
согласно отдельному графику |
3. |
Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания центров "Точка роста" |
региональный координатор, государственное казенное учреждение Ярославской области "Агентство по обеспечению функционирования системы образования Ярославской области" |
извещения о проведении закупок |
апрель 2021 года |
4. |
Сформированы проекты зонирования центров "Точка роста" |
региональный координатор |
приказ департамента образования Ярославской области |
завершено 01 апреля 2021 года |
5. |
Проведен мониторинг работ по приведению площадок центров "Точка роста" в соответствие с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации |
региональный координатор |
отчет о проведении мониторинга по форме, определяемой Министерством просвещения Российской Федерации или федеральным оператором |
25 августа 2021 года |
6. |
Начало работы центров "Точка роста" |
региональный координатор |
информационные материалы в средствах массовой информации |
01 сентября 2021 года |
7. |
Ежеквартальный мониторинг достижения показателей создания и функционирования центров "Точка роста" |
региональный координатор |
отчет о достижении показателей, направленный федеральному оператору по итогам мониторинга |
01 октября 2021 года |
2022 и 2023 годы | ||||
1. |
Определено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров "Точка роста", а также утверждены: - перечень и минимальные значения индикаторов и показателей реализации мероприятий по созданию и функционированию центров "Точка роста"; - типовое положение о центре "Точка роста"; - перечень общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, на базе которых планируется создание центров "Точка роста" |
региональный координатор 1 |
приказ департамента образования Ярославской области |
ежегодно в сроки, установленные федеральным оператором |
2. |
Сформирован и согласован инфраструктурный лист |
региональный координатор, федеральный оператор 2 |
письмо федерального оператора и приказ департамента образования Ярославской области |
ежегодно согласно отдельному графику |
3. |
Сформирован типовой проект дизайна и зонирования помещений центра "Точка роста" |
региональный координатор |
письмо федерального оператора и приказ департамента образования Ярославской области |
ежегодно в сроки, установленные федеральным оператором |
4. |
Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания центров "Точка роста" |
региональный координатор, государственное казенное учреждение Ярославской области "Агентство по обеспечению функционирования системы образования Ярославской области" |
извещения о проведении закупок |
не позднее 15 февраля 2022 года, далее - ежегодно |
5. |
Информационная справка об общеобразовательных организациях, на базе которых создаются центры "Точка роста" |
региональный координатор |
по форме, определяемой ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" |
30 июня 2022 года, далее - ежегодно |
6. |
Реестр документов, подтверждающих приемку материальных ценностей и услуг в рамках создания центров "Точка роста" |
региональный координатор |
по форме, определяемой Министерством просвещения Российской Федерации или федеральным оператором |
25 августа 2022 года, далее - ежегодно |
7. |
Проведен фотомониторинг площадок центров "Точка роста" в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации |
региональный координатор |
по форме, определяемой Министерством просвещения Российской Федерации или федеральным оператором |
25 августа 2022 года, далее - ежегодно |
8. |
Сформирован единый комплексный план мероприятий по организационно-методической поддержке инфраструктуры национального проекта "Образование", в том числе центров "Точка роста" |
региональный координатор |
приказ департамента образования Ярославской области |
25 августа 2022 года, далее - ежегодно |
9. |
Начало работы центров "Точка роста" |
региональный координатор |
информационное освещение в средствах массовой информации, наличие заполненного раздела о центре "Точка роста" на сайте образовательной организации |
15 сентября 2022 года, далее - ежегодно |
10. |
Ежеквартальный мониторинг достижения показателей создания и функционирования центров "Точка роста" |
региональный координатор |
отчет о достижении показателей, направленный федеральному оператору по итогам мониторинга |
01 октября 2022 года, далее - ежеквартально |
11. |
Информация о повышении квалификации педагогических работников, реализующих образовательные программы на базе центра "Точка роста" |
региональный координатор |
по форме, определяемой Министерством просвещения Российской Федерации или федеральным оператором |
в течение календарного года |
------------------------------
1Региональный координатор - орган исполнительной власти Ярославской области, ответственный за реализацию мероприятий по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров "Точка роста" в 2021 - 2023 годах.
2 Федеральный оператор - учреждение, подведомственное Министерству просвещения Российской Федерации, уполномоченное на осуществление организационно-технического, методического и информационного сопровождения создания в субъектах Российской Федерации центров образования естественно-научной и технологической направленностей.
Утверждена
постановлением Правительства области
от 22.04.2021 N 220-п
Концепция создания и функционирования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" на 2021 - 2023 годы
1. Общие положения
1.1. Настоящая Концепция разработана с целью обеспечения реализации на территории Ярославской области мероприятия по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", паспорт которого утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
- дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников;
- малый город - город с численностью населения менее 50 тысяч человек (согласно Своду правил 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89");
- малокомплектные общеобразовательные организации - общеобразовательные организации, расположенные в сельской местности и малых городах, в которых в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допущено формирование классов-комплектов из детей разного возраста, обучающихся по программам общего образования. Численность классов-комплектов в каждой параллели малокомплектной общеобразовательной организации составляет не более 1 единицы. Источником информации о малокомплектных общеобразовательных организациях являются сведения о количестве классов-комплектов, а также о количестве классов в каждой параллели в общеобразовательных организациях в соответствии с формой федерального государственного статистического наблюдения "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования". При необходимости сведения о малокомплектных общеобразовательных организациях могут уточняться путем запросов информации в общеобразовательных организациях или органах местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющих управление в сфере образования;
- образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных дисциплин, курсов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
- сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; способ деятельности по совместному использованию ресурсов;
- сетевая образовательная программа - образовательная программа, реализуемая с использованием сетевой формы посредством взаимодействия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с договором о сетевой форме реализации образовательной программы.
1.2. Ярославская область имеет значительный опыт в реализации крупных проектов в сфере образования различного уровня, таких как:
- международный форум "Евразийский образовательный диалог" (проводится с 2012 года);
- Всероссийский форум "Будущие интеллектуальные лидеры России" (проводится с 2013 года; с 2017 года - Всероссийский форум профессиональной ориентации "ПроеКТОриЯ");
- чемпионат "Молодые профессионалы" WorldSkills Russia (Ярославская область - официальный участник движения Национального чемпионата "Молодые профессионалы" WorldSkills Russia с 2014 года).
С 2015 года Ярославская область принимает участие в международных исследованиях качества граждановедческого, математического и естественно-научного образования (ICCS и TIMSS).
С 2016 года Ярославская область являлась участником реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы"; с 2018 года является участником реализации следующих мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования":
- повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов (с 2017 года);
- модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (с 2016 года);
- обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей (2016 - 2018 годы);
- формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей (2018 год);
- создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленностей для обучающихся: в 2017 году в регионе создан первый детский технопарк "Кванториум"; в 2019 году второй детский технопарк "Кванториум" создан в рамках реализации соответствующего мероприятия федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование";
- развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества образования (2018 год);
- создание центров цифрового образования детей в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование": в 2019 и 2020 годах созданы 2 центра в городском округе городе Переславле-Залесском и Тутаевском муниципальном районе;
- внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование". В 2019 - 2020 годах обновлены материально-техническая база и информационно-коммуникационная инфраструктура в 106 образовательных организациях региона;
- обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование". В 2019 году в рамках реализации мероприятия по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" современное оборудование для освоения предметной области "Технология", предметов "Информатика" и "ОБЖ" закуплено для 42 школ, расположенных в сельской местности и малых городах области.
Мероприятия федеральных программ развития образования, в которых приняла участие Ярославская область, направлены на решение стоящей перед региональной системой образования задачи по обеспечению равных возможностей получения обучающимися качественного и доступного образования вне зависимости от местонахождения образовательной организации. Данная задача соотносится с одной из целей стратегического развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", - вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
1.3. В рамках муниципального устройства в Ярославской области образовано 3 городских округа (города Ярославль, Переславль-Залесский, Рыбинск) и 16 муниципальных районов. Согласно данным статистического бюллетеня "Численность населения и состав муниципальных образований Ярославской области на 01 января 2020 года" Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в регионе 6 городов областного подчинения и 5 городов районного подчинения.
Численность населения в указанных городах составляет:
N п/п |
Наименование |
Численность населения (чел.) |
Города областного подчинения | ||
1. |
Г. Ярославль |
608353 |
2. |
Г. Рыбинск |
184635 |
3. |
Г. Переславль-Залесский |
37943 |
4. |
Г. Ростов |
30515 |
5. |
Г. Тутаев |
39837 |
6. |
Г. Углич |
31758 |
Города районного подчинения | ||
1. |
Г. Гаврилов-Ям |
16536 |
2. |
Г. Данилов |
14522 |
3. |
Г. Любим |
5039 |
4. |
Г. Мышкин |
5488 |
5. |
Г. Пошехонье |
5650 |
Таким образом, согласно Своду правил 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", к малым городам в Ярославской области относятся 9 из 11 городов (за исключением г. Ярославля и г. Рыбинска).
1.4. В силу территориальных особенностей региона более половины общеобразовательных организаций расположены в сельской местности и малых городах. Согласно сведениям о количестве общеобразовательных организаций в Ярославской области по форме федерального государственного статистического наблюдения "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования", в 2020/2021 учебном году в регионе функционирует 375 общеобразовательных организаций, из которых 192 (51,2 процента) расположены в сельской местности и 53 (14,1 процента) - в малых городах.
Общая численность обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях по основным общеобразовательным программам в Ярославской области составляет 135 807 человек, из них в сельской местности - 18 775 человек, в малых городах - 28 362 человека.
Значительное количество общеобразовательных организаций находится в удалении от культурно-промышленных центров, территориально разрознены, имеют малочисленный контингент обучающихся и неравномерную оснащенность оборудованием, средствами обучения и воспитания. Так, на сегодняшний день парк компьютерной техники в большинстве общеобразовательных организаций в значительной степени устарел. Оборудование кабинетов по учебным предметам предметных областей "Математика и информатика" и "Естественнонаучные предметы" ("Естественные науки") во многом не отвечает требованиям к современному кабинету, что затрудняет образовательную деятельность, снижает качество формирования и развития современных компетенций школьников, не дает им представления об уровне развития промышленности и экономики в целом. Не обеспечен равный доступ к качественному образованию с позиции вариативности и доступности инструментов для удовлетворения индивидуальных образовательных запросов обучающихся.
Таким образом, материально-техническая база общеобразовательных организаций Ярославской области в настоящее время характеризуется наличием дефицитов, препятствующих качественному развитию у обучающихся "навыков будущего", которые позволят им в перспективе стать конкурентоспособными в новой социально-экономической и технологической реальности. Изучение предметных областей "Математика и информатика" и "Естественнонаучные предметы" ("Естественные науки") на современном уровне невозможно без модернизации оборудования.
Оптимальным инструментом обновления системы образования и повышения качества образования станет создание центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (далее - центры "Точка роста"), аккумулирующих в себе современное оборудование, квалифицированные кадры и возможности разработки и распространения новых подходов и технологий в преподавании учебных предметов предметных областей "Математика и информатика" и "Естественнонаучные предметы" ("Естественные науки"). Создание центров "Точка роста" осуществляется на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, в том числе в организациях, показывающих низкие образовательные результаты.
Целью создания центров "Точка роста" является совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам "Физика", "Химия", "Биология".
При создании центров "Точка роста" появляется возможность организовать работу квалифицированных кадров для реализации задач федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование". На условиях реализации сетевых образовательных программ планируется использовать ресурсы педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, первую и высшую квалификационную категорию, что позволит осваивать новые направления развития образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности.
1.5. В течение 2021 - 2023 годов на базе центров "Точка роста" будут реализованы следующие мероприятия:
- обновление материально-технической базы, оснащение современным оборудованием ученико-мест в 16 муниципальных районах и 1 городском округе Ярославской области для повышения образовательных результатов обучающихся, создания условий для освоения обучающимися новых компетенций, развития технической грамотности и популяризации инженерных профессий;
- модернизация методик обучения учебным предметам "Технология", "Информатика", "Физика", "Химия", "Биология" и иным предметам по мере внедрения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных общеобразовательных программ, обновления предметных концепций указанных предметных областей;
- внедрение методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях Ярославской области на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся;
- освоение обучающимися сетевых образовательных программ;
- создание ученических сообществ по сопровождению и наставничеству обучающихся общеобразовательных организаций;
- развитие волонтерской и добровольческой деятельности по сопровождению и наставничеству обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области в различных формах (индивидуальная, групповая, смешанная).
Деятельность центров "Точка роста" позволит достичь следующих результатов:
- реализован комплекс мер по внедрению на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технологической направленностей;
- реализован комплекс мер по обновлению содержания обучения и совершенствованию методов обучения по учебным предметам предметных областей "Математика и информатика" и "Естественнонаучные предметы" ("Естественные науки") - в 2023 году;
- обновлена материально-техническая база 183 общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах;
- проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в 100 процентах образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, - в 2023 году (начиная с 2021 года);
- реализован комплекс мер по внедрению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и примерных основных общеобразовательных программ - в 2022 году;
- реализованы мероприятия по внедрению сетевых образовательных программ, организации сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Настоящая Концепция регламентирует порядок создания центров "Точка роста", описывает особенности использования оборудования центров "Точка роста" в образовательной деятельности общеобразовательных организаций, определяет примерный перечень оборудования центров "Точка роста".
2. Порядок создания центров "Точка роста"
Правительство Ярославской области определяет:
- регионального координатора, обеспечивающего создание и функционирование центров "Точка роста" на территории Ярославской области;
- комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров "Точка роста" на 2021 - 2023 годы;
- настоящую Концепцию.
Региональный координатор в соответствии со сроками, установленными комплексом мер ("дорожной картой") по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров "Точка роста" на 2021 - 2023 годы, определяет должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование центров "Точка роста", а также утверждает:
- перечень и минимальные значения индикаторов и показателей реализации мероприятий по созданию и функционированию центров "Точка роста";
- перечень общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, на базе которых планируется создание центров "Точка роста";
- типовое положение о центре "Точка роста".
Региональный координатор обеспечивает организационное и информационное сопровождение реализации мероприятия по созданию центров "Точка роста", в том числе взаимодействие с федеральным оператором - учреждением, подведомственным Министерству просвещения Российской Федерации, уполномоченным на осуществление организационно-технического, методического и информационного сопровождения создания в субъектах Российской Федерации центров "Точка роста", а также с органами местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющими управление в сфере образования.
Создание центра "Точка роста" на базе общеобразовательной организации допускается как путем выделения соответствующего структурного подразделения общеобразовательной организации, так и без выделения отдельного подразделения.
Общеобразовательная организация издает локальный нормативный акт о создании центра "Точка роста", утверждающий положение о деятельности центра "Точка роста", а также локальный нормативный акт о назначении руководителя центра "Точка роста" (куратора, ответственного за функционирование и развитие центра "Точка роста").
Учредитель общеобразовательной организации, на базе которой создается центр "Точка роста", обеспечивает принятие соответствующих правовых актов и документов, в том числе (при необходимости) устава организации, муниципального задания на финансовый год и плановый период и других актов, или внесение изменений в указанные документы.
При достижении минимальных индикаторов и показателей деятельности центра "Точка роста" общеобразовательная организация имеет возможность осуществлять дополнительный прием обучающихся, в том числе за счет средств бюджета Ярославской области, местных бюджетов и внебюджетных источников, а также реализовывать сетевые образовательные программы.
3. Особенности использования оборудования центров "Точка роста" в образовательной деятельности общеобразовательной организации
3.1. Основными задачами на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования являются:
- внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений;
- повышение мотивации обучающихся к обучению и их вовлеченности в образовательную деятельность;
- обновление материально-технической базы общеобразовательных организаций для освоения основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования по предметным областям "Математика и информатика" и "Естественнонаучные предметы" ("Естественные науки");
- разработка и распространение методических материалов для совершенствования практической подготовки обучающихся по учебным предметам указанных предметных областей, учебным предметам дополнительного образования.
Создание центра "Точка роста" предполагает развитие образовательной инфраструктуры общеобразовательной организации, в том числе оснащение общеобразовательной организации:
- оборудованием, средствами обучения и воспитания для изучения (в том числе экспериментального) предметов, курсов, дисциплин (модулей) естественно-научной и технологической направленностей при реализации основных общеобразовательных программ, курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для расширения содержания учебных предметов "Физика", "Химия", "Биология";
- оборудованием, средствами обучения и воспитания для изучения основ робототехники, механики, мехатроники, освоения основ программирования, реализации программ дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей;
- компьютерным и иным оборудованием.
Перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для оснащения центров "Точка роста", минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для оснащения центров "Точка роста" определяются региональным координатором с учетом примерного перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования центров "Точка роста" в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, входящего в состав методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей, утвержденных распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12.01.2021 N Р-6 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей", а также примерного типового инфраструктурного листа, определяемого федеральным оператором. Для малокомплектных общеобразовательных организаций объем единиц средств обучения и воспитания формируется в меньшем количестве.
3.2. Основными направленностями реализации образовательных программ центров "Точка роста" являются естественно-научная и технологическая. Перечень направленностей образовательных программ, реализуемых на базе центров "Точка роста", может быть расширен в зависимости от имеющихся у общеобразовательных организаций условий, а также потребностей участников образовательных отношений.
Оборудование, закупаемое для оснащения центров "Точка роста", может быть использовано как для проведения уроков по учебным предметам "Физика", "Химия", "Биология" в основной школе, "Окружающий мир" в начальной школе, так и для использования в рамках курсов внеурочной деятельности, а также для организации проектной и исследовательской деятельности, подготовки индивидуального проекта, проведения лабораторных работ, подготовки обучающихся к участию в предметных олимпиадах, подготовки обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
3.3. Задачей центров "Точка роста" является увеличение охвата обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, программами основного общего и дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей на обновленной материально-технической базе, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, посредством реализации сетевых образовательных программ, организации сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Основой функционирования центров "Точка роста" становится проведение мероприятий, направленных на:
- формирование у обучающихся современных компетенций и навыков, развитие технической грамотности и популяризацию инженерных профессий;
- непрерывное развитие управленческих и педагогических кадров, включая повышение квалификации работников центров "Точка роста";
- оснащение ученико-мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, комплектами оборудования для изучения предметных областей "Математика и информатика" и "Естественнонаучные предметы" ("Естественные науки");
- реализацию комплекса мер по внедрению обновленного содержания преподавания основных общеобразовательных программ в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";
- совершенствование практической подготовки по учебным предметам "Технология", "Информатика", "Физика", "Химия", "Биология" и иным предметам;
- реализацию программ внеурочной деятельности (не менее 1/3 объема), ориентированных на поддержание естественнонаучной и технологической направленностей, при этом объем программ естественнонаучной направленности не может составлять менее 20 процентов от общего объема внеурочной деятельности;
- реализацию сетевых образовательных программ с использованием высокооснащенных ученико-мест для повышения образовательных результатов обучающихся;
- реализацию разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ технической и естественно-научной направленностей с использованием средств обучения и воспитания центра "Точка роста";
- создание, апробацию и внедрение модели равного доступа к современным общеобразовательным программам естественно-научной и технологической направленностей для детей, проживающих в сельской местности.
Создаваемая посредством обновления материально-технической базы новая образовательная среда дает возможность:
- обучающимся:
выбирать тематическое содержание и формы деятельности, позволяющие раскрыть их внутренний потенциал;
исполнять различные социальные роли, выбирать и менять коллективы и объединения;
общаться и взаимодействовать со взрослыми и обучающимися разного возраста и круга интересов;
- педагогам:
включиться в систему непрерывного повышения профессионального мастерства посредством повышения квалификации по современным программам, освоения и внедрения инновационных моделей содержания образования;
принять участие в деятельности профессионального сообщества единомышленников с целью обмена профессиональным опытом и дальнейшего развития;
- образовательным организациям:
сохранить и увеличить контингент обучающихся и педагогов;
повысить удовлетворенность участников образовательной деятельности;
повысить результаты образовательной деятельности по предметам естественно-научной и технологической направленностей;
расширить спектр дополнительных общеобразовательных программ;
увеличить число мероприятий и проектов, проводимых образовательными организациями совместно;
заключить договоры о сотрудничестве и реализации сетевых образовательных программ, организации сетевого взаимодействия с другими школами.
В рамках образовательной деятельности использование оборудования центров "Точка роста" позволит повысить эффективность изучаемых предметов за счет использования современных, технологичных и наглядных материалов. Опора на практическую составляющую процесса обучения способствует улучшению уровня усвоения учебной информации.
4. Требования к помещениям центров "Точка роста"
Помещение центра "Точка роста" должно соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций и иным нормативным правовым актам, определяющим требования к организации общего и дополнительного образования детей.
Помещения (функциональные зоны, в том числе учебные кабинеты физики, химии, биологии) центра "Точка роста" рекомендуется располагать в пределах одного здания.
Проектирование, зонирование помещений центров "Точка роста" и определение дизайн-решений осуществляется с учетом руководства по проектированию центров "Точка роста", утверждаемого федеральным оператором.
Рекомендуется осуществлять зонирование помещений согласно современным и актуальным стандартам зонирования офисных и общественных пространств (открытые пространства, энергосберегающие технологии, использование возможностей для написания на стенах со специальным покрытием). При проектировании, зонировании помещений центров "Точка роста" рекомендуется учитывать особенности оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания, которыми будет обеспечиваться образовательная организация.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 22 апреля 2021 г. N 220-п "О реализации в 2021 - 2024 годах мероприятия по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей"
Вступает в силу с 22 апреля 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 апреля 2021 г. N 7600202104260003, в газете "Документ-Регион" от 11 мая 2021 г. N 36
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 12 января 2024 г. N 5-п
Изменения вступают в силу с 12 января 2024 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 24 октября 2023 г. N 1073-п
Изменения вступают в силу с 24 октября 2023 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 24 февраля 2022 г. N 103-п
Изменения вступают в силу с 24 февраля 2022 г.