Введение
Настоящие Методические материалы подготовлены в целях оказания содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в предоставлении налоговой поддержки СОНКО.
Методические материалы содержат описание федерального законодательства, регламентирующее применение налоговых льгот и пониженных налоговых ставок органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также существующие региональные практики применения налоговых преференций для СОНКО, которые могут быть полезны для использования другими регионами в целях оказания налоговой поддержки СОНКО.
Методические материалы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Налоговым кодексом Российской Федерации.
В приложении указаны нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в которых установлены региональные налоговые преференции для СОНКО.
Налоговые преференции для СОНКО: федеральное законодательство
В соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственные органы субъектов Российской Федерации могут предоставлять СОНКО льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Прежде всего, согласно пункту 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливать налоговые льготы и пониженные налоговые ставки для СОНКО по региональным налогам.
Так, региональные органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации имеют полномочия по установлению налоговых льгот по налогу на имущество организаций в соответствии со статьей 372 НК РФ и по транспортному налогу, что предусмотрено статьей 356 НК РФ.
Одновременно законами субъектов Российской Федерации сохраняется возможность снижать установленные НК РФ налоговые ставки при использовании СОНКО упрощенной системы налогообложения (далее - УСН). В соответствии пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение УСН организациями освобождает их от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 НК РФ), а также налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ). Пункт 1 статьи 346.20 НК РФ устанавливает, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов, при этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В то же время в пункте 2 статьи 346.20 НК РФ предусмотрено, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Региональная практика по установлению для СОНКО налоговых льгот и пониженных налоговых ставок
Налог на имущество организаций
Следует отметить, что в субъектах Российской Федерации имеется различная практика установления налоговых льгот на имущество организаций.
В части субъектов Российской Федерации региональные органы законодательной власти расширяют перечень освобождаемого от налогообложения имущества тех СОНКО, которые в соответствии со статьей 381 НК РФ при определенных условиях уже имеют льготу на уплату налога на имущество. Так, в Брянской, Костромской, Мурманской, Тамбовской областях, а также в Красноярском крае полностью освобождается от налогообложения имущество религиозных организаций, в то время как в пункте 2 статьи 381 НК РФ предусмотрено освобождение религиозных организаций от уплаты налога на имущество организаций исключительно в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности. В Архангельской области используется льготная ставка налога на имущество в размере 0 процентов в отношении общероссийских организаций инвалидов и местных общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов). Одновременно в пункте 3 статьи 381 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения имущества общероссийских организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов).
Кроме того, существует практика, когда льгота на уплату налога на имущество организаций установлена таким образом, что ею может воспользоваться СОНКО, работающие в установленной сфере деятельности. Так, в Рязанской области освобождаются от уплаты налога на имущество организаций некоммерческие физкультурно-спортивные организации, занимающиеся проведением занятий физкультурой и спортом с несовершеннолетними детьми без взимания платы, в отношении имущества, используемого для нужд физкультуры и спорта. В Республике Хакасия налоговая база уменьшается организациями на величину кадастровой стоимости 300 квадратных метров площади объекта недвижимого имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности, в отношении одного объекта недвижимого имущества по выбору налогоплательщика. В Ямало-Ненецком автономном округе освобождаются от налогообложения учреждения социального обслуживания (социальной защиты) населения, учреждения культуры и искусства - в отношении имущества, находящегося в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, собственности муниципальных образований и закрепленного за ними на праве оперативного управления, за исключением имущества, переданного такими учреждениями и организациями в безвозмездное пользование, аренду. В Самарской области от уплаты налога на имущество организаций освобождаются благотворительные организации, имеющие статус "благотворительная организация Самарской области".
В Ярославской области устанавливается пониженная ставка налога на имущество в размере 1,1 процента для профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку олимпийского резерва по хоккею. Кроме того, необходимо отметить, что в данном субъекте Российской Федерации от уплаты налога на имущество освобождаются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности деятельность в области спорта, имеющие спортивные объекты с искусственным льдом, отвечающие требованиям для проведения соревнований по международным правилам, а также не облагается соответствующим налогом имущество детских оздоровительных лагерей (центров), используемое для осуществления деятельности по обеспечению отдыха и оздоровления детей.
Наконец, уникальным примером по установлению льгот по уплате налога на имущество является Ханты-мансийский автономный округ (далее - ХМАО), где обязательным условием по предоставлению льготы по уплате налога на имущество организаций СОНКО является включение ее в государственный реестр региональных СОНКО - получателей поддержки и (или) в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.
Транспортный налог
Практика по установлению налоговых льгот и пониженных налоговых ставок по транспортному налогу для СОНКО в субъектах Российской Федерации заключается в том, что региональные власти предоставляют данные налоговые преференции в большинстве случаях для общественных организаций инвалидов.
Так, в Архангельской, Астраханской, Мурманской, Брянской, Оренбургской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Тамбовской, Тюменской, областях, Республике Дагестан, Республике Калмыкия, Республике Крым, а также в Ненецком автономном округе от уплаты транспортного налога освобождены общественные организации инвалидов, в Ярославской области - региональные организации (отделения) общероссийских общественных организаций инвалидов, при этом в части из указанных субъектов Российской Федерации обязательным условием использования данной льготы общественными организациями инвалидов является использование транспортного средства для осуществления уставной деятельности. В Забайкальском крае, Свердловской области, ХМАО предоставляется льгота по транспортному налогу для общественных организаций инвалидов в размере 33 процентов, 35 и 50 процентов соответственно от налоговой ставки, установленной для данной категории транспортных средств, а в Новосибирской области ее размер составляет от 10 до 60 процентов в зависимости от объекта налогообложения.
В то же время в Брянской, Оренбургской, Рязанской областях, а также в Ненецком автономном округе от уплаты транспортного налога освобождаются общественные объединения пожарной охраны, в ХМАО - религиозные объединения и организации, а в Тюменской области - СОНКО, которые являются образовательными организациями. В Мурманской области СОНКО освобождаются от транспортного налога, если они относятся к образовательным учреждениям (организациям), организациям, ведущим деятельность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или к учреждениям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. В Рязанской области от транспортного налога освобождаются СОНКО, осуществляющие физкультурно-оздоровительную деятельность, деятельность в области спорта, туризма, а также СОНКО, основным видом экономической деятельности которых является осуществление деятельности детских лагерей на время каникул.
Упрощенная система налогообложения
Практика показывает, что в законах субъектов Российской Федерации предусматривается возможность для СОНКО воспользоваться пониженной налоговой ставкой в случае применения УСН при осуществлении ими видов указанной экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014.
Так, самими распространенными видами экономической деятельности, по которым в законах субъектов Российской Федерации понижается налоговая ставка являются: образование (в том числе общее образование, дополнительное образование детей и взрослых), деятельность по уходу с обеспечением проживания, предоставление социальных услуг без обеспечения проживания, а также деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений.
В 2 субъектах Российской Федерации (Курской области и Республике Хакасии) СОНКО может воспользоваться пониженной налоговой ставкой в размере 5 процентов при осуществлении указанных в региональных законах видов экономической деятельности в случае, если объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. В еще 3 субъектах Российской Федерации (Тамбовской и Саратовской областях, ХМАО) СОНКО может воспользоваться пониженной налоговой ставкой в размере от 1 до 4 процентов (в зависимости от региона) при осуществлении указанных в региональных законах видов экономической деятельности в случае, если объект налогообложения - доходы. В Воронежской и Кемеровской областях для СОНКО имеется возможность снизить налоговую ставку в случае применения упрощенной системы налогообложения если объект налогообложения доходы (ставка 4 и 3 процента соответственно) или доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ставка 5 процентов).
В большинстве из указанных регионов пониженные налоговые ставки при применении УСН применяется в том случае, если доля доходов от реализации товаров (работ, услуг), полученная от осуществления указанных видов экономической деятельности за соответствующий отчетный (налоговый) период, составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Особый опыт применения пониженных ставок для СОНКО в связи с применением УСН имеет ХМАО, поскольку в отдельном пункте регионального закона, устанавливающего ставки налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, закреплена налоговая ставка в размере 1 процента именно для региональных СОНКО, включенных в государственный реестр региональных СОНКО - получателей поддержки и (или) в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг в случае, если объектом налогообложения являются доходы.
Заключение
В целом, субъекты Российской Федерации имеют следующие возможности по предоставлению налоговых преференций для СОНКО:
1) частичное или полное освобождение СОНКО от транспортного налога;
2) снижение налоговой ставки для СОНКО по транспортному налогу;
3) частичное или полное освобождение СОНКО от налога на имущество организаций;
4) снижение налоговой ставки для СОНКО по налогу на имущество организаций;
5) снижение налоговой ставки для СОНКО в случае применения УСН.
Практики установления для СОНКО налоговых льгот и пониженных налоговых ставок государственными органами власти субъектов Российской Федерации схожи между собой. Это проявляется, прежде всего в том, что регионы Российской Федерации, которые вводят налоговые льготы для СОНКО, как правило, освобождают от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога те же формы СОНКО: в первом случае религиозные организации, а во втором - общественные организации инвалидов.
Также распространенной практикой является, когда региональная льгота по уплате налога или пониженная ставка налога установлены таким образом, что ими могут воспользоваться СОНКО, работающие в установленной сфере деятельности, например, осуществляют деятельность в области образования, спорта, организации досуга и развлечений, по уходу с обеспечением проживания или предоставляют социальные услуги без обеспечения проживания.
В качестве условия для предоставления налоговых льгот или пониженных налоговых ставок, которыми могут воспользоваться СОНКО, в законодательных актах субъектов Российской Федерации имеется возможность устанавливать определенные требования к составу доходов СОНКО за соответствующий отчетный (налоговый) период. Так, зачастую пониженные налоговые ставки в случае применения организациями УСН устанавливаются региональными законами в том случае, если доля доходов от реализации товаров (работ, услуг), полученная от осуществления указанных видов экономической деятельности за соответствующий отчетный (налоговый) период, составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Следует отметить, что только в ХМАО осуществляется адресная налоговая поддержка СОНКО. В региональных законодательных актах данного субъекта Российской Федерации СОНКО выделены в качестве отдельной категории налогоплательщиков, которой предоставлены отдельные налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций и пониженные налоговые ставки в случае применения УСН. При этом в законодательных актах ХМАО установлен перечень условий, выполнение которых влечет за собой возникновение права на льготу. Так, льготой по уплате налога на имущество организаций и пониженной ставкой в случае применения УСН могут воспользоваться только региональные СОНКО, включенные в государственный реестр региональных СОНКО - получателей поддержки и (или) в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.
Таким образом, при разработке налоговых преференций для СОНКО, органы власти субъектов Российской Федерации, могут опираться на меры, которые уже используются в других субъектах Российской Федерации, а также осуществлять адресную налоговую поддержку СОНКО, как в ХМАО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические материалы по практикам использования возможности предоставления налоговых преференций для социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Минэкономразвития России, май 2020 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был