Решение Самарского областного суда от 31 марта 2021 г. N 3а-644/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-644/2021 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СТП" к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СТП" (далее по тексту - ООО "СТП") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части.
В иске Общество указало, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 1 220,3 кв. м, количество этажей: 2, в том числе подземных -, расположенное по адресу: <адрес>.
Данное нежилое здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, под пунктом 4471; в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, под пунктом 4371; в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201, под пунктом 4677.
Административный истец полагает, что указанный объект включен в Перечни необоснованно, поскольку не обладает признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 Налогового Кодекса РФ, поскольку не является административно-деловым либо торговым центром, не предназначено для размещения офисов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В связи с чем, ООО "СТП" просит суд признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом 4471 нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом 4371 нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 4677 нежилого здания с кадастровым номером N.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности С.Т.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения относительно заявленных требований, в которых пояснил, что спорное здание включалось в Перечни на 2018-2020 г.г. согласно ежегодно представляемым филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области сведениям из ЕГРН в порядке информационного взаимодействия. Поскольку здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - занимаемый нежилым помещением (литера А), используемым под прокатный пункт - административно-производственный корпус, то есть, предусматривает размещение на нем административных объектов, министерство включило его в Перечни в соответствии с пункта 3 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Приказом министерства от 29 октября 2018 года N 1608, утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества, на 2019 год.
Приказом министерства от 07 октября 2019 года N 2201, утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества, на 2020 год.
Нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 1 220,3 кв. м, количество этажей: 2, в том числе подземных -, расположенное по адресу: <адрес>, включено в пункт 4471 Перечня на 2018 год, в пункт 4371 Перечня на 2019 год, в пункт 4677 Перечня на 2020 год.
Приказ министерства от 18 октября 2017 года N 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90), "Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775), "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378).
Приказ министерства от 29 октября 2018 года N 1608 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
Приказ министерства от 07 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019.
Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Так, в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ООО "СТП" на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 1 220,3 кв. м, количество этажей: 2, в том числе подземных -, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.08.2020 г.
Согласно технического паспорта, составленного ООО "<данные изъяты>" по состоянию на 22.03.2021 г., нежилое здание, 1982 года постройки, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова, д. 41, имеет назначение: пункт проката - административно-производственный корпус и оно состоит из следующих помещений: 1 этаж - склады, коридоры, шкаф, лестница, кабинеты, комната отдыха, санузлы, кладовая, сауна, баня, теплоузел; 2 этаж - кабинеты, коридоры, склад, лестница, помещения.
Однако, указание в документе технического учета (техническом паспорте) назначения здания "пункт проката - административно-производственный корпус" и назначения частей помещения в здании "кабинет" недостаточно для отнесения его к административно-деловому или торговому центру без установления помещений, площадью не менее 20 процентов от общей площади этого здания, предусматривающих размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Спорное нежилое здание находится в пределах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 081 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 17.02.2021 г. N 99/2021/376225791.
Вместе с тем, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 года N 46-П, взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправдано в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки ст. 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Таким образом, по сведениям ЕГРН наименование и назначение спорного нежилого здания и вид разрешенного использования земельного участка на котором это здание расположено, не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений пп.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку оно не является административно-деловым либо торговым центром, не предназначено для размещения офисов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В связи с этим для включения спорного здания в Перечни требовалось установление его фактического использования.
Однако осмотр нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечней министерством имущественных отношений Самарской области не проводился, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.02.2021 г. N ЮЭ9965-21-56627147, основным видом деятельности ООО "СТП" является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (код по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2-68.20.2).
Вместе с тем, распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (68.20.2) не отнесена к бытовым услугам, в отношении которых статьей 378.2 НК РФ установлены особенности исчисления налоговой базы.
Из заключения кадастрового инженера Д.Е.В. от 17.06.2019 г., следует, что ООО "СТП" использует нежилое здание с кадастровым номером N для ведения административной и управленческой деятельности собственной организации, в кабинетах располагается бухгалтер, директор, учредители общества, некоторые кабинеты используются для хранения старого инвентаря, складские помещения используются для хранения имущества общества: коробки с бумагами, старое оборудование, личные вещи учредителей, стеллажи, трубы и т.д. На момент обследования признаки использования здания и его помещений, как административно-делового центра, торгового центра (комплекса) отсутствуют. Обследуемое нежилое здание для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания фактически не используются.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Суд полагает, что административным ответчиком не опровергнуты доводы административного истца и не доказан факт соответствия спорного объекта недвижимости, критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование нежилого здания, суд приходит к выводу о том, что оно не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не является административно-деловым либо торговым центром, использование не менее 20 процентов общей площади спорного здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не установлено, в связи с чем, у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения здания в Перечни объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, на 2019 год и на 2020 год.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечни спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд считает обоснованными и требования о признании недействующими в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведено в целях налогообложения на 2018-2020 г.г., обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2018-2020 г.г.), признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативных актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административных истцов в полном объеме.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании "Волжская коммуна".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск Общества с ограниченной ответственностью "СТП" - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 г. N 1647, в части включения в него под пунктом 4471 нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 28.10.2018 г. N 1608, в части включения в него под пунктом 4371 нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 г. N 2201, в части включения в него под пунктом 4677 нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 31 марта 2021 г. N 3а-644/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании