Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 сентября 2004 г. N КА-А41/7607-04
(извлечение)
Предприниматель Осипов Алексей Игоревич, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением об обязании возвратить из бюджета налог с продаж в размере 93258 руб. и НДС в размере 25713 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2004 года заявление удовлетворено.
При этом суд, исходя из статей 1, 4 Закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применительно к фактическим обстоятельствам налогового спора, сделал вывод о том, что в спорной ситуации предприниматель не обязан был уплачивать налог с продаж и налог на добавленную стоимость.
В апелляционной инстанции решение суда не проверялось.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции со ссылкой на Закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2003 года N 11-П и от 30 января 2001 г. N 2-П (т. 2, л.д. 25-26).5 (л.д. 45-46).
Представитель предпринимателя против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебном акте.
Кассационная инстанция, поддерживая выводы суда, исходит из фактических обстоятельств спора применительно к налоговому законодательству. Предприниматель был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 31 марта 1999 г. получил патент на право применения упрощенной системы налогообложения с 1 января 2001 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном названным Законом. В пункте 3 данной статьи предусмотрено, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента за занятие данной деятельностью.
Таким образом, Законом N 222-ФЗ введена упрощенная система налогообложения, которая предусматривает не замену уплаты одного налога уплатой другого, а замену одной системы налогообложения другой, упрощенной системой налогообложения, которая согласно статье 18 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой специальную систему налогообложения предпринимательской деятельности, "специальный налоговый режим", предназначенную для замены общей системы налогообложения применительно к отдельной категории налогоплательщиков - субъектам малого предпринимательства.
С 1 января 2001 года на территории Московской области введен налог с продаж, и с 1 января 2001 г. индивидуальные предприниматели отнесены к плательщикам НДС в порядке ст. 143 НК РФ.
Исходя из правового анализа вышеизложенных норм, введение в действие Закона Московской области "О налоге с продаж" создало менее благоприятные условия для предпринимателя, отказавшегося от общей системы налогообложения, составной частью которой являются налог с продаж и НДС, а потому он не является плательщиком налога с продаж и НДС.
Кроме того, согласно пункту 2.2 Инструкции Управления МНС России по г. Москве от 23 июня 1999 года N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж" (Приложение к письму Управления МНС России по г. Москве от 23 июня 1999 года N 11-14/17391) не являются плательщиками налога с продаж организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", а также организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено признание равенства налогообложения. Законодательством могут быть установлены для юридических и физических лиц разные налоги, но один и тот же налог (с продаж) не может взиматься по-разному. В связи с этим оснований для уплаты налога с продаж и НДС предпринимателем не имелось, а излишне уплаченные суммы налога с продаж и НДС подлежат возврату предпринимателю.
Суд кассационной инстанции исходил также из того, что в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Эта позиция суда кассационной инстанции подтверждается и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации 30 января 2001 года N 2-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации...", которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1, 55 (часть 3) и 57 положения частей 1, 2, 3 и 4 пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года", а также основанные на них и воспроизводящие их положения Законов "О налоге с продаж" ряда субъектов Российской Федерации, как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность его произвольного истолкования законодателями субъектов Российской Федерации и правоприменительной практикой.
В соответствии с пунктом 6 резолютивной части данного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации положения Закона г. Москвы "О налоге с продаж" как воспроизводящие такие же положения, какие настоящим Постановлением признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации с учетом пункта 2 резолютивной части настоящего постановления.
Кроме того, кассационная инстанция полагает необходимым применить в спорной налоговой ситуации норму Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2004 года N 78-О, согласно которой признание акта неконституционным влечет пересмотр (изменение или отмену) вступившего к этому времени в законную силу и не исполненного или частично исполненного решения суда или не вступившего в законную силу решения суда, основанного на акте, признанном неконституционным, если заявление лица, не являвшегося участником конституционного судопроизводства, о пересмотре такого судебного решения подано им с соблюдением закрепленных законодательством процессуальных норм, а в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации не указан момент, с которого признанный неконституционным нормативный акт утрачивает силу.
Поскольку налоговым законодательством не предусмотрено существование фактических и юридических налогоплательщиков, нельзя признать обоснованным вывод Инспекции о том, что нормы налогового права должны по-разному применяться к фактическим и юридическим налогоплательщикам, притом что судом установлены факты уплаты НДС и налога с продаж самим Предпринимателем Осиновым А.И., а не какими-либо другими лицами.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2004 года по делу N А41-К2-1283/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по г. Протвино - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 сентября 2004 г. N КА-А41/7607-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании