Заслушав представленный в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год.
2. Отметить эффективность деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
3. Дать высокую оценку работе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации:
по внедрению новых форм работы с обращениями граждан, в том числе по организации "горячей линии" и проведению приемов граждан в формате видео-конференц-связи в период распространения новой коронавирусной инфекции;
по развитию института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, а также по оказанию уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации организационной, правовой, информационной и иной помощи;
по участию в совершенствовании законодательства об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, связанному с разработкой и принятием Федерального закона от 24 апреля 2020 года N 131-ФЗ "О внесении изменений в статью 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", Федерального закона от 24 апреля 2020 года N 130-ФЗ "О внесении изменения в статью 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 510-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 17 февраля 2021 года N 7-ФЗ "О внесении изменения в статью 333 36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации";
по взаимодействию с государственными органами и должностными лицами, а также с институтами гражданского общества, в том числе с общественными наблюдательными комиссиями;
по участию в правовом просвещении по вопросам прав и свобод человека и гражданина, расширению форм и методов этой работы;
по продвижению достижений Российской Федерации в области защиты прав человека на международных площадках, в том числе по представлению в договорные органы по правам человека Организации Объединенных Наций (ООН) альтернативных докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: о соблюдении Российской Федерацией Международного пакта о гражданских и политических правах - в Комитет ООН по правам человека в мае 2020 года; о соблюдении Российской Федерацией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин - в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин в июне 2020 года;
по расширению и укреплению международного сотрудничества в области защиты прав человека, включая совместное с Советом Европы проведение программы по защите прав женщин;
по оказанию содействия в защите прав российских граждан за рубежом, предоставлению им помощи в возращении в Российскую Федерацию в период пандемии новой коронавирусной инфекции;
по участию в развитии взаимодействия с интеграционными объединениями национальных правозащитных учреждений универсального и регионального уровней, расширению Евразийского альянса омбудсменов;
по проведению в ноябре 2020 года совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству IV Международной научно-практической конференции "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов", в работе которой приняли участие омбудсмены из 18 государств и представители 6 международных организаций.
4. Комитетам Совета Федерации:
1) проанализировать доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год в целях подготовки предложений по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации;
2) продолжить анализ практики применения законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
5. Продолжить подготовку проекта федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" в рамках работы рабочей группы Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности по совершенствованию правового регулирования деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
6. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:
N 587542-7 "О внесении изменения в статью 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (о запрете использовать в залах судебных заседаний в ходе производства по уголовному делу защитных кабин для помещения в них подозреваемых, обвиняемых, подсудимых);
N 812687-7 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (об информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство);
N 922421-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об охране озера Байкал";
N 987162-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части обеспечения доступа супруга (супруги), близких родственников и иных членов семьи либо иных лиц с письменного согласия пациента или его законного представителя к информации о состоянии здоровья пациента, включая медицинскую документацию, в том числе после смерти пациента";
N 1078996-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (о возможности выезда несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации);
N 1098757-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о предоставлении права на ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы);
N 1098759-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о дополнительных гарантиях отдельным категориям работников, имеющих несовершеннолетних детей);
N 1144921-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе".
7. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) осуществить разработку государственной информационной системы "Уполномоченный по правам человека";
2) ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона от 24 февраля 2021 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства";
3) рассмотреть вопросы:
о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I "О вынужденных переселенцах" в части исключения требования об учете имущественного положения данной категории граждан при постановке на жилищный учет;
о расширении перечня категорий граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации при переселении с территории комплекса "Байконур", и поэтапном выделении бюджетных средств на эти цели;
о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в части определения порядка перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии потребителя в жилом помещении в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения;
о предоставлении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал одиноким отцам, воспитывающим детей, матери которых, являясь иностранными гражданами или лицами без гражданства, умерли, объявлены умершими либо лишены родительских прав;
о разработке дополнительных мер по обеспечению прав заключенных и осужденных в период возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний (в части увеличения разрешенного количества телефонных звонков, возможности использования электронной почты и электронных правовых баз данных для подачи ходатайств и заявлений в судебные органы, организации видео-конференц-связи с судами и родственниками);
4) ускорить подготовку следующих проектов федеральных законов:
"О системе пробации в Российской Федерации";
"О внесении изменений в статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" в целях приведения законодательства в соответствие с положениями Марракешского договора об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям;
"О внесении изменений в статью 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 34 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", предусматривающего обязательное использование сотрудниками уголовно-исполнительной системы переносных видеорегистраторов либо иных аудиовизуальных средств фиксации.
8. Предложить Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации продолжить работу:
по мониторингу эффективности принимаемых государством мер в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;
по мониторингу соблюдения прав граждан в период ограничительных мероприятий, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции;
по повышению качества работы с обращениями граждан, уделив особое внимание оказанию помощи заявителям, принадлежащим к социально уязвимым группам населения, и соотечественникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию за пределами страны, а также соблюдению прав граждан, находящихся в местах лишения свободы;
по развитию международного сотрудничества Российской Федерации в области защиты прав человека, укреплению правозащитной дипломатии, в том числе в рамках Евразийского альянса омбудсменов;
по укреплению совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;
по привлечению Научно-образовательного центра по правам человека федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)" к обучению уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, сотрудников их рабочих аппаратов, членов общественных наблюдательных комиссий;
по мониторингу реализации в субъектах Российской Федерации Федерального закона "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации".
9. Предложить органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) проанализировать доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год в целях устранения в рамках своих полномочий обозначенных в указанном докладе проблем в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;
2) осуществлять мониторинг соблюдения избирательных прав инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и принимать меры по исключению практики размещения избирательных участков на вторых этажах и выше в зданиях, не оборудованных лифтами;
3) рассмотреть вопрос о включении уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в составы региональных оперативных штабов по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции;
4) продолжить совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации в части:
исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2019 года N 33-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 6 статьи 5 Закона Республики Коми "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми" в связи с жалобами граждан М.С. Седовой и В.П. Терешонковой" и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2020 года N 27-П "По делу о проверке конституционности статьи 3 4 Закона Самарской области "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области" в связи с жалобой граждан Н.П. Барановой, А.Г. Круглова и Д.И. Сталина" об устранении необоснованных ограничений при определении мест проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;
предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, а также предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
5) способствовать в рамках своих полномочий расширению применения успешно апробированной в отдельных субъектах Российской Федерации (Кировская область, Ленинградская область) практики ежемесячной социальной выплаты по уходу за ребенком, не посещающим государственную или муниципальную дошкольную образовательную организацию в связи с отсутствием в таких образовательных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, свободных мест;
6) использовать опыт субъектов Российской Федерации (Краснодарский край, Московская область, город Москва) по созданию кризисных центров помощи женщинам и детям;
7) использовать опыт субъектов Российской Федерации по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
8) продолжить работу по развитию института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, включая приведение законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", а также принять меры по укреплению финансовой и материально-технической базы деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и их рабочих аппаратов.
10. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в период весенней сессии 2022 года о реализации настоящего постановления.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
23 апреля 2021 г.
N 180-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 апреля 2021 г. N 180-СФ "О докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год"
Вступает в силу с 23 апреля 2021 г.
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 мая 2021 г. N 18 ст. 3121