Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Методы и средства, используемые при вступлении организаций в партнерства в сфере инноваций
В данном приложении подробно описаны бизнес-средства коммерческой деятельности организации, которые можно применять для принятия организациями решений в каждой из нижеперечисленных областей:
- определение недостатков, потенциальных возможностей и неиспользованных резервов в организации (см. А.1) путем:
- предоставления стандартных средств управления бизнесом и выполнения различных оценок;
- использования таблицы А.1 в качестве шаблона для проведения оценок;
- определение оптимального подхода к устранению недостатков, реализации потенциальных возможностей и повышению эффективности использования резервов организации (см. А.2) путем:
- использования таблицы А.2 и оценочных критериев, приведенных в таблице А.3, которые можно использовать в качестве шаблона для определения аргументов за и против вступления в партнерство;
- принятия решения относительно выбора подхода либо с использованием собственных ресурсов (активов), либо в сотрудничестве с партнером (партнерами) по инновациям.
Примечание - Критерии оценки, которые можно использовать для определения оптимального подхода к инновациям в каждой конкретной организации, содержатся в настоящем стандарте (см. 5.1, 6.3 и приложения С, D).
А.1 Определение недостатков, потенциальных возможностей и неиспользованных резервов организации
В контексте анализа недостатков потенциальных возможностей и неиспользованных резервов организации с точки зрения инноваций таблицу А.1 можно использовать в качестве шаблона для определения дефицита знаний и/или ресурсов организации, необходимых для повышения эффективности бизнеса, понимания происходящих изменений на рынке, поддержания на нем своей конкурентоспособности и выявления дополнительных потенциальных возможностей.
Таблица А.1 - Форма для анализа недостатков, потенциальных возможностей и неиспользованных резервов организации в рамках инновационной деятельности
Выявленные недостатки, потенциальные возможности и неиспользованные резервы |
Существующие компетенции, активы и потенциальные возможности |
Необходимые компетенции, активы и потенциальные возможности |
Требования к устранению недостатков, реализации потенциальных возможностей и повышению эффективности использования резервов |
Для определения конкурентов, места продукции на рынке и т.п., а также для выполнения различных оценок можно использовать следующие методы и средства бизнес-управления (см. [1]):
Анализ недостатков, потенциальных возможностей и неиспользованных резервов - это метод внутренней оценки, проводимой организацией и предназначенной для выявления недостатков таких бизнес-функций, как, например, движение наличных средств, возможность их контроля и т.п. Подобный анализ позволяет сравнивать фактические показатели эффективности деятельности организации с целевыми, определять причины несоответствия целевым показателям, а также факторы, которые будут обеспечивать достижение требуемых показателей эффективности, с последующей разработкой стратегии устранения различий в этих показателях. Этот метод также будет способствовать выявлению существующих в организации недостатков в таких бизнес-процессах, как, например, расширение рынка, планирование, выработка стратегии развития, а также для управления финансами, производством, закупками, исследованиями и т.п.
Метод с использованием карт балльных оценок - это метод стратегического менеджмента, предназначенный для определения и совершенствования бизнес-процессов/бизнес-функций организации на основе полученных извне результатов. Данный метод способствует упрощению оценки существующих недостатков, потенциальных возможностей и неиспользованных резервов, а результаты анализа позволяют сравнивать их с предварительно установленными показателями эффективности, а в дальнейшем использовать их для выполнения соответствующих оценок и установления обратной связи с организацией.
SWOT-анализ - это метод анализа слабых и сильных сторон деятельности организации, возможностей и угроз, существующих в ее рабочей среде; он предназначен для получения ответов на конкретные вопросы и позволяет выявлять потенциальные возможности и угрозы для организации, а также определять сильные и слабые стороны ее деятельности с целью разработки таких стратегий ее развития, которые будут обеспечивать организации оптимальное использование ее сильных сторон, оперативное реагирование на возникающие проблемы и смягчение внешних угроз, при этом снижая проявление слабых сторон деятельности организации.
Процесс (метод) управления жизненным циклом продукции (PLM) - этот процесс управления жизненным циклом продукции (от ее создания до утилизации) предназначен для разработки продукции с замкнутой структурой поставок и требует меньших производственных ресурсов (т.е. их меньшего объема, использования более простых и менее вредных сырьевых материалов и т.п.); при этом он обеспечивает более высокое качество продукции (повышенную долговечность, ремонтопригодность и меньшее воздействие на окружающую среду при ее утилизации). PLM-процесс дает основу для ввода всех заинтересованных сторон в цепочку поставок (т.е. основу для объединения трудовых ресурсов, данных, процессов и бизнес-систем), а также для предоставления информации о продукции компаниям и расширения бизнес-партнерства.
Этот процесс наиболее эффективен при учете воздействий, оказываемых на окружающую среду, а при рассмотрении отдельных компонентов жизненного цикла продукции способствует выявлению упущенных возможностей.
Метод, основанный на анализе кривой роста общей эффективности - этот метод позволяет анализировать роль конкретной продукции в конкурентных сферах деятельности путем установления взаимосвязей между объемом выпущенной продукции и затратами на нее. Эти взаимосвязи влияют на возможность практической реализации различных стратегий, включая модернизацию поставок, производство продукции и утилизацию отходов, вертикальную/горизонтальную интеграцию для снижения затрат на производственные ресурсы или дальнейшее разделение труда и т.п. Анализ этой кривой дает возможность снижать производственные затраты.
Анализ цепочки создания стоимости - этот метод анализа уровня снижения или повышения доходов/выгод за счет проведения производственных мероприятий позволяет выявлять упущенные возможности и повышать показатели эффективности.
Промышленный анализ - этот метод основан на предположении о наличии пяти атрибутов (или "сил"), которые могут оказывать влияние на способность организации получать сверхнормативные прибыли (или поддерживать их), а именно: угроза появления на рынке новых участников, выход на рынок аналогичной или альтернативной продукции, возможность потребителей диктовать организации свои условия на рынке, возможность поставщиков диктовать организации свои условия на рынке и конкуренция среди действующих в отрасли компаний.
Метод стратегического планирования - это формализованный процесс (метод) планирования, который ориентирован на анализ внешних/внутренних факторов (например, общей, технологической и конкурентной сред) с целью сбора информации относительно сильных и слабых сторон деятельности организации, ее возможностей и угроз, а также для приведения в соответствие инновационной стратегии организации с этими средами и облегчения точной оценки упущенных возможностей.
Бенчмаркинг - этот метод предназначен для сравнительного анализа эффективности бизнес-функций относительно альтернативных вариантов и/или с таковыми у конкурентов, а также для упрощения выявления недостатков по тем или иным показателям эффективности.
Для ознакомления со средствами комплексного анализа компетенций организации и ее сотрудников см. [2].
А.2 Определение оптимального подхода к устранению недостатков, повышению потенциальных возможностей и эффективному использованию резервов организации
Оценка всех аргументов за и против вступления организации в партнерство способна облегчить принятие решения в части возможности (необходимости) партнерства с целью получения дополнительных ресурсов и расширения возможностей для инноваций либо в части использования организацией лишь собственных возможностей для инноваций.
Таблицу А.2 можно использовать в качестве шаблона для оценки всех аргументов за и против вступления организации в партнерские отношения.
Таблица А.2 - Форма для оценки целесообразности вступления организации в партнерство
Устранение недостатков, повышение потенциальных возможностей и эффективное использование резервов (собственными) силами самой организации |
Устранение недостатков, повышение потенциальных возможностей и эффективное использование резервов за счет установления партнерства |
||
Аргументы за партнерство |
Аргументы против партнерства |
Аргументы за партнерство |
Аргументы против партнерства |
В таблице А.3 приведены оценочные критерии учета стратегических потребностей, уровня риска, времени обучения, бюджета, показателей эффективности и других показателей (подробные сведения об этом можно найти в 5.1, 6.3 и в приложениях С, D).
Таблица А.3 - Примеры аргументов за и против вступления организации в партнерство
Критерии целесообразности вступления организации в партнерство |
Снижение степени риска |
Повышение уровня понимания организацией экосистемы |
Усиление влияния на заинтересованность (мотивацию) сотрудников организации |
Повышение возможностей в обучении сотрудников организации |
Сокращение сроков выхода продукции организации на рынок |
Снижение эксплуатационных расходов |
Появление у организации новых потенциальных возможностей |
Повышение имиджа (репутации) организации |
Повышение уровня собственных инвестиций организации |
Повышение уровня собственной независимости организации |
Повышение готовности организации к сотрудничеству |
Возможность диверсификации направлений деятельности (услуг, продукции) организации |
Повышение потенциальных доходов организации от инвестиций |
Повышение давления организации на конкурентов |
Возможность более эффективного использования стратегического союза организации с другими организациями |
Вопросы защиты прав интеллектуальной собственности |
Повышение влияния на рост и прибыльность организации в будущем |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.