Innovation management. Tools and methods for innovation partnership. Guidance
Дата введения - 1 января 2021 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Подготовлен Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 сентября 2020 г. N 698-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 56003:2019 "Инновационный менеджмент. Методы и средства организации инновационного партнерства. Руководящие указания" (ISO 56003:2019 "lnnovation management - Tools and methods for innovation partnership - Guidance", IDT).
Международный стандарт разработан Техническим комитетом ТС 279 "Инновационный менеджмент" Международной организации по стандартизации (ИСО)
5 Введен впервые
6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Введение
Партнерство в сфере инноваций формируется в целях создания ценности для каждого из участников инновационной деятельности.
Преимущества партнерства в сфере инноваций заключаются в возможности доступа:
- к знаниям, навыкам, технологиям и другим интеллектуальным активам, которые недоступны для каждой из организаций по отдельности, и
- инфраструктурным ресурсам (например, к экспериментальным лабораториям и оборудованию) с целью разработки новой или модернизации существующей продукции (услуг).
В настоящем стандарте содержатся рекомендации по привлечению внешних партнеров к более эффективной реализации инноваций. Соответствующие методы и средства подробно описаны в приложениях А-Е настоящего стандарта.
Настоящий стандарт относится к комплексу стандартов ИСО 56000, разработанному Техническим комитетом ИСО ТК 279 "Инновационный менеджмент" и состоящему из следующих документов:
a) ИСО 56000 "Системы инновационного менеджмента. Основные положения и словарь". В нем установлены основные сведения для понимания и использования настоящего стандарта;
b) ИСО 56002 "Системы инновационного менеджмента. Руководящие указания". В нем содержатся руководящие указания по разработке, внедрению и обслуживанию системы инновационного менеджмента, которые будут дополняться всеми последующими стандартами данного комплекса;
c) ИСО 56005 "Инновационный менеджмент. Управление интеллектуальной собственностью. Руководящие указания". В нем содержатся рекомендации по использованию интеллектуальной собственности, которая необходима для достижения намеченных бизнес-целей.
1 Область применения
В настоящем стандарте содержатся рекомендации по организации партнерства в сфере инноваций, описывается концептуальная схема (структура) партнерства (см. разделы 4-8), а также приводятся примеры соответствующих методов и средств его реализации (см. приложения А-Е). Положения настоящего стандарта направлены:
- на принятие решений о целесообразности вступления в партнерство в сфере инноваций;
- выявление, оценку и выбор соответствующих потребностей партнеров;
- согласование с партнерами представлений о ценности и проблемах в рамках партнерства;
- управление взаимодействием между партнерами.
Рекомендации, представленные в настоящем стандарте, применимы к любому типу партнерских отношений и сотрудничества, в отношении любых организаций, независимо от их типа, размера, реализуемой продукции и услуг, например:
a) стартап-компаний, сотрудничающих с более крупными организациями;
b) малых и средних предприятий (или более крупных организаций);
c) организаций частного сектора, обладающих государственной или научной составляющей;
d) государственных, академических или некоммерческих организаций.
К партнерству в сфере инноваций необходимо приступать с анализа недостатков, неиспользованных резервов и потенциальных возможностей повышения прибыли, с последующим выявлением и привлечением к инновациям потенциальных партнеров и управлением взаимодействием с ними.
Примечание - Суть инновационного партнерства состоит в получении всеми партнерами взаимной выгоды от совместной работы (в контексте реализации новых инновационных возможностей).
Настоящий стандарт не применим к организациям, стремящимся к инновациям путем слияния с другими организациями или их поглощения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте термины и определения отсутствуют.
Организации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для их использования в стандартизации по следующим адресам:
- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна по адресу https://www.iso.org/obp;
- IEC Electropedia: доступно по адресу http://www.electropedia.org/.
4 Схема партнерства в сфере инноваций
4.1 Схема партнерства
Как показано на рисунке 1, в настоящем стандарте установлен структурированный подход, а также методы и средства (см. приложения А-Е), которые можно использовать на любой стадии инновационного процесса организации с целью:
- принятия решения о том, стоит ли вступать в партнерство в сфере инноваций (см. раздел 5);
- выявления и выбора партнеров (см. раздел 6);
- согласования условий партнерства и достижения взаимопонимания с партнерами (см. раздел 7);
- закрепления за партнерами определенных функций и обязанностей; управления взаимодействиями (взаимоотношениями) между партнерами (см. раздел 8).
На протяжении всего инновационного процесса следует осуществлять постоянный анализ, а корректирующие мероприятия проводить в соответствии с критериями оценки эффективности, заимствованными из ИСО 56002 (пункты 9.1.1.1 и 9.1.1.2) и представленными в приложении Е.
Рисунок 1 - Схема развития и управления партнерством в сфере инноваций
4.2 Исходные позиции организации при ее вступлении в партнерство
Процесс вступления организации в партнерство в сфере инноваций является нелинейным процессом. В зависимости от конкретных обстоятельств организации могут вступать в этот процесс в любое время, при этом:
- если организация уже признала необходимость вступления в партнерство, то в настоящем стандарте можно пропустить раздел 5 и начать его ознакомление с раздела 6;
- определилась с потенциальными партнерами (или сама была определена как потенциальный партнер), то в соответствии с настоящим стандартом можно пропустить разделы 5 и 6 и начать его ознакомление с раздела 7;
- согласовала условия партнерства со всеми партнерами, то ознакомление с настоящим стандартом можно начать с раздела 8.
5 Вступление организации в партнерство в сфере инноваций
5.1 Общие положения
После определения потенциальных инновационных возможностей с целью оценки различий в компетенциях, возможностях и имеющихся активах, необходимых для партнерства, организация должна провести анализ своих недостатков, неиспользованных резервов и потенциальных возможностей повышения прибыли.
Основываясь на результатах проведенного анализа, организация может определить, может ли ее инновационный проект быть реализован собственными силами посредством обучения своих сотрудников, путем привлечения (найма) новых сотрудников и/или слияния с другой организацией или ее поглощения. Если же существующие возможности организации не позволяют использовать их для инноваций, то в этом случае она должна рассмотреть возможность выбора соответствующих партнеров.
В большинстве случаев анализ позволяет выявлять недостающие знания касательно технологий и организации производства, а также отсутствие необходимых компетенций, потенциальных возможностей и активов. Результаты этого анализа в дальнейшем могут использоваться для выявления и выбора наиболее подходящего партнера (партнеров) по инновациям.
Основываясь на оценке существующих в организации внутренних и внешних проблем, потребностях и прогнозах, организация в своей деятельности может сконцентрировать свои усилия, не создавая какие-либо дополнительные возможности для инноваций. Может оказаться, что организация все же обладает компетенциями, потенциальными возможностями и активами для самостоятельной реализации мероприятий в сфере инноваций, но все же предпочтет вступление в партнерство с другими организациями.
Другими причинами вступления организации в партнерство в сфере инноваций могут быть:
- возможность распределения рисков между организациями (в том числе финансовых) и более эффективного их снижения;
- возможность получения более четкой информации об экосистеме (как части организационного контекста), например в части новых рынков, отраслей производства и т.п.;
- возможность дополнительного стимулирования отдельных сотрудников и коллективов в организации и их консолидации путем развития корпоративной культуры лидерства и инноваций, направленной на обеспечение сосуществования креативности и реальных действий, которые необходимы для выявления и принятия новых, ориентированных на получение дополнительной прибыли решений;
- возможность обучения сотрудников организации с использованием бенчмаркинга и любых других средств мониторинга и оценки потенциала инноваций и эффективности деятельности организации;
- возможность сокращения времени выхода организации на рынок за счет совершенствования процессов планирования и производства;
- возможность снижения затрат (и/или оптимизации ресурсов и активов организации);
- возможность внедрения в организации передовых методов работы (наилучших практик) для выявления и принятия новых, ориентированных на получение дополнительной ценности решений;
- возможность повышения репутации или имиджа организации и
- возможность сокращения собственных инвестиций в инновации.
Причинами отказа организации от вступления в партнерство в сфере инноваций могут быть:
a) риск потери организацией своей независимости;
b) стремление организации развивать собственные функциональные/производственные возможности;
c) нежелание организации делиться собственными знаниями и
d) стремление организации сохранять свои права на интеллектуальную собственность.
Результаты проведенного в организации анализа недостатков, неиспользованных резервов и потенциальных возможностей повышения прибыли позволяют ей принять то или иное решение относительно вступления в партнерство в сфере инноваций (см. 5.2 и приложение А).
5.2 Принятие организацией решения о вступлении в партнерство в сфере инноваций
Процесс принятия решения относительно вступления в стратегические отношения с партнерами в сфере инноваций может состоять из следующих этапов:
a) определение недостатков, неиспользованных резервов и потенциальных возможностей повышения прибыли (см. А.1 и таблицу А.1 для проведения соответствующего анализа);
b) определение оптимального подхода к устранению в организации всех недостатков, к более полному использованию резервов и реализации любых потенциальных возможностей силами самой организации либо путем установления партнерских отношений с другими организациями (см. А.2 и таблицы А.2 и А.3 для проведения соответствующего анализа).
Решение о вступлении организации в партнерство в сфере инноваций будет приниматься после выбора оптимального подхода.
Примечание 1 - В приложении А описаны средства анализа недостатков, неиспользованных резервов и потенциальных возможностей повышения прибыли, которые могут способствовать выбору оптимального подхода к партнерству.
Примечание 2 - В настоящем стандарте содержатся критерии оценки оптимальности подхода к партнерству, которые могут относиться к конкретной организации (см. 5.1, 6.3 и приложения С, D).
6 Выбор партнеров
6.1 Общие положения
Ниже приведены рекомендации для организации по выявлению, оценке и выбору партнера (партнеров) для совместной взаимовыгодной деятельности в сфере инноваций.
6.2 Формирование расширенного перечня потенциальных партнеров
Для облегчения процесса выявления потенциальных партнеров организации в сфере инноваций в ней может быть сформирована многопрофильная группа.
Потенциальных партнеров организации можно выявлять с учетом результатов анализа ее организационного контекста, т.е. ее заинтересованных сторон и существующих взаимоотношений с ними, а также состояния внутренних и внешних факторов, а именно:
a) внутренние факторы:
- наличие у организации собственной документации;
- стратегические возможности организации, например стратегическое прогнозирование, форсайт исследования, сценарное планирование, составление дорожных карт и планов рыночной деятельности, анализ рынка и определение потребностей клиентов;
- наличие цепочек поставок;
- наличие цепочек закупок (снабжения);
- наличие проектных команд;
- наличие отдела инноваций в организации;
- наличие отдела продаж и маркетинга;
- наличие отдела разработки продукции;
- наличие собственного производства;
- наличие финансирования;
- наличие охраны объектов интеллектуальной собственности;
- наличие научно-исследовательской (проектно-конструкторской) деятельности;
- наличие комитетов по этике и урегулированию конфликта интересов;
b) внешние факторы:
- наличие обратной связи от клиентов и конечных пользователей;
- наличие цепочки поставок у конкурентов;
- наличие производства у конкурентов;
- наличие деятельности у конкурентов;
- наличие кластеров и сетей;
- наличие отраслевых ассоциаций;
- наличие торговых ассоциаций;
- наличие торговых соглашений;
- наличие нормативных документов и стандартов;
- наличие публикаций (например, научных статей, статей в отраслевых журналах, годовых отчетов, отчетов о рыночной конъюнктуре);
- наличие баз данных патентов и интеллектуальной собственности;
- наличие университетов/преподавателей/консультантов;
- наличие научно-технических организаций (RTO).
При выборе партнеров по инновациям все же рекомендуется использовать непредвзятый подход, не слишком ориентируясь на известные в сети организации. Может оказаться целесообразным создание расширенного перечня потенциальных партнеров, поскольку это может привести к открытию новых, а иногда и неожиданных возможностей для сотрудничества.
На рисунке 2 представлены организации, которые могут стать ее потенциальными партнерами в сфере инноваций.
Рисунок 2 - Примеры потенциальных партнеров
6.3 Формирование сокращенного перечня потенциальных партнеров
Для сокращения расширенного перечня партнеров организации в сфере инноваций необходимо оценить целесообразность использования отдельных пунктов этого перечня (см. 6.2) по следующим критериям:
a) предыдущий опыт сотрудничества:
- проанализировать предыдущий опыт выполнения совместных работ;
- определить причины вступления в сотрудничество и выхода из него;
- оценить ограничения, действующие при установлении партнерских взаимоотношений, а также возможность выхода из сотрудничества;
b) знания и компетенции, существующие в организации, позволяют:
- оценивать интеллектуальные активы (или доступ к ним);
- оценивать возможность проведения научно-исследовательских (проектно-конструкторских работ);
- определять источники знаний (или доступ к профессиональным знаниям и практическим навыкам);
- анализировать системы защиты знаний;
c) опыт выполнения организацией собственных инновационных работ:
- оценить созданную в организации новую и модернизированную продукцию, услуги, процессы, бизнес-модели и/или другие разработки (постепенные и радикальные инновации);
- анализировать патенты, публикации и уровень их цитирования;
- оценить увеличение доли продукции организации на рынке;
- оценить конечные результаты деятельности организации в сфере инноваций совместно с другими организациями;
d) сопоставление сотрудничающих организаций по их функциональным возможностям, т.е.:
- по поддержке инновационной культуры и рабочей среды;
- по уровню допустимого риска и готовности принятия риска;
- по трудовым ресурсам и текучести кадров;
- по производственным возможностям и эффективности рабочих процессов;
- по времени выхода продукции на рынок;
e) финансовые условия (схема финансирования):
- составление ежегодных отчетов;
- предоставление финансовых ресурсов;
f) управление интеллектуальной собственностью:
- поиск интеллектуальных активов в базе данных;
- владение объектами интеллектуальной собственности;
- оценка опыта выполнения работ по лицензированию и решению спорных вопросов в судебном порядке;
- анализ базовых и приоритетных стратегий;
g) геополитические, корпоративные, этические и иные риски:
- оценка вероятности возникновения конкуренции со стороны участника совместной деятельности (партнера) и оценка соответствующих рисков;
- оценка готовности к разделению рисков и совместному использованию потенциальных возможностей, знаний и активов;
- оценка рисков в отношении качества продукции (например, из-за невыполнения требований заказчика или неспособности обеспечения надлежащего контроля качества продукции);
- оценка репутационных рисков;
- оценка рисков в отношении доступа к знаниям, активам и/или к сетям;
- оценка рисков в отношении геополитических взаимоотношений и связанных с ними социальных, технологических и экономических последствий;
- оценка рисков в отношении культурных аспектов и языка;
- оценка рисков в отношении законодательных и нормативных требований и/или ограничений;
- оценка рисков в отношении изменения структуры затрат.
Организации должны использовать вышеперечисленные критерии для оценки целесообразности их сотрудничества с потенциальными партнерами (см. 6.4) с учетом их навыков, знаний и/или наличия необходимых ресурсов.
6.4 Принятие окончательного решения о выборе партнера
Для оценки организацией целесообразности привлечения к инновациям потенциальных партнеров, указанных в сокращенном перечне (см. 6.3), а также для установки приоритетов по указанным в 6.3 критериям и последующей оценки каждого потенциального партнера по относительной важности указанных критериев следует использовать все имеющиеся в распоряжении средства контрольно-управленческого анализа (см. приложение В).
Примечание - В приложении В содержится описание всех средств, необходимых для принятия окончательного решения о выборе партнера по инновациям.
Рекомендуется выполнять комплексную оценку целесообразности привлечения к инновациям потенциальных партнеров, основываясь на совокупности критериев, указанной в 6.3 (а также на других факторах соответствия, указанных в 7.3, а более подробно - в приложении С).
После того как все соответствующие аргументы за и против привлечения потенциальных партнеров станут понятными, тех партнеров, которые были занесены в сокращенный перечень, можно привлекать к проведению предварительных переговоров с целью определения совместимости и готовности организаций к сотрудничеству в сфере инноваций, причем иногда может потребоваться и повторный выбор партнера (партнеров).
7 Согласование интересов партнеров по инновациям
7.1 Общие положения
Перед оформлением организациями соглашения о партнерстве, обладающего обязательной юридической силой, организациям важно добиться общего понимания о располагаемых ими возможностях в сфере инноваций, для чего необходимо рассмотреть ряд соответствующих факторов, которые будут способствовать успешной деятельности в рамках партнерства.
7.2 Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации
Перед началом обсуждений и переговоров партнеры должны подписать соглашение о неразглашении конфиденциальной информации.
В 7.3 и приложении С указаны факторы, которые могут влиять на суть и предполагаемое содержание данного соглашения.
7.3 Достижение взаимопонимания между партнерами
Для выработки общих перспектив организации в сфере инноваций партнеры должны согласовать свое понимание относительно:
- преимуществ их сотрудничества для клиентов;
- факторов, которые могут влиять на необходимые для сотрудничества ресурсы;
- факторов, которые могут влиять на результаты сотрудничества, и
- факторов, которые связаны с реализацией плана мероприятий.
Согласование сторон в отношении этих аспектов необходимо оформлять в виде меморандума о взаимопонимании или соглашения о намерениях.
Примечание - В приложении С указаны варианты предлагаемого содержания меморандума о взаимопонимании или соглашения о намерениях.
8 Взаимодействие между партнерами по инновациям
8.1 Общие положения
В данном разделе описаны взаимодействия между партнерами, сотрудничающими в сфере инноваций. Характер этих взаимодействий может зависеть от особенностей сотрудничества партнеров и их ролей (функций).
Характер взаимодействия между партнерами официально закрепляется в соглашении о партнерстве в сфере инноваций, однако на него могут оказывать влияние такие факторы, как продолжительность партнерства, культура инноваций в организациях, существующие взаимоотношения, обязательства и соглашения.
8.2 Ключевые факторы взаимодействия между партнерами по инновациям
Ключевыми факторами взаимодействия между партнерами по инновациям могут быть:
- конфиденциальность информации;
- программа и задачи партнерства в сфере инноваций;
- внедрение результатов деятельности партнерства в сфере инноваций;
- управление взаимодействиями между партнерами по инновациям;
- организационные факторы;
- управленческие факторы;
- финансирование и ресурсы;
- планирование затрат;
- роли, обязанности и полномочия каждого исполнительного комитета;
- интеллектуальные активы;
- взаимные обязательства, компенсации и гарантии партнеров по инновациям;
- способы прекращения сотрудничества партнеров по инновациям.
Конечный результат учета всех этих факторов может быть оформлен в виде официального соглашения о партнерстве в сфере инноваций, детализирующего характер взаимодействия между партнерами.
Примечание - В приложении D содержатся рекомендации по разработке соглашения о партнерстве в сфере инноваций.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 56003-2020 "Инновационный менеджмент. Методы и средства организации инновационного партнерства. Руководящие указания" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 сентября 2020 г. N 698-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2020 г.
Дата введения - 1 января 2021 г.