В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 года N 123 (далее - Правила отмены решений), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики, утвержденным приказом ФАС России от 21 августа 2020 года N 769/20 (далее - Административный регламент), Федеральная антимонопольная служба провела анализ постановлений Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан (также далее - РСТ Республики Дагестан, РСТ РД, орган регулирования) от 28 декабря 2020 года N 86 "О внесении изменений в постановление Республиканской службы по тарифам РД от 26 декабря 2014 г. N 140 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" (далее - постановление РСТ РД N 86) и от 28 декабря 2020 года N 87 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - постановление РСТ РД N 87), а также материалов, представленных органом регулирования посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России, в том числе отчета о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Республике Дагестан на 2021 год в формате шаблона "PEREDACHA.M2021" и экспертных заключений по территориальным сетевым организациям (также далее - ТСО) Республики Дагестан.
ФАС России отмечает, что представленные органом регулирования отчетные материалы содержат следующие нарушения.
Так, в нарушение пункта 26 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Правила государственного регулирования), в протоколе заседания правления (представлена скан-копия документа) РСТ Республики Дагестан от 28 декабря 2020 года N 28 (далее - Протокол) отсутствуют основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования, в частности объем необходимой валовой выручки на оплату потерь электроэнергии.
Во всех экспертных заключениях (представлены скан-копии документов) на 2021 год и в приложениях к заключениям отсутствуют объемы необходимой валовой выручки на оплату потерь электроэнергии в соответствии с требованиями пункта 23 Правил государственного регулирования для следующих ТСО Республики Дагестан:
- филиала ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Дагэнерго";
- филиал "Северо-Кавказский" АО "Оборонэнерго";
- МУП Каспийские электрические сети "Каспэнерго";
- ОАО "РЖД" филиала "Трансэнерго" СП "СКДЭ";
- ОАО "Завод Стекловолокна";
- ООО "Эльдаг";
- ООО "Каспийская территориальная сетевая организация";
- ООО "Дагэнержи".
РСТ Республики Дагестан необходимо сформировать Протокол в соответствии с пунктом 26 Правил государственного регулирования, а также отразить в экспертных заключениях ТСО анализ учтённых основных технико-экономических показателей на расчетный период регулирования в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования.
По результатам анализа представленных материалов по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год ФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Основы ценообразования), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая в том числе единые (котловые) тарифы.
Расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с пунктами 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования, пунктом 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1 (далее - Порядок формирования сводного прогнозного баланса), расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Сводный прогнозный баланс, СПБ).
ФАС России приказом от 26 ноября 2020 года N 1164/20-ДСП (далее - приказ ФАС России N 1164/20-ДСП) утвержден Сводный прогнозный баланс на 2021 год.
"Величина заявленной мощности потребителей территориальных сетевых организаций"
Величина заявленной мощности потребителей Республики Дагестан, присоединенных к сетям ТСО, приказом ФАС России N 1164/20-ДСП утверждена в размере 793,56 МВт.
При этом анализ отчета о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Республике Дагестан на 2021 год в формате шаблона "PEREDACHA.M2021" (загружен в систему ФГИС ЕИАС ФАС России 9 марта 2021 года), а также постановления РСТ РД N 87 показал, что при расчете единых (котловых) тарифов на 2021 год РСТ Республики Дагестан использовала величину заявленной мощности потребителей, присоединенных к сетям ТСО, на уровне 810,3045 МВт, то есть выше значения, утвержденного Федеральной антимонопольной службой в Сводном прогнозном балансе на 2021 год.
"Технологический расход электрической энергии (потери) в электрических сетях"
Приказом ФАС России N 1164/20-ДСП величина потерь электрической энергии в электрических сетях Республики Дагестан на 2021 год утверждена в размере 1 608,4335 млн кВт*ч, в том числе для АО "Дагестанская сетевая компания" - 1 534,16 млн кВт*ч.
Вместе с тем ФАС России в письме от 23 декабря 2020 года N ВК/113262/20, направленном в адрес РСТ РД, указала, что в случае представления подтверждения филиалом ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Дагэнерго" осуществления деятельности по передаче электрической энергии на территории Республики Дагестан с использованием объектов электросетевого хозяйства, ранее используемых АО "Дагестанская сетевая компания" для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, орган регулирования обязан при установлении соответствующих цен (тарифов) на 2021 год учитывать показатели Сводного прогнозного баланса, утвержденные для АО "Дагестанская сетевая компания".
Как указано экспертами в заключении по филиалу ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Дагэнерго" на 2021 год, филиалу ПАО "Россети Северный Кавказ - "Дагэнерго" в аренду передан весь комплекс электросетевого хозяйства, а также собственные сети, бывшие в аренде у АО "Дагестанская сетевая компания", в полном объёме.
При этом, согласно указанному заключению, органом регулирования расчет потерь произведен в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования на нормативном уровне, то есть без учета показателей Сводного прогнозного баланса, утвержденных для АО "Дагестанская сетевая компания" (1 534,16 млн кВт*ч).
Так, несмотря на вышеизложенное, постановлением РСТ РД N 87 величина потерь на 2021 год утверждена в размере 1 491,57 млн кВт*ч, в том числе по филиалу ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Дагэнерго" - 1 420,33 млн кВт*ч.
Таким образом, РСТ Республики Дагестан единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год установлены в нарушение пункта 14 Основ ценообразования, пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса и пунктов 50 и 51 Методических указаний N 20-э/2.
Органу регулирования необходимо внести корректировку в расчет объема производства продукции и (или) оказываемых услуг по ТСО, исходя из сформированного ФАС России Сводного прогнозного баланса на 2021 год, и отразить данный расчет в заключениях на 2021 год.
Анализ подконтрольных расходов
"Прибыль на прочие цели"
В нарушение пунктов 7, 16 Основ ценообразования органом регулирования включены в подконтрольные расходы филиала ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Дагэнерго" на 2021 год экономически необоснованные затраты из прибыли в размере 5 627,91 тыс. руб., в том числе выплаты к юбилейным датам в размере 2 634,66 тыс. руб., расходы на новогодние подарки - 2 993,25 тыс. руб.
Органу регулирования необходимо внести корректировку в базовые подконтрольные расходы, а также корректировку в подконтрольные расходы филиала ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Дагэнерго" на 2021 год и последующие периоды, в том числе исключив вышеуказанные затраты из прибыли в размере 5 627,91 тыс. руб. Корректировку необходимо отразить в заключении на 2021 год.
Неподконтрольные расходы
"Амортизация основных средств"
В нарушение пункта 27 Основ ценообразования в заключениях на 2021 год по филиалу "Северо-Кавказский" АО "Оборонэнерго" не отражена информация о максимальном сроке полезного использования основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1.
Органу регулирования необходимо внести корректировку в расчет амортизационных отчислений по филиалу "Северо-Кавказский" АО "Оборонэнерго", исключить экономически необоснованные расходы и отразить перечень амортизационных отчислений с указанием расчета учтенной величины амортизации (пообъектно) основных средств в заключении на 2021 год.
Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка за 2019 год
В соответствии с требованиями Основ ценообразования, расчет НВВ на услуги по передаче электроэнергии осуществляется на долгосрочный период регулирования (далее - ДПР) на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым относится в том числе базовый уровень подконтрольных расходов (далее - ПР).
ФАС России отмечает, что при установлении базового уровня подконтрольных расходов МУП КЭС "Каспэнерго" (г. Каспийск) и других ТСО Республики Дагестан на 2021 год (ДПР 2021-2025 годы) необходимо руководствоваться положениями действующего законодательства, а также соответствующим разъяснением ФАС России от 19 июня 2017 года N ИА/41019/17 (далее - Разъяснение), направленным в адрес региональных органов регулирования. Законность отдельных положений данного Разъяснения, касающихся вопросов порядка учета подконтрольных расходов, подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2020 года по делу N АКПИ20-650, а также апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 года по делу N АПЛ21-27.
Органу регулирования при установлении базового уровня ПР на первый год нового ДПР необходимо провести анализ обоснованности расходов МУП КЭС "Каспэнерго", понесенных в текущем ДПР, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования, а также при наличии результатов контрольных мероприятий соответствующим образом учесть эти результаты.
Также ФАС России обращает внимание, что на стр. 15 экспертного заключения на 2021 год отражена корректировка НВВ МУП КЭС "Каспэнерго" за 2019 год (- (минус) 26 238,37 тыс. руб.). При этом при установлении НВВ на 2021 год данная корректировка органом регулирования не учтена. Вместе с тем в заключении на 2021 год отсутствует анализ затрат с учетом надежности и качества в соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования.
Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ НВВ МУП КЭС "Каспэнерго" на 2021 год, по результатам дополнительного анализа при необходимости скорректировать НВВ и отразить в экспертном заключении на 2021 год.
ФАС России отмечает, что по ООО "Дагэнержи" при корректировке неподконтрольных расходов за 2019 год органом регулирования были использованы следующие показатели: утвержденный план за 2019 год в размере 2 814,48 тыс. руб., факт за 2019 год - 13 173,13 тыс. руб., экономически обоснованный факт - 1 280,80 тыс. руб. При этом РСТ РД исключена сумма в размере 11 144,52 тыс. руб., которая не была учтена в плановой НВВ ООО "Дагэнержи" на 2019 год.
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
На основании вышеизложенного, РСТ Республики Дагестан необходимо дополнительно проанализировать экономически обоснованные неподконтрольные расходы за 2019, 2020 годы, учтенные в НВВ ООО "Дагэнержи", и результаты анализа отразить в заключении на 2021 год.
Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо дополнительно провести анализ корректировки фактических неподконтрольных затрат ООО "Дагэнержи" в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования и пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э, и отразить в заключениях ТСО на 2021 год подробный перечень затрат с указанием сумм по всем подстатьям.
Условные единицы (у.е.) оборудования
С учетом поступающих в ФАС России жалоб территориальных сетевых организаций, функционирующих на территории Республики Дагестан, на действия РСТ РД, в целях корректного учета и распределения общей необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей по уровням напряжения органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ количества условных единиц оборудования ТСО Республики Дагестан (в том числе ООО "Дагэнержи") строго в соответствии с приложением N 2 к Методическим указаниям N 20-э/2. Результаты анализа необходимо отразить в заключении на 2021 год.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений, пунктом 1.11 Административного регламента, приказываю:
1. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан нарушившей пункты 7, 8, 14, 16, 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, пункты 23, 26 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, пункт 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э, пункты 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении территориальных сетевых организаций Республики Дагестан.
2. Отменить постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 28 декабря 2020 года N 86 "О внесении изменений в постановление Республиканской службы по тарифам РД от 26 декабря 2014 г. N 140 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" и от 28 декабря 2020 года N 87 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" с 1 июня 2021 года.
3. Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан установить и ввести в действие не позднее 1 июня 2021 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
4. Об исполнении настоящего приказа Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан в течение семи рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседания правления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делам об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа;
- отчетных шаблонов по системе ФГИС ЕИАС ФАС России.
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 апреля 2021 г. N 383/21 "Об отмене постановлений Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан"
Текст приказа опубликован не был