В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 года N 123 (далее - Правила отмены решений), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики, утвержденным приказом ФАС России от 21 августа 2020 года N 769/20 (далее - Административный регламент), Федеральная антимонопольная служба провела анализ постановления Службы по тарифам Астраханской области (далее также - Служба по тарифам, орган регулирования) от 30 декабря 2020 года N 172 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28.12.2017 N 216" (далее - постановление Службы по тарифам N 172), а также материалов, представленных органом регулирования посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России, в том числе отчетов о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Астраханской области на 2021 год в формате шаблона "PEREDACHA.M2021" и экспертных заключений для территориальных сетевых организаций (также далее - ТСО) Астраханской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), а также пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Основы ценообразования), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая, в том числе, единые (котловые) тарифы.
Расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с пунктами 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
При этом, в соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования, пунктом 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1, расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее также - Сводный прогнозный баланс, СПБ).
ФАС России приказом от 26 ноября 2020 года N 1164/20-ДСП утвержден Сводный прогнозный баланс на 2021 год.
ФАС России отмечает, что представленные органом регулирования отчетные материалы содержат следующие нарушения.
"Величина заявленной мощности потребителей территориальных сетевых организаций Астраханской области"
Величина заявленной мощности потребителей Астраханской области, присоединенных к сетям территориальных сетевых организаций, утверждена в Сводном прогнозном балансе на 2021 год на уровне 430,77 МВт.
При этом, анализ отчетов о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Астраханской области на 2021 год в формате шаблона "PEREDACHA.M2021" (загружены в систему ФГИС ЕИАС ФАС России 26.01.2021 и 11.03.2021) показал, что при расчете единых (котловых) тарифов на 2021 год Служба по тарифам использовала величину заявленной мощности потребителей, присоединенных к сетям территориальных сетевых организаций, на уровне 409,79 МВт, то есть ниже значения, утвержденного Федеральной антимонопольной службой в Сводном прогнозном балансе на 2021 год, что, в свою очередь, привело к завышению тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Астраханской области.
"Технологический расход электрической энергии (потери) в электрических сетях Астраханской области"
ФАС России приказом от 26 ноября 2020 года N 1164/20-ДСП утвержден Сводный прогнозный баланс на 2021 год, в том числе величина технологического расхода электрической энергии (потерь) в электрических сетях для филиала ПАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" - 576,2643 млн кВт*ч.
Постановлением Службы по тарифам от 30 декабря 2020 года N 172 установлены потери на 2021 год для филиала ПАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" - 575,80 млн кВт*ч.
Для ООО "Энерго защита" Службой по тарифам установлены потери на 2021 год - 0,4629 млн кВт*ч. При этом, величина потерь для ООО "Энерго защита" в Сводном прогнозном балансе на 2021 год не установлена.
Необходимо отметить, что величины потерь, учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) Службой по тарифам для ООО "Энерго защита" на 2021 год, отраженные в протоколе заседания коллегии Службы по тарифам Астраханской области от 25.12.2020 N 236 и экспертном заключении по расчету экономически обоснованных расходов, учитываемых при установлении тарифов для ООО "Энерго защита" на 2021 год, различаются.
Таким образом, Службой по тарифам единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год установлены в нарушение пункта 14 Основ ценообразования, пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса и пунктов 50 и 51 Методических указаний N 20-э/2.
Органу регулирования необходимо внести корректировку в расчет объема производства продукции и (или) оказываемых услуг по филиалу ПАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" и ООО "Энерго защита", исходя из сформированного ФАС России сводного прогнозного баланса на 2021 год, и отразить данный расчет в экспертных заключениях на 2021 год.
"Экономия потерь"
Службой по тарифам в необходимой валовой выручке (далее также - НВВ) ТСО учтена экономия потерь за 2019 год на общую сумму 109 277,97 тыс. руб.
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Как следует из принципов, указанных в Законе об электроэнергетике, организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, необходимо соблюдать требования законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требования о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требования к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов.
Пунктом 8 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено сохранение за организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств, и рассчитывается в соответствии с пунктами 34(1) - 34(3) Основ ценообразования.
Положения Основ ценообразования и методических указаний, применяемых при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предполагают анализ фактического исполнения программ сокращения расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, согласованных с органом исполнительной власти в области государственного.#
Таким образом, определение экономии должно производиться с учетом комплексного анализа программ сокращения расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в том числе программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, по всей совокупности мероприятий, учтенных в указанных программах.
Службой по тарифам учтена экономия потерь без проведения соответствующего анализа. Программы сокращения расходов организаций не согласованы с органом регулирования.
На основании вышеизложенного, Службе по тарифам необходимо провести дополнительный анализ экономии, учтенной в НВВ ТСО за 2019 год - 109 277,97 тыс. руб., в том числе: по филиалу ПАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" - 107 053,57 тыс. руб., ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ" - 112,50 тыс. руб., ООО ПКФ "АСТРИМ" - 471,7 тыс. руб., МУП г. Астрахани "Горэлектросеть" - 848,27 тыс. руб., АО "АСПО" - 791,93 тыс. руб., исключить экономически необоснованные средства, учтенные в НВВ, и отразить в заключениях на 2021 год.
НВВ территориальных сетевых организаций без учета потерь, учтенная постановлением Службой по тарифам N 172 при установлении единых (котловых) тарифов, составила 3 826 709,70 тыс. руб.
Анализ подконтрольных расходов
В соответствии с требованиями Основ ценообразования, расчет НВВ на услуги по передаче электроэнергии осуществляется на долгосрочный период регулирования (далее - ДПР) на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым относится в том числе базовый уровень подконтрольных расходов.
ФАС России отмечает, что при установлении базового уровня подконтрольных расходов Службой по тарифам необходимо руководствоваться положениями действующего законодательства, а также соответствующим разъяснением ФАС России от 19 июня 2017 года N ИА/41019/17 (далее - Разъяснение), направленным в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Законность отдельных положений данного Разъяснения, касающихся вопросов порядка учета подконтрольных расходов, подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2020 года по делу N АКПИ20-650, а также апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 года по делу N АПЛ21-27.
Службе по тарифам при установлении базового уровня подконтрольных расходов на первый год нового ДПР необходимо провести анализ обоснованности расходов ТСО, понесенных в текущем ДПР, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования, а также при наличии результатов контрольных мероприятий соответствующим образом учесть эти результаты, в том числе по ООО ПКФ "АСТРИМ". В нарушение пункта 38 Основ ценообразования при расчете базового уровня подконтрольных расходов ООО ПКФ "АСТРИМ" на новый ДПР (ДПР 2021-2025 годы) Службой по тарифам не применен метод сравнения аналогов.
Службе по тарифам необходимо пересмотреть расчет базового уровня подконтрольных расходов ООО ПКФ "АСТРИМ" на новый ДПР, в том числе с учетом метода сравнения аналогов, в соответствии с пунктами 29, 38 Основ ценообразования и отражением в экспертном заключении информации о соблюдении требований, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
По результатам проведенного анализа Службе по тарифам необходимо исключить экономически необоснованные базовые подконтрольные расходы из НВВ, также исключить данные затраты из последующих периодов долгосрочного регулирования с отражением в заключениях на 2021 год.
"Фонд оплаты труда"
Службой по тарифам не проведен анализ экономической обоснованности расходов фонда оплаты труда (далее также - ФОТ), учтенных в НВВ в базовом уровне подконтрольных расходов ООО ПКФ "АСТРИМ", ООО "Энерго защита": не представлен расчет базовых подконтрольных затрат согласно таблице N П.1.16, предусмотренной Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2). Экспертные заключения по ТСО ООО ПКФ "АСТРИМ" и ООО "Энерго защита" на 2021 год не содержат анализ расчета среднемесячной тарифной ставки рабочего первого разряда, тарифного коэффициента, средней ступени оплаты труда, соответствующей тарифному коэффициенту.
Службе по тарифам необходимо экономически обосновать учтенный ФОТ в НВВ на 2021 год ООО "Энерго защита" в соответствии с пунктами 5, 6, 7, 16 Основ ценообразования и учтенный ФОТ в НВВ на 2021 год ООО ПКФ "АСТРИМ" в соответствии с пунктами 5, 6, 7, 16, 26 Основ ценообразования и пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, с учетом фактической численности работников, относящейся к соответствующему виду деятельности.
Службе по тарифам необходимо экономически обосновать тарифные ставки рабочего первого разряда ООО "Энерго защита" и ООО ПКФ "АСТРИМ", указать наименование методических рекомендацией по организации оплаты труда, на основании которых рассчитаны и учтены в НВВ организаций средний тарифный коэффициент и средняя ступень оплаты труда и отразить в экспертных заключениях на 2021 год.
Неподконтрольные расходы
"Амортизация основных средств"
В нарушение пункта 27 Основ ценообразования в плановом периоде регулирования на 2021 год в заключениях ООО "Газпром энерго", ООО ПКФ "АСТРИМ", ООО "Энерго защита", ООО "НВСК", МУП Астрахани "Горэлектросеть", АО "Аэропорт Астрахань", АО "АСПО", Приволжской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД", АО "Оборонэнерго" Филиала "Северо-Кавказский", ООО "КВАНТ-4" не отражена информация о максимальном сроке полезного использования основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1.
Службе по тарифам необходимо указать информацию о максимальном сроке полезного использования основных средств в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования, при необходимости внести корректировку в расчет амортизационных отчислений вышеуказанных ТСО, исключить экономически необоснованные расходы и отразить перечень амортизационных отчислений с указанием расчета учтенной величины амортизации (пообъектно) основных средств в экспертных заключениях на 2021 год.
"Отчисления на социальные нужды"
Статья "Отчисления на социальные нужды" является производной от статьи "Расходы на оплату труда", отчисления на социальные нужды подлежат учету по результатам дополнительного расчета затрат ТСО на оплату труда.
"Аренда имущества"
В заключениях ООО "НВСК", ООО ПКФ "АСТРИМ", ООО "Энерго защита", МУП Астрахани "Горэлектросеть" необходимо отразить информацию о государственной регистрации по заключенным договорам на аренду имущества. В части договоров аренды электросетевого имущества отразить заявленные затраты по заключенным договорам и учтенные Службой по тарифам затраты, предусмотренные пунктом 28 Основ ценообразования.
Учитывая вышеизложенное, Службе по тарифам необходимо дополнительно провести анализ фактических неподконтрольных затрат ТСО Астраханской области в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования и пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической,# устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э, исключить экономические необоснованные расходы и отразить в экспертных заключениях ТСО на 2021 год подробный перечень затрат с указанием сумм по всем статьям и подстатьям расходов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений, пунктом 1.11 Административного регламента, приказываю:
1. Признать Службу по тарифам Астраханской области нарушившей пункты 7, 14, 27, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункт 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12.04.2012 N 53-э/1, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункты 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении территориальных сетевых организаций Астраханской области.
2. Отменить постановление Службы по тарифам Астраханской области от 30 декабря 2020 года N 172 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28.12.2017 N 216" с 1 июня 2021 года.
3. Службе по тарифам Астраханской области установить и ввести в действие не позднее 1 июня 2021 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
4. Об исполнении настоящего приказа Службе по тарифам Астраханской области в течение семи рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседания коллегии Службы по тарифам Астраханской области, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делам об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа;
- отчетных шаблонов по системе ФГИС ЕИАС ФАС России.
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 апреля 2021 г. N 385/21 "Об отмене постановления Службы по тарифам Астраханской области"
Текст приказа опубликован не был