В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 года N 123 (далее - Правила отмены решений), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики, утвержденным приказом ФАС России от 21 августа 2020 года N 769/20 (далее - Административный регламент), Федеральная антимонопольная служба провела анализ постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса, орган регулирования) от 31 декабря 2020 года N 845 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год" (далее - постановление РЭК Кузбасса N 845), а также материалов, представленных органом регулирования посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России, в том числе отчета о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Кемеровской области на 2021 год в формате шаблона "PEREDACHA.M2021" и экспертных заключений для территориальных сетевых организаций (также далее - ТСО) Кемеровской области.
ФАС России отмечает, что представленные органом регулирования отчетные материалы содержат следующие нарушения.
Так, в протоколе заседания правления (представлена скан-копия документа) РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года N 91 (далее - Протокол) отсутствуют основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организациями, в соответствии с пунктом 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Правила государственного регулирования).
В экспертных заключениях (представлены скан-копии документов) для ТСО на 2021 год и во всех приложениях к заключениям отсутствуют подписи уполномоченных и экспертов по делу об утверждении цен (тарифов).
РЭК Кузбасса необходимо сформировать Протокол в соответствии с пунктом 28 Правил государственного регулирования, подписать всеми членами правления, утвердить у председателя РЭК Кузбасса, а также подписать все экспертные заключения.
По результатам анализа представленных материалов по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год ФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), а также пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Основы ценообразования), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая в том числе единые (котловые) тарифы.
Расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с пунктами 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования, пунктом 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1 (далее - Порядок формирования сводного прогнозного баланса), расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Сводный прогнозный баланс, СПБ).
ФАС России приказом от 26 ноября 2020 года N 1164/20-ДСП (далее - приказ ФАС России N 1164/20-ДСП) утвержден Сводный прогнозный баланс на 2021 год.
"Величина заявленной мощности потребителей территориальных сетевых организаций"
Величина заявленной мощности потребителей Кемеровской области, присоединенных к сетям ТСО, приказом ФАС России N 1164/20-ДСП утверждена в размере 2 535,55 МВт.
При этом анализ отчета о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Кемеровской области на 2021 год в формате шаблона "PEREDACHA.M2021" (загружен в систему ФГИС ЕИАС ФАС России 11 марта 2021 года), а также постановления РЭК Кузбасса N 845 показал, что при расчете единых (котловых) тарифов на 2021 год РЭК Кузбасса использовала величину заявленной мощности потребителей, присоединенных к сетям ТСО, на уровне 2 207,14 МВт, то есть ниже значения, утвержденного Федеральной антимонопольной службой в Сводном прогнозном балансе на 2021 год, что, в свою очередь, привело к завышению тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Кемеровской области.
"Технологический расход электрической энергии (потери) в электрических сетях"
Приказом ФАС России N 1164/20-ДСП величина потерь электрической энергии в электрических сетях Кемеровской области утверждена в размере 1 466,6628 млн кВт*ч.
Постановлением РЭК Кузбасса N 845 величина потерь на 2021 год утверждена в размере 1 499,9253 млн кВт*ч, в том числе, например:
- филиалу ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" - 717,4240 млн кВт*ч (СПБ - 685,3698 млн кВт*ч);
- Западно-Сибирской дирекции по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" - 15,1286 млн кВт*ч (СПБ - 14,6779 млн кВт*ч);
- АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" - 8,6835 млн кВт*ч (СПБ - 5,4668 млн кВт*ч).
По ООО "Ресурсоснабжающая компания" РЭК Кузбасса на 2021 год величина потерь утверждена в размере 2,3204 млн кВт*ч, на 2020 год - 2,0809 млн кВт*ч. При этом данная территориальная сетевая организация отсутствовала в СПБ на 2020 год и отсутствует в СПБ на 2021 год.
Таким образом, РЭК Кузбасса единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год установлены в нарушение пункта 14 Основ ценообразования, пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса и пунктов 50 и 51 Методических указаний N 20-э/2.
Органу регулирования необходимо внести корректировку в расчет объема производства продукции и (или) оказываемых услуг по ТСО, исходя из сформированного ФАС России Сводного прогнозного баланса на 2021 год, и отразить данный расчет в заключениях на 2021 год.
"Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии"
В нарушение пунктов 7, 16 Основ ценообразования РЭК Кузбасса учтена экономия потерь за 2019 год ООО "Кузбасская энергосетевая компания" в размере 222 009,739 тыс. руб. без экономического обоснования. При этом ООО "Кузбасская энергосетевая компания" данную экономию не заявляло. Кроме того, ежегодно в неподконтрольных расходах орган регулирования включает затраты на фонд энергосбережения.
В НВВ филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго РЭС" органом регулирования учтена экономия потерь за 2019 год в размере 242 343,57 тыс. руб.
В НВВ ООО "ОЭСК" органом регулирования учтена экономия потерь за 2019 год в размере 14 178,86 тыс. руб.
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Как следует из принципов, указанных в Законе об электроэнергетике, организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, необходимо соблюдать требования законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требования о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требования к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов.
Пунктом 8 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено сохранение за организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств, и рассчитывается в соответствии с пунктами 34(1)-34(3) Основ ценообразования.
Положения Основ ценообразования и методических указаний, применяемых при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предполагают анализ фактического исполнения программ сокращения расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, согласованных с органом исполнительной власти в области государственного.#
Таким образом, определение экономии должно производиться с учетом комплексного анализа программ сокращения расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в том числе программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, по всей совокупности мероприятий, учтенных в указанных программах.
РЭК Кузбасса учтена экономия потерь без проведения соответствующего анализа и отражения его в экспертных заключениях. Программы сокращения расходов организаций не согласованы с органом регулирования.
На основании вышеизложенного, РЭК Кузбасса необходимо провести дополнительный анализ экономии, учтенной в НВВ ООО "Кузбасская энергосетевая компания", филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго РЭС", ООО "ОЭСК", исключить экономически необоснованные средства, учтенные в НВВ, и отразить в заключениях на 2021 год.
В заключениях на 2021 год отсутствует информация о публикации предложений ТСО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии".
Раздельный учет доходов и расходов ТСО
Пунктом 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике предусмотрен обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Пунктами 5 и 6 Основ ценообразования закреплен принцип обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.
Приказом Минэнерго России от 13 декабря 2011 года N 585 утвержден порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
В представленных заключениях отсутствуют данные раздельного учета организаций, в связи с чем РЭК Кузбасса необходимо в заключениях ТСО отразить данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) объема продукции (услуг), доходов и расходов по видам деятельности в сфере электроэнергетики.
Анализ подконтрольных расходов
В соответствии с требованиями Основ ценообразования, расчет НВВ на услуги по передаче электроэнергии осуществляется на долгосрочный период регулирования (далее - ДПР) на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым относится в том числе базовый уровень подконтрольных расходов (далее - ПР).
ФАС России отмечает, что при установлении базового уровня подконтрольных расходов РЭК Кузбасса необходимо руководствоваться положениями действующего законодательства, а также соответствующим разъяснением ФАС России от 19 июня 2017 года N ИА/41019/17 (далее - Разъяснение), направленным в адрес региональных органов регулирования. Законность отдельных положений данного Разъяснения, касающихся вопросов порядка учета подконтрольных расходов, подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2020 года по делу N АКПИ20-650, а также апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 года по делу N АПЛ21-27.
РЭК Кузбасса при установлении базового уровня ПР на первый год нового ДПР необходимо провести анализ обоснованности расходов ТСО, понесенных в текущем ДПР, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования, а также при наличии результатов контрольных мероприятий соответствующим образом учесть эти результаты.
Также установлено, что подконтрольные расходы по всем ТСО учтены РЭК Кузбасса без расшифровки по всем подстатьям затрат.
РЭК Кузбасса необходимо провести дополнительный экономически обоснованный анализ всех ТСО по каждой подстатье затрат базового уровня подконтрольных расходов с подробной расшифровкой, указанием сумм и представленных материалов, а также с подробной расшифровкой всех статей затрат, в том числе: "Сырье, материалы, запасные части, инструмент, ГСМ", "Работы и услуги производственного характера", "Другие прочие расходы", "Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности", "Подконтрольные расходы из прибыли", отдельно выделить - юридические, информационные, консультационные, аудиторские услуги, командировки, представительские расходы и т.д., с отражением информации о соблюдении требований, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
По результатам проведенного анализа исключить экономически необоснованные базовые подконтрольные расходы из НВВ, также исключить данные затраты из последующих периодов долгосрочного регулирования с отражением в заключениях на 2021 год.
"Фонд оплаты труда"
РЭК Кузбасса не проведен анализ экономической обоснованности расходов фонда оплаты труда, учтенных в НВВ в базовом уровне подконтрольных расходов ООО "Регионэнергосеть", филиала "Забайкальский" АО "Оборонэнерго" (ДПР 2021-2025): не представлен расчет базовых подконтрольных затрат согласно таблице N П.1.16, предусмотренной Методическими указаниями N 20-э/2.
В расчетах фонда оплаты труда (далее - ФОТ) отсутствует информация органа регулирования о разделении численности ТСО по видам деятельности в соответствии с пунктами 5, 6 Основ ценообразования.
Рост затрат фонда оплаты труда на предмет определения экономической обоснованности не содержит анализ расчета среднемесячной тарифной ставки рабочего первого разряда, тарифного коэффициента, средней ступени оплаты труда, соответствующей тарифному коэффициенту.
По результатам анализа среднемесячной зарплаты персонала ТСО на новый ДПР 2020-2024 гг. ФАС России указывает на необоснованность расчетов средней зарплаты промышленно-производственного персонала, включенной в НВВ ТСО. Так, например: по ООО "ОК РУСАЛ Энергосеть" среднемесячная зарплата персонала - 21,4 тыс. руб., по ОАО "КузбассЭлектро - 29,6 тыс. руб., по ООО "ЕвроЭнергоТранс" - 51,8 тыс. руб., по ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания" - 52,6 тыс. руб.
Органу регулирования необходимо экономически обосновать учтенную в ФОТ среднюю зарплату персонала регулируемых организаций на новый ДПР в соответствии с пунктами 5, 6, 7, 16, 26 Основ ценообразования и пунктом 23 Правил государственного регулирования, обосновать рост ФОТ с учетом фактической численности, относящейся к соответствующему виду деятельности и подтвержденной бухгалтерской и статистической отчетностью, среднемесячной зарплаты работников, с экономическим обоснованием тарифной ставки рабочего первого разряда. Указать наименование Методических рекомендаций по организации оплаты труда, на основании которых рассчитаны и учтены в НВВ организаций средний тарифный коэффициент и средняя ступень оплаты труда. Также органу регулирования необходимо провести анализ экономической обоснованности оплаты труда ТСО за предыдущий ДПР, в том числе по ООО "Регионэнергосеть", по филиалу "Забайкальский" АО "Оборонэнерго".
Для расчета численности персонала и объема работ, связанных с техническим обслуживанием сетей и подстанций, РЭК Кузбасса необходимо проанализировать изменения электросетевого оборудования ТСО, изменения штатного расписания, обусловленные увеличением количества активов, выразившееся в вышеуказанном изменении условных единиц.
"Страхование имущества"
В соответствии с пунктами 7, 16 Основ ценообразования, исключению подлежат экономически необоснованные затраты ТСО, в том числе по страхованию ОСАГО автотранспорта представительского класса по филиалу ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго РЭС".
"Прибыль на социальное развитие"
Органом регулирования включены в базовые подконтрольные расходы филиала "Забайкальский" АО "Оборонэнерго" на 2021 год затраты из прибыли на социальное развитие в размере 433,49 тыс. руб. с учетом фактических расходов за 2019 год.
В нарушение пунктов 7, 16 Основ ценообразования включенные расходы в НВВ ТСО не содержат расшифровки по подстатьям затрат, а также не подтверждены документально. Органу регулирования необходимо внести корректировку в подконтрольные расходы на 2021 год, исключив из базовых подконтрольных расходов филиала "Забайкальский" АО "Оборонэнерго" на 2021 год затраты из прибыли на социальное развитие в размере 433,49 тыс. руб., отразив это в заключении на 2021 год.
Учитывая вышеизложенное, базовый уровень подконтрольных расходов ТСО Кемеровской области подлежит дополнительному экономическому обоснованию со стороны РЭК Кузбасса, в том числе за предыдущий ДПР. По результатам проведенного анализа исключить экономически необоснованные расходы из базового уровня подконтрольных расходов, также исключить данные расходы из последующих периодов долгосрочного регулирования с отражением в заключениях на 2021 год.
Неподконтрольные расходы
"Амортизация основных средств"
В нарушение пункта 27 Основ ценообразования в заключениях на 2021 год по ООО "Сибэнерготранс - 42" и филиала "Забайкальский" АО "Оборонэнерго" не отражена информация о максимальном сроке полезного использования основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1.
В нарушение пункта 27 Основ ценообразования органом регулирования плановая амортизация ООО "Ресурсоснабжающая компания" учтена с завышением на 52% к заявке. При этом РЭК Кузбасса указывает, что данные затраты учтены в соответствии с максимальным сроком полезного использования основных средств.
В нарушение пункта 7 Основ ценообразования из амортизации ООО "ОЭСК" РЭК Кузбасса не исключены экономически необоснованные затраты на автотранспорт представительского класса.
Органу регулирования необходимо внести корректировку в расчет амортизационных отчислений ООО "Сибэнерготранс - 42", филиала "Забайкальский" АО "Оборонэнерго", ООО "Ресурсоснабжающая компания", ООО "ОЭСК", исключить экономически необоснованные расходы и отразить перечень амортизационных отчислений с указанием расчета учтенной величины амортизации (пообъектно) основных средств в заключении на 2021 год.
"Отчисления на социальные нужды"
Статья "Отчисления на социальные нужды" является производной от статьи "Расходы на оплату труда", отчисления на социальные нужды подлежат учету по результатам дополнительного расчета затрат ТСО на оплату труда.
"Аренда имущества"
По данной статье органу регулирования необходимо исключить из НВВ ТСО расходы на аренду автотранспорта представительского класса, в частности, например, расходы на аренду Volkswagen Tiguan из НВВ АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" в размере 1 097,5 тыс. руб.
"Налоги"
"Налог на имущество", "Транспортный налог"
ФАС России отмечает, что при расчете органом регулирования, например, транспортного налога в части оказания услуг по передаче электрической энергии на 2021 год учтено 15 автомашин ООО "ОЭСК", в том числе автомобиль представительского класса (Toyota Land Cruiser Prado). В затратах ООО "ОЭСК" на аренду имущества также учтены расходы на 4 ед. автотранспорта. При этом фактические подконтрольные затраты на ремонт основных средств за 2019 год составили 5 373 тыс. руб. при плане в 15 420,67 тыс. руб. Фактические активы ООО "ОЭСК" составили 3 093,18 у.е.
По ООО "Ресурсоснабжающая компания" налог на имущество на 2021 год учтен в размере 10,73 тыс. руб., при этом амортизация учтена в размере 16,67 тыс. руб. Органу регулирования необходимо исключить экономически необоснованные затраты и отразить расчет налога на имущество ООО "Ресурсоснабжающая компания" в заключении на 2021 год.
Органу регулирования необходимо определить потребности в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта электрических сетей, исходя из расчетов норм укомплектования автотранспортными средствами, спецмеханизмами и тракторами, с учетом протяженности линий электропередач, количества подстанций, количества бригад, организации их обслуживания и структуры управления. РЭК Кузбасса необходимо исключить экономически необоснованные расходы, в том числе затраты на автомобили представительского класса, и отразить это в заключениях на 2021 год.
"Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка"
РЭК Кузбасса нарушен пункт 7 Основ ценообразования в части распределения выявленного недостатка/избытка финансовых средств ООО "Сибэнерготранс - 42". ФАС России указывает органу регулирования на необходимость исключения из НВВ распределения на 5 лет выявленного недостатка/избытка финансовых средств в связи с тем, что действие данного положения пункта 7 Основ ценообразования не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии. В связи с этим органу регулирования необходимо внести корректировку в НВВ ООО "Сибэнерготранс - 42" на 2021 год с подробным расчетом и обоснованием, отразив это в заключении на 2021 год.
Таким образом, учтенные расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка, подлежат дополнительному экономическому анализу с отражением в заключениях на 2021 год.
Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо дополнительно провести анализ фактических неподконтрольных затрат всех ТСО Кемеровской области в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования и пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э, исключить экономические необоснованные расходы и отразить в заключениях ТСО на 2021 год подробный перечень затрат с указанием сумм по всем подстатьям.
Неисполнение приказа ФАС России от 3 апреля 2018 года N 422/18
Приказом ФАС России от 3 апреля 2018 года N 422/18 (далее - приказ ФАС России N 422/18) РЭК Кузбасса предписывалось в течение 4-х лет (2018-2021 гг.) включать в НВВ ООО "ЭнергоПаритет" расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения потребителей к электрическим сетям, не включенные в плату за технологическое присоединение, по мероприятиям, предусмотренным пунктом 5 резолютивной части приказа ФАС России N 422/20.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "422/20" имеется в виду "422/18"
Орган регулирования в экспертном заключении по ООО "ЭнергоПаритет" на 2021 год указал, что причиной значительного роста необходимой валовой выручки на 2021 год по сравнению с необходимой валовой выручкой на 2020 год является учет в составе НВВ расходов на развитие инфраструктуры, предусмотренных постановлениями РЭК Кузбасса N 64, 65, 66, 67 от 16 апреля 2018 года на основании приказа ФАС России N 422/18. При этом, в связи с ограничением в соответствии со статьей 23.1 Закона об электроэнергетике роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии (НВВ организации), установленными ФАС России приказом от 26 ноября 2020 года N 1162/20 (далее - приказ ФАС России N 1162/20) предельными уровнями тарифов на услуги по передаче электрической энергии, экспертами скорректирована необходимая валовая выручка предприятия на 2021 год в сторону снижения. С учетом того, что максимально возможный рост НВВ предприятия на 2021 год составил 6,1% относительно НВВ 2020 года, НВВ предприятия органов регулирования скорректирована в сторону снижения на 720 983,08 тыс. руб.
При этом, в соответствии с экспертным заключением РЭК Кузбасса, экономически обоснованная величина НВВ ООО "ЭнергоПаритет", определенная согласно Методическим указаниям N 98-э, а также положениям Основ ценообразования, на 2021 год составляет 1 542 392,70 тыс. руб. без учета расходов на оплату потерь и услуг сетевых организаций (заявлено ООО "ЭнергоПаритет" - 1 495 916,62 тыс. руб.).
Корректировка необходимой валовой выручки Общества в сторону снижения на 720 983,08 тыс. руб. в полном объеме отражена органом регулирования по статье "выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования".
ФАС России отмечает, что приказом ФАС России N 1162/20 утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год.
При этом приказом ФАС России от 8 ноября 2019 года N 1483/19 утвержден Порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Таким образом, приказом ФАС России N 1162/20 не установлены ограничения роста НВВ сетевых организаций в 2021 году по отношению к 2020 году.
Указанное свидетельствует о нарушении органом регулирования положений Основ ценообразования и неисполнении предписания ФАС России, данного приказом ФАС России N 422/18.
В связи с этим органу регулирования необходимо внести корректировку в НВВ ООО "ЭнергоПаритет" на 2021 год с учетом исполнения приказа ФАС России N 422/18.
Регуляторное соглашение от 17 июля 2019 года в отношении филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС"
Как следует из экспертного заключения по филиалу ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" на 2021 год, органом регулирования частично учтены расходы в соответствии с регуляторным соглашением от 17 июля 2019 года в отношении филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" в размере 740 254,32 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона об электроэнергетике, заключаемые органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов соглашения об осуществлении регулируемых видов деятельности подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Указанное регуляторное соглашение с ФАС России в установленном порядке согласовано не было.
Таким образом, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, расходы, учтенные в рамках исполнения данного регуляторного соглашения, подлежат повторному анализу со стороны РЭК Кузбасса. Расходы, не подлежащие учету в соответствии с нормами действующего законодательства, необходимо исключить из НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС". Корректировку необходимо отразить в заключении на 2021 год.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений, пунктом 1.11 Административного регламента, приказываю:
1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кузбассу нарушившей пункты 5, 6, 7, 14, 16, 26, 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, пункты 23, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, пункт 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э, пункты 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении территориальных сетевых организаций Кемеровской области.
2. Отменить постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года N 845 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год" с 1 июня 2021 года.
3. Региональной энергетической комиссии Кузбасса установить и ввести в действие не позднее 1 июня 2021 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
4. Об исполнении настоящего приказа Региональной энергетической комиссии Кузбасса в течение семи рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседания правления Региональной энергетической комиссии Кузбасса, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делам об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа;
- отчетных шаблонов по системе ФГИС ЕИАС ФАС России.
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 апреля 2021 г. N 394/21 "Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса"
Текст приказа опубликован не был