Учет имущества без заморочек
Чиновники всегда внимательно проверяют, как фирма учитывает свои основные средства. Ведь от этого зависят почти все налоги компании. О том, как правильно построить учет и минимизировать платежи, обсуждали на августовском семинаре.
Старый налог по-новому
Консультант-эксперт Налоговой академии Светлана Такташева начала семинар с краткого экскурса в нововведения налога на имущество предприятий.
Изменения законодательства в первую очередь касаются основных средств. Сейчас единственным объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество. Хотя раньше налогом облагали не только основные средства, но и все нематериальные активы и запасы, находящиеся на балансе предприятия.
Сам налог на имущество тоже нужно считать по-новому. Ставку теперь устанавливает регион, но законодатель ограничил его максимальной цифрой в 2,2 процента. Кстати, Москва и Подмосковье остановились на максимуме.
Особое внимание бухгалтер должен обратить на расчет налога для обособленных подразделений. Раньше компания рассчитывала общий налог на имущество и уже после этого выделяла из него суммы по всем своим филиалам. Теперь же нужно рассчитывать отдельно налог для головной компании и для каждого подразделения, которое выделено на отдельный баланс и имеет расчетный счет. Помимо этого головной офис определяет налогооблагаемую базу и для каждого объекта недвижимости, который находится вне подразделения или главной компании.
К примеру, у московской фирмы есть филиал в Орехове-Зуеве, выделенный на отдельный баланс, а также домик, расположенный в Дмитрове. Отчитываться предприятие должно отдельно по всем указанным объектам (головное предприятие, филиал и здание). То есть сдать три отчета и заплатить налоги в три бюджета по местным ставкам.
Также для некоторых категорий предприятий законодатель сохранил льготы. Причем Москве дано право расширить федеральный список, чем она и воспользовалась. К примеру, освобождены от налога многоэтажные гаражи-стоянки.
А надо ли платить?
Меньше чем за год новые Методические указания по бухучету основных средств вызвали огромное количество разногласий между фискалами и фирмами (методические указания, утвержденные приказом Минфина от 13 октября 2003 г. N 91н).
По мнению налоговиков, основное средство, не требующее монтажа, фирма обязана сразу ввести в эксплуатацию и платить с него налог на имущество (письмо МНС от 9 апреля 2004 г. N 21-3-05/127, письмо Управления МНС по г. Москве от 21 апреля 2004 г. N 23-01/1/27330). А согласно Методическим рекомендациям компания может этого не делать. То есть, скажем, автомобиль может просто стоять в гараже, и платить за него налог не придется, если компания не подпишет акт о вводе его в эксплуатацию. Правда, тогда нельзя будет зачесть НДС.
Как заметила Светлана Такташева, налоговики в этом вопросе превысили свои полномочия. Письма противоречат Методическим указаниям. Поэтому фирма вправе выбирать тот вариант, который ей выгоднее.
Покупаем с умом
Особое внимание г-жа Такташева уделила инвентарному объекту. Этот вопрос - один из самых сложных. Если фирма хочет избежать недоразумений с налоговиками, а также сложностей с учетом, лектор посоветовала приобретать минимум комплектующих одновременно с самим имуществом.
Например, компания покупает компьютер. Первоначально необходимо приобрести минимальный комплект, в состав которого входят системный блок, монитор и клавиатура. Это тот минимум, при котором машина будет работать. В таком сочетании он является единым объектом бухучета.
Предметы, которые фирма купит позже основного объекта, нужно учитывать отдельно. Даже если эти предметы не работают сами по себе (например, мышка или модем для компьютера).
Поэтому через два дня можно покупать остальной набор к ЭВМ: принтер, модем, мышку и все, что душе заблагорассудится. Кстати, можно просто договориться с продавцом, чтобы тот оформил две накладные с разными числами. Это делается для того, чтобы облегчить ремонт и замену комплектующих. Ведь если покупать все сразу, то учитывать все придется как один объект. А замена любой детали будет модернизацией.
В методических указаниях написано, что при формировании первички можно использовать как унифицированные формы, так и свои собственные. Правда, последние должны содержать обязательные реквизиты (см. вставку). Поэтому придирки налоговиков по поводу того, что предприятие использует неунифицированные формы первички, незаконны.
Остановилась Светлана Такташева и на выбытии основных средств. По ее мнению, выгоднее ликвидировать имущество, чем его продавать. При заключении сделки по купле-продаже у продавца возникает необходимость платить НДС с выручки, а при ликвидации - нет.
Но ликвидацию основного средства фирме следует обязательно оформить соответствующим образом. Когда имущество дорогостоящее, то налоговая непременно потребует доказать факт его ликвидации. Для того чтобы подтвердить ликвидацию, нужно составить соответствующий акт. Тогда у фискалов не будет лишних претензий.
Важно
Если при инвентаризации фирма обнаружила какое-либо неучтенное основное средство, то имущество нужно ставить на учет по текущей рыночной цене. Причем независимо от его первоначальной стоимости.
Кстати
Перечень нематериальных активов закрыт. Причем в методических указаниях написано, что в их состав не включают интеллектуальные и деловые качества сотрудников компании, их квалификацию и способность к труду. Хотя некоторые предприниматели любят записывать их в качестве доли в уставный капитал компании.
Важно
Обязательные реквизиты, которые указываются на первичке:
- наименование документа;
- дата его составления;
- наименование предприятия, от имени которого составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозоперации в натуральном и денежном выражениях;
- наименование должностей лиц, ответственных за ее совершение и правильность оформления;
- их личные подписи и расшифровки.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала организаторов семинара - уполномоченный учебный центр МНС, Налоговую академию (www.nalogakademy.ru).
Н. Свистунова
"Московский бухгалтер", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007