Квартал без главбуха
Когда должность бухгалтера на предприятии пустует, руководство без должного присмотра норовит наделать глупостей, например снять с расчетного счета деньги на выплату "черной" зарплаты. В результате накопившиеся проблемы сваливаются на голову новому главбуху. Об истории, которую нам поведала Ю.В. Новикова, главный бухгалтер одной из московских фирм, без улыбки не расскажешь.
Целый квартал фирма существовала без бухгалтера, и замдиректора по финансам выкручивался, как мог. В силу сложившихся обстоятельств деньги на расчетный счет фирмы давно не поступали, и образовалась большая задолженность по заработной плате. Сотрудники стали смотреть на сторону, и надо было спасать положение.
В середине квартала наконец-то пришли долгожданные деньги. Чтобы выдать зарплату официально, надо было заплатить налоги, но денег было в обрез. Обычно в таких случаях используют фирмы по "обналичке", но об этом почему-то никто не подумал. Руководство, не мудрствуя лукаво, сняло деньги со счета на командировки и хозяйственные расходы. Небольшая часть денег действительно пошла на эти нужды, но большую долю раздали уже не ждавшим ничего хорошего сотрудникам, зарплата которых традиционно состояла из "белой" и "черной" частей. Все расписались в платежной ведомости и успокоились.
К концу квартала руководство неожиданно вспомнило, что надо все-таки сдавать отчетность и что на свете существуют бухгалтеры, которые умеют ее составлять. Директор вызвал своего зама по финансам на ковер и велел срочно искать главбуха, которого и нашли за неделю до сдачи баланса.
Главбух проводит расследование
Перед счастливой избранницей фортуны была поставлена вполне конкретная задача: успеть все сдать в срок, и "чтобы все было в порядке". Проводка "Дебет 50 Кредит 51 - 700 000 руб. - снято на командировочные хозяйственные расходы" заставила главбуха насторожиться. И не напрасно. Проведя расследование и узнав, куда делись деньги, она сразу же отправилась с вопросами и упреками к заму, который только развел руками. Поход к генеральному закончился предложением "что-нибудь придумать".
Продолжая копаться в бумажках и изучая бухгалтерские регистры, Юлия Владимировна заметила, что в фирме, занимающей целый этаж, по данным бухучета нет ни мебели, ни компьютеров, ни оргтехники. Главбух снова насторожилась и пошла с вопросами к генеральному.
Генеральный директор только поплакался, что прежние бухгалтеры по каким-то им одним известным причинам нажитое добро игнорировали и на баланс "не вешали", а ему всегда хотелось, чтобы основные средства увеличивали активы и ежемесячно добавляли к затратам амортизацию. И тогда главбуху пришла идея: купить на "зависшие" в кассе деньги неоприходованное имущество и одним выстрелом убить двух зайцев - и амортизацию организовать, и кассу закрыть. Генеральному идея понравилась, и он пообещал найти фирму, которая согласится дать "напрокат" свои печать и реквизиты. Она и сыграет роль "продавца" мебели, компьютеров и оргтехники. Только все документы придется сделать самим.
Намеченную операцию отложили на следующий квартал, потому что в один день такие дела не делаются. А до тех пор, чтобы сдать баланс, пришлось ограничиться проводкой "Дебет 71 Кредит 50 - 600 000 руб.", разбросав деньги по подотчетникам.
Полоса препятствий
Первой преградой, которая вставала на пути к намеченной цели, был закон о ККТ. Ведь найденная генеральным фирма вряд ли бы смогла дать кассовые чеки. Лишний раз привлекать внимание проверяющих отсутствием кассового чека не хотелось, и главбух решила провести расчеты с использованием собственного векселя.
Действительно, в пункте 3 статьи 2 закона "О применении контрольно-кассовой техники..." сказано: при операциях с ценными бумагами кассовый чек пробивать не надо. Поэтому Юлия Владимировна решила поступить так. Сначала ее фирма выпишет собственные векселя и передаст их "продавцу" в счет оплаты имущества. А по прошествии какого-то времени "продавец" предъявит эти векселя к оплате, и фирма рассчитается наличными. В результате намеченная цель будет достигнута - фирма избавится от наличности и сможет поставить мебель на баланс.
Заказывать бланки в управлении федерального казначейства главбух не стала, решив оформить векселя самостоятельно. Это допустимо, если указать в векселе все обязательные реквизиты. Об этом сказано в пункте 2 информационного письма ВАС РФ от 25 июля 1997 г. N 18. А обязательные реквизиты векселя перечислены в постановлении ЦИК СНК СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341 (п. 1 и 75).
Вторым препятствием стал лимит расчетов наличными между фирмами. Но и эту трудность главный бухгалтер с честью преодолела, разбив операцию на несколько договоров, не более 60 000 рублей каждый.
Остальное - дело техники
Для проведения инвентаризации привлекли секретаря и кадровика, которые несколько дней скрупулезно переписывали имущество. Результатом стала инвентаризационная опись, составленная в вольном стиле. В документе значились: мебель, компьютеры, оргтехника, телефоны, холодильник, бытовая техника и даже одна вешалка.
Дальше началась творческая работа, которую взял на себя замглавбуха. Все имущество нужно было сгруппировать по видам и разнести по товарным накладным. Столам, стульям и шкафам были придуманы названия и артикли, модели мониторов и телефонов аккуратно списывались с оригиналов и т.д.
Чтобы хоть как-то отомстить заму по финансам и заставить его поучаствовать в работе,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.