Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 22 апреля 2021 г. N 3.8-04/1972
по проекту федерального закона N 1070133-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 14 апреля 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 7 декабря 2020 года с наименованием "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", принят в первом чтении 23 декабря 2020 года, во втором чтении - 13 апреля 2021 года. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", а также в Федеральный закон от 3 июля 2019 года N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - закон N 157-ФЗ).
Согласно статье 1 закона N 157-ФЗ мера поддержки в виде полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) в сумме не более 450 тысяч рублей предоставляется матери или отцу, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родился третий ребенок или последующие дети, и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).
Федеральным законом расширяется перечень целей предоставления кредитных договоров (договоров займа), в отношении которых реализуются меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по кредитам.
В частности, предусматривается, что полное или частичное погашение обязательств по кредиту (займу) также может осуществляться в случае приобретения по договору купли-продажи на территории Российской Федерации земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства или ведения садоводства. Погашение обязательств по кредиту (займу) может осуществляться в случае строительства на территории Российской Федерации объекта индивидуального жилищного строительства; приобретения по договору купли-продажи у юридического или физического лица незавершенного объекта индивидуального жилищного строительства; приобретения жилого помещения по договору участия в долевом строительстве; оплата (внесение) паевого взноса члена жилищно-строительного кооператива; приобретения или строительства объектов недвижимости, включая оплату неотделимых улучшений и (или) оплату ремонта этих объектов.
Если целью ипотечного жилищного кредита (займа) является приобретение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства или ведения садоводства, гражданин вправе обратиться за предоставлением мер государственной поддержки после государственной регистрации в установленном порядке его права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, возведенный на этом участке.
В целях усиления контроля за расходованием средств при их направлении на улучшение жилищных условий путем погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) определяется перечень лиц, которые могут быть кредиторами (заимодавцами) по кредитным договорам (договорам займа), на погашение которых направляются средства в рамках мер государственной поддержки.
Таким образом, реализация положений Федерального закона будет способствовать укреплению института семьи, улучшению жилищных условий многодетных семей, а также послужит дополнительным импульсом индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и садоводства.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных его положений.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Исходя из изложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Первый заместитель |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.