Изменения в порядок открытия и ведения федеральным казначейством
лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов
федерального бюджета (продолжение)
В данной статье продолжен комментарий отдельных положений приказа Минфина России от 22.01.2004 N 9н "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2002 г." (далее - приказ Минфина России от 22.01.2004 N 9н).
Пунктом 44 Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н (далее - Инструкция) уточнен режим, в котором органы федерального казначейства осуществляют сверку операций на лицевых счетах распорядителей средств федерального бюджета, а вновь введенным пунктом 60.1 Инструкции установлена процедура сверки операций по движению лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, учтенных на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета.
Сверка производится ежемесячно, не позднее третьего числа месяца, следующего за отчетным путем предоставления органом федерального казначейства под расписку получателю средств копии выписки из лицевого счета получателя средств, сформированной нарастающим итогом с начала года на первое число месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе или в электронном виде.
Сверка производится в режиме "по умолчанию", то есть, если в течение трех дней с даты вручения получателю средств выписки из лицевого счета, при отсутствии возражений в письменной форме совершенные операции и остатки, отраженные на этом лицевом счете, считаются подтвержденными.
Важным дополнением в Инструкцию являются установление порядка заполнения платежных документов, представляемых получателями средств в органы федерального казначейства.
Начать, видимо, лучше с того, что Федеральное казначейство согласно статье 215 Бюджетного кодекса РФ осуществляет кассовые выплаты из бюджета от имени и по поручению получателей бюджетных средств на основании оформленных и представленных ими в органы федерального казначейства платежных документов.
20 мая 2004 года Банком России и Министерством финансов Российской Федерации утверждено совместное Положение N 257-П и 46н "Об особенностях расчетно-кассового обслуживания подразделениями расчетной сети Банка России и кредитными организациями (филиалами) счетов органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в условиях открытия главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств лицевых счетов в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации". Нормативный акт уже прошел регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и 2 июня 2004 года получил регистрационный номер 5823.
Помимо других норм, вышеупомянутый документ устанавливает порядок оформления расчетных и кассовых документов, на основании которых банками осуществляются операции по счетам органов федерального казначейства. Положения пунктов Инструкции 50 и 54 (в новой редакции) изложены с учетом требований, вводимых новым совместным документом Банка России и Министерства финансов Российской Федерации.
Пункт 50 Инструкции определяет порядок оформления платежного документа на возврат суммы дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя средств, а пункт 54 Инструкции - на осуществление им кассового расхода за счет средств федерального бюджета.
Подробно описаны значения полей "ИНН", "КПП", "Назначение платежа" платежного поручения.
Установлена актуальная для клиента Федерального казначейства норма, что именно он должен проинформировать своего дебитора о порядке заполнения платежного поручения. Например, в поле "Назначение платежа" должна быть обязательно ссылка на номер и дату платежного поручения клиента, на основании которого орган федерального казначейства ранее осуществил данный платеж, либо указаны иные причины возврата средств, а также могут быть указаны коды бюджетной классификации Российской Федерации, по которым ранее был произведен кассовый расход.
Если в платежном поручении дебитора коды бюджетной классификации Российской Федерации не проставлены, в течение десяти рабочих дней получателем средств может быть представлена заверенная подписями руководителя и главного бухгалтера получателя средств дополнительная информация в письменной форме о назначении платежа, на основании которой орган федерального казначейства отражает поступившие суммы на лицевом счете получателя средств.
В пункте 54 Инструкции учтена также особенность оформления платежного поручения, заполняемого на перечисление средств со счета органа федерального казначейства на счет, открытый иному получателю средств в учреждении банка при доведении ему объемов финансирования расходов.
Приказом Минфина России от 22.01.2004 N 9н внесены изменения и в пункт 56 Инструкции. Напомним, что в нем устанавливается порядок санкционирования Федеральным казначейством оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета. Благодаря дополнению в указанный пункт Инструкции кроме установленных ранее документов, представляемых получателем средств в орган федерального казначейства вместе с договором на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, могут быть истребованы также иные необходимые для осуществления текущего контроля установленные Правительством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств.
Обратите внимание на статус запрашиваемых дополнительно документов - это могут быть исключительно установленные Правительством Российской Федерации или Министерством финансов Российской Федерации документы. Классическим примером для данной ситуации является постановление Правительства РФ от 11.10.2001 N 714 "Об утверждении положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета", устанавливающее пунктом 25 перечень документов, являющихся основанием для платежа за счет средств федерального бюджета по капитальным расходам. Кроме того, данным пунктом более четко определены документы, представляемые получателем средств при оплате за выполненные работы или оказанные услуги.
Благодаря исключению в первом абзаце рассматриваемого пункта слова "или" устранено разночтение в документах, представляемых в качестве основания для оплаты выполненных работ и оказанных услуг. В первом случае им является акт выполненных работ, а факт оказания услуги должен подтвердить счет. При этом получатель средств также вправе согласно письму Минфина России от 18.03.2003 N 03-01-01/12-78 представить в казначейство и счет-фактуру, учитывая, что счет-фактура также является документом, подтверждающим факт оказания услуги.
В пункт 56 Инструкции также введено дополнительное условие проверки, когда денежное обязательство получателя средств подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. В данном случае орган федерального казначейства осуществляет проверку расчета суммы в рублях, определенной по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлена законом или соглашением сторон.
Несомненный интерес для пользователей Инструкции представляют положения пункта 57, устанавливающие случаи не санкционирования Федеральным казначейством кассового платежа за счет средств федерального бюджета.
Согласно вышеуказанному пункту Инструкции орган федерального казначейства отказывает в приеме платежного документа, если:
форма платежного документа, подписи, или надписи на документе будут признаны им не соответствующими образцам;
показатели бюджетной классификации Российской Федерации, указанные в платежном документе, не соответствуют проводимой операции;
суммы, указанные в платежном документе получателя средств на осуществление кассового расхода, превышают остаток отраженных на его лицевом счете получателя средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;
получателем средств нарушены требования, установленные пунктом 56 Инструкции;
приостановлены в установленном порядке операции на лицевом счете получателя средств.
Перечень случаев отказа в проведении платежа, установленный данным пунктом, является исчерпывающим.
Если документ по какой-либо причине не может быть принят к исполнению, то согласно пункту 63 Инструкции не позднее следующего операционного дня документ должен быть возвращен клиенту с письменным обоснованием причин отказа в принятии его к исполнению. По разрешению руководителя органа федерального казначейства срок для проверки в порядке исключения может быть продлен до трех дней.
Приказом Минфина России от 22.01.2004 N 9н уточнен срок представления клиенту выписки из его лицевого счета. На основании пункта 69 Инструкции орган федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после подтверждения учреждением банка совершения операции выдает клиенту выписки из лицевых счетов по установленной форме и необходимые приложения по ним с отметкой органа федерального казначейства об исполнении на выписке и каждом приложенном к выписке документе.
При этом, в соответствии с дополнением в пункт 73 Инструкции выписки и приложения к ним можно выдавать через абонентский ящик в соответствии с решением руководителя органа федерального казначейства и письменным заявлением клиента произвольной формы.
Расширен перечень операций, учитываемых органом федерального казначейства как невыясненные поступления. Установленные ранее случаи (суммы, зачисленные на счет органа федерального казначейства без оправдательных документов или без указания (ошибочного указания) наименования получателя средств, или его реквизитов) дополнены отсутствием клиента в Реестре получателей средств федерального бюджета, не представлением клиентом в орган федерального казначейства документов, необходимых для открытия лицевого счета, а также в связи с недостаточностью информации в поле "назначение платежа".
Если в течение десяти рабочих дней вышеуказанные основания для учета поступлений как невыясненных не устранены, орган федерального казначейства возвращает данные суммы отправителю.
В заключение комментария обращаем внимание, что на основании пункта 83 Инструкции при несоблюдении установленных ею требований орган федерального казначейства и клиент несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Т.В. Саакян,
начальник отдела методологии казначейского
исполнения федерального бюджета
Министерства финансов Российской Федерации
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502