О плате за загрязнение окружающей среды
Многие учреждения, не являющиеся производственными предприятиями, просили нас разъяснить вопрос необходимости осуществления платы за загрязнение окружающей среды. Их интересовало - есть ли нюансы по расчету данного платежа в зависимости от принадлежности организации к той или иной отрасли, от участия государства в уставном капитале организации. Многие считают, что плата за загрязнение в части отходов - это то, что они уплачивают полигонам за размещение отходов (тем более, что эта часть платы так и называется - за размещение отходов производства).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду как экономический механизм регулирования в области охраны окружающей среды предусмотрена Федеральным Законом "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ст. 14, 16).
Все организации, ведущие хозяйственную и иную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, осуществляют данный платеж. Увы - вне зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности. Таким образом, организация - будь то акционерное общество, ООО, ГУП или государственное учреждение, даже в случае, если она оказывает воздействие на окружающую среду только путем образования отходов (даже только 4-го класса опасности), обязана вносить плату за загрязнение окружающей среды.
Порядок расчета платы за загрязнение окружающей среды определен постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, которое в настоящее время действует за исключением пунктов - п. 2 Постановления (о праве МПР России разрабатывать базовые ставки платы за загрязнение окружающей среды) и п. 9 Порядка (в части безакцептного порядка взыскания сумм платежей с природопользователей).
Плата за загрязнение рассчитывается путем умножения ставки платы за конкретное загрязняющее вещество на количество данного вещества (для отходов - ставки платы за каждый класс опасности образующихся отходов на количество отходов данного класса). Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 утверждены ставки платы за загрязнение окружающей среды и коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
В соответствии с Федеральными Законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", организация должна утвердить нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, образования отходов и лимитов их размещения.
1. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
2. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха", - ст. 14 Федерального Закона "Об охране атмосферного воздуха".
Нормативы утверждаются территориальными подразделениями МПР России (Главными управлениями природных ресурсов по субъектам Федерации).
В соответствии с Порядком определения платы за загрязнение окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (п. 5 Порядка). В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
В соответствии с законодательством (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ), платежи за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов учитываются для целей налогообложения в составе материальных расходов, а платежи за сверхнормативное загрязнение окружающей среды не учитываются в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.
Кроме того, при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ и образования отходов, организация несет ответственность в соответствии с законодательством об административных нарушениях (ст. 8.2, 8.21 КоАП).
Таким образом, во избежание штрафных санкций со стороны государственных органов, мы рекомендуем организациям вне зависимости от отраслевой и ведомственной принадлежности, а также вне зависимости от формы собственности организации, даже при осуществлении предприятиями непроизводственной деятельности, оформлять в установленном порядке нормативы воздействия на окружающую среду и осуществлять плату за загрязнение окружающей среды, в случаях:
наличия на предприятии стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха;
образования в результате хозяйственной и иной деятельности организации отходов любых классов опасности.
Необходимо обратить внимание также на то, что осуществление платы за загрязнение окружающей среды в соответствии с утвержденными нормативами является обоснованной платой в бюджет, в связи с ее законодательно установленной необходимостью.
В то же время, осуществление платы за загрязнение окружающей среды в пятикратном размере, в связи с отсутствием утвержденных в установленном порядке нормативов воздействия предприятия на окружающую среду, является экономически необоснованными затратами и не может быть учтено для целей налогообложения. В случае же неуплаты данного платежа организация вынуждена будет при выявлении данного налогового правонарушения осуществить расчеты с бюджетом по плате за загрязнение окружающей среды за последние три года с начислением установленных налоговым законодательством пеней за несвоевременность внесения платы, кроме того, в случае проверки организации налоговым органом, по данному нарушению будет начислен штраф в соответствии с законодательством.
В таком случае, у организаций, прежде всего отчитывающихся перед государственными органами за результаты и планирование финансово-хозяйственной деятельности в особом порядке (учреждения и унитарные предприятия), могут возникнуть сложности с обоснованием, в случае неуплаты платежа за загрязнение окружающей среды, несоизмеримо больших расходов по сравнению с уплатой данного платежа в утвержденном Правительством РФ порядке.
От редакции: С 12 апреля 2002 года по 29 июня 2003 года ставки платы за загрязнение окружающей среды утверждены не были. Поэтому налоговые органы не имеют права начислять пени за неперечисленные в этот период времени суммы (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.12.2003 по делу N А19-11405/03-41-Ф02-4584/03-С1).
Напомним, что новые ставки за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344, которое вступило в силу 30 июня 2003 года.
О.В. Гуськова,
компания "А.И.Аудит-Сервис"
руководитель отдела экологического аудита и консалтинга
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502