Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства
образования, науки и
молодежи Республики Крым
от 26 апреля 2021 г. N 708
Положение
о проведении республиканского этапа Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной направленности "БиоТОП ПРОФИ" в 2021 году
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и проведения республиканского этапа Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной направленности "БиоТОП ПРОФИ" в 2021 году (далее - Конкурс).
1.2. Учредителем Конкурса является Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым.
1.3. Непосредственное проведение Конкурса возлагается на Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым "Эколого-биологический центр" (ГБОУ ДО РК "Эколого-биологический центр").
1.4. Целью Конкурса является совершенствование содержания дополнительных общеобразовательных программ и программ внеурочной деятельности, методических материалов и создание открытого ресурса научно-методического обеспечения дополнительного образования детей естественно-научной направленности.
1.5. Задачи Конкурса:
- инновационное обновление содержания дополнительного образования детей естественно-научной направленности (включая внеурочную деятельность);
- повышение профессионального мастерства педагогических кадров системы дополнительного естественно-научного образования детей;
- развитие творческого потенциала, стимулирование и поощрение методистов и методических служб образовательных организаций;
- выявление, обобщение и распространение лучшего опыта работы педагогов и образовательных организаций в области дополнительного образования детей естественно-научной направленности;
- выявление лучших практик методического сопровождения реализуемых проектов, программ и мероприятий по развитию дополнительного образования детей естественно-научной направленности;
- поддержка экспертных профессиональных сообществ в сфере дополнительного образования детей естественно-научной направленности;
1.6. Для организации и проведения Конкурса создаются республиканский организационный комитет и жюри.
1.7. Участие в Конкурсе является добровольным и бесплатным. Любое принуждение к участию в Конкурсе не допускается. Решение об участии принимают участники Конкурса.
1.8. Участники Конкурса до его начала должны быть ознакомлены с условиями проведения. Регистрация на участие в Конкурсе означает согласие с условиями его проведения.
2. Участники Конкурса
2.1. В Конкурсе принимают участие педагогические и руководящие работники образовательных учреждений дошкольного, общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования Республики Крым всех форм собственности, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, а также программы внеурочной деятельности естественно-научной направленности.
2.2. Допускается как индивидуальное, так и коллективное участие в Конкурсе (авторский коллектив не более 2-х человек).
3. Номинации Конкурса
3.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:
3.1.1. Эколого-биологическое направление:
3.1.1.1. "Био":
"Ботаника" (программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также методические материалы по ботанике и экологии растений, альгологии, лихенологии, микологии);
"Зоология" (программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также методические материалы по зоологии и экологии животных, паразитологии, террариумистике, аквариумистике);
"Человек" (программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также методические материалы по анатомии, физиологии, валеологии и основам медицинских знаний);
"Экология" (программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также методические материалы по общей и прикладной экологии, геоэкологии, экологии человека и урбоэкологии, экология культуры и этноэкологии, охране природных объектов);
"Комплексное исследование экосистем" (программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также методические материалы по подготовке к слётам юных экологов по направлениям ботаника, зоология, почвоведения, гидробиология и картография);
"Генетика" (программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также методические материалы по общей и молекулярной генетике, генетике растений, животных, микроорганизмов, человека, методам генетики);
"Биомедицина" (программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также методические материалы по изучению новых методой и средств охраны и восстановления здоровья людей, современным биомедицинским технологиям, биоинженерии и биоинформатике).
3.1.1.2. "Агро":
"Фермерство" (программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также методические материалы по агроэкологии, агрономии, флористике и цветоводству, ветеринарии, агробизнесу, агробиотехнологии, защите и восстановлению сельскохозяйственных земель, робототехнике и цифровизации в сельском хозяйстве, ландшафтному дизайну и проектированию территорий, а также по организации работы детских объединений соответствующих направлений).
3.1.1.3. "Лесное дело"
"Получение профессиональных проб в лесной отрасли" (программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также методические материалы по основам жизнедеятельности школьного лесничества, основам лесной экологии, основам лесоведения, основам охраны лесов от пожара, основам защиты лесов от вредных организмов, основам лесного законодательства).
3.1.1.4. "Экомониторинг" (программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также методические материалы по прикладной экологии и организации мониторинговых исследований окружающей среды).
3.1.1.5. "Проектирование":
"Экологическое воспитание и просвещение" (программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также методические материалы по экопросвещению и эковолонтерству, формированию культуры обращения с отходами, программы по ресурсосбережению, программы по формированию предпринимательских компетенций у учащихся "зелёные" стартапы).
3.1.1.6. "Профи" (программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также методические материалы по профориентированию и профессиональным пробам в мире "зелёных" профессий, востребованных в настоящем и ближайшем будущем).
3.1.1.7. "Дошколятам о природе" (программы дополнительного образования, а также методические материалы по организации мероприятий экологической тематики для детей дошкольного возраста).
3.1.2. "Физико-географическое направление" (программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также методические материалы по общей и физической географии, биогеографии, фенологии и метеорологии, геологии, минералогии, палеонтологии, почвоведению, гидрологии).
3.1.3. Физико-химическое направление:
3.1.3.1. "Планета Земля" (программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также методические материалы по химии, физике и астрономии, а также по химическим технологиям и композитным материалам).
3.1.4. "Открытый методический ресурс ПРОметод" (методические материалы по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ и программ внеурочной деятельности естественно-научной направленности, методические материалы по обобщению и диссеминации педагогического опыта в сфере дополнительного образования детей естественно-научной направленности, методические материалы по разработке тематических мероприятий естественно-научной направленности для детей).
3.2. Оценивание работ во всех номинациях проводится отдельно по формам методической продукции:
- программы по дополнительному образованию и внеурочной деятельности естественно-научной направленности;
- методические материалы в сфере дополнительного естественно-научного образования (методические рекомендации, сценарии мероприятий, положения о проведении конкурсных мероприятий и т.д.).
3.3. На Конкурс принимаются материалы, разработанные/изданные за последние 3 года.
3.4. К участию в Конкурсе не допускаются следующие работы:
- участвовавшие в предыдущих республиканских или всероссийских конкурсах методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей и конкурсах дополнительных общеобразовательных программ, по итогам которых их авторы стали лауреатами и дипломантами (победителями и призерами);
- не соответствующие содержанию Конкурса и его номинаций.
Данные материалы не оцениваются и снимаются с рассмотрения.
4. Содержание, сроки и порядок проведения Конкурса
4.1. Конкурсные материалы подаются в республиканский организационный комитет до 31 августа 2021 года включительно только в электронном виде на адрес электронной почты ecobioctr.metodik@mail.ru с пометкой "Конкурс_БиоТОП ПРОФИ - 2021". К конкурсным материалам прилагается аннотация.
4.2. Участникам Конкурса в срок до 31 августа 2021 года необходимо пройти онлайн регистрацию на сайте www.экобиоцентр-крым.рф по навигации: Конкурсные программы/ Конкурсные программы для педагогов/ Республиканский этап Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной направленности "БиоТОП ПРОФИ". Работы, не прошедшие онлайн регистрацию, к рассмотрению не принимаются.
4.3. Итоги Конкурса подводятся в течение 20 рабочих дней с момента завершения приёма работ и оформляются протоколом.
4.4. Конкурсные материалы не рецензируются и не возвращаются.
4.5. Участие в Конкурсе является бесплатным.
5. Требования к оформлению конкурсных работ
5.1. Конкурсная работа должна быть выполнена в соответствии с тематикой Конкурса и его номинациям (п. 3).
5.2. Конкурсный материал должен иметь своё название, отражающее содержание работы, и включать в себя только одну единицу программной или методической продукции либо представлять собой единый комплект соответствующих заявленной номинации материалов (под общим названием), объединение которых логически оправдано.
5.3. Конкурсная работа предоставляется только в электронном виде, печатные и рукописные варианты не принимаются.
5.4 Материал может быть предоставлен в виде файла в формате pdf (наиболее предпочтительный вариант) или doc (весь материал должен быть в одном файле размером до 20 мегабайт, включая иллюстрации; дополнительные файлы с иллюстративными, презентационными материалами не принимаются).
5.5. Каждая конкурсная работа должна сопровождаться краткой аннотацией (прилагается отдельным файлом в формате doc, объёмом не более 2 500 символов, включая пробелы), в которой перечисляются основные вопросы, освещаемые в работе, отмечается вид конкурсной продукции и указывается круг читателей (пользователей), на которых рассчитан данный конкурсный материал. Текст аннотации строится лаконично и не допускает оценочных и пространных суждений.
5.6. Объём конкурсного материала не ограничен, но предпочтение отдаётся работам, в которых объём оптимально соответствует задаче раскрытия темы.
5.7. На титульном листе, с которого должна начинаться рукопись методического материала, указываются название работы, фамилия, имя, отчество автора (авторов), образовательная организация, год и место разработки. Также рекомендуется указать возрастную категорию обучающихся, работе с которыми посвящён материал.
5.8. Текст работы должен излагаться на русском языке с соблюдением правил и норм русского языка. Оформление текста не регламентируется, но он должен хорошо восприниматься зрительно.
5.9. В случае многостраничных документов материал должен иметь нумерацию страниц и оглавление - перечень заголовков разделов, глав и других структурных единиц текста с указанием страниц, на которых размещается каждая из них (или используются гиперссылки на соответствующие страницы).
5.10. При использовании большого количества специальных терминов в конце документа должен быть словарь терминов или тематический указатель с указанием страниц, где дано определение термина.
5.11. При использовании литературных и прочих источников информации обязательно приведение в конце документа списка использованных источников, оформленного в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 "Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления" с указанием фамилии и инициалов автора (авторов), заглавия, места издания, года публикации, числа страниц. Если используемый материал был опубликован в периодическом издании, то после специального знака (//) приводится название сборника или журнала с указанием страниц расположения статьи, в этом случае место издания и издательство не указываются. В тексте даются ссылки на использованные источники.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ГОСТ Р 7.0.5-2008"
5.12. В случае использования интернет-ресурсов обязательно указывается автор и название публикации с приведением адреса электронного ресурса.
5.13. Иллюстративный материал должен быть хорошего качества и сопровождаться пояснительным текстом, подписями.
5.14. Методический материал, представленный в виде образовательного интернет-ресурса, должен сопровождаться титульным листом и подробной пояснительной запиской (помимо краткой аннотации, обязательной для всех работ). В пояснительной записке должны быть указаны адрес интернет-ресурса (ссылка на сайт), цель и задачи проекта, новизна (отличительные особенности данного интернет-проекта от уже существующих практик дистанционного обучения), актуальность, педагогическая целесообразность проекта, возрастная аудитория, описание основных разделов представляемого сайта, способы подведения итогов реализации интернет-проекта. Описываются основные итоги реализации, проблемы и перспективы развития интернет-ресурса.
5.15. Предоставляемые конкурсные материалы должны соответствовать методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года N 09-3242.
6. Критерии оценки конкурсных работ
6.1. Оценка конкурсных работ производится индивидуально членами жюри по соответствующим критериям. Каждый критерий оценивается по трёхбалльной системе только в целых единицах (без единичных показателей):
3 балла - полное соответствие требованиям;
2 балла - соответствие достаточное;
1 балл - соответствие недостаточное;
0 баллов - несоответствие требованиям либо отсутствие компонента.
6.2. В итоговый протокол жюри заносится среднеарифметическое значение по каждому критерию.
6.3. Критерии оценивания работ по номинациям 3.1.1.-3.1.3:
Форма методической продукции "Программы по дополнительному образованию и внеурочной деятельности естественно-научной направленности":
- соответствие примерным требованиям к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы, программы внеурочной деятельности;
- актуальность и педагогическая целесообразность программы, соответствие современному уровню развития науки и педагогической практики;
- соответствие цели и ожидаемых результатов программы её содержанию;
- обоснованность продолжительности реализации программы;
- обоснованность форм организации занятий по программе;
- соответствие программы заявленному возрасту и категориям детей;
- вариативность содержания программы;
- возможность выбора и построения индивидуальной образовательной категории;
- интегрированность, преемственность содержания программы, взаимосвязь с другими типами образовательных программ;
- уровень обеспечения сетевого взаимодействия;
- соответствие форм организации деятельности обучающихся цели и содержанию программы;
- инновационный потенциал программы (использование разработанные автором технологии деятельности, позволяющие наиболее эффективно работать над результатами обучающихся в системе дополнительного образования);
- наличие методического сопровождения программы (методические материалы, необходимые для реализации данной программы);
- обоснованность критериев и технологий отслеживания результатов и удовлетворенность качеством программы;
- педагогический потенциал программы (универсальность программы, возможность использования программы в других образовательных организациях);
- научная информативность предоставленного материала (информационная насыщенность содержания, соответствие содержания программы разделу науки, к которому она относится, использование в программе терминологического и понятийного аппарата и методов, характерных для раздела науки, к которой программа имеет отношение).
Максимальное количество баллов - 32 балла.
Форма методической продукции "Методические материалы в сфере дополнительного естественно-научного образования":
- полнота соответствия содержания материала его названию;
- актуальность методического материала и её обоснование, оригинальность подходов к освещению темы;
- использование современных образовательных, в том числе ИК-технологий, применение активных методов обучения;
- логичность структуры материала, порядка следования отдельных частей;
- соответствие формы изложения той категории читателей, которой адресованы материалы, стиль и доходчивость изложения;
- использование иллюстративного материала, в том числе графических элементов, анимации и других изобразительных средств;
- возможность широкого практического использования материала в различных регионах другими образовательными организациями.
Максимальное количество баллов - 21 балл.
6.2. Критерии оценивания работ по номинации 3.1.4.:
- полнота соответствия содержания материала его названию;
- актуальность методического материала и её обоснование, оригинальность подходов к освещению темы;
- использование современных образовательных, в том числе ИК-технологий, применение активных методов обучения;
- оригинальность подходов к освещению темы;
- информативность и полнота материала, корректность использования терминов, источников и оформления ссылок на них;
- новизна содержания материала, научная и фактическая достоверность материала;
- логичность структуры материала, порядка следования отдельных частей, глав и т.д., возможность поиска информации по тексту, удобство навигации;
- соответствие формы изложения той категории читателей, которой адресованы материалы, стиль и доходчивость изложения;
- комфортность зрительного восприятия материала, грамотность текста;
- использование иллюстративного материала, в том числе графических элементов, анимации и других изобразительных средств;
- возможность широкого практического использования материала в различных регионах другими образовательными организациями.
Максимальное количество баллов - 30 баллов.
7. Организационный комитет и жюри Конкурса
7.1. Республиканский организационный комитет Конкурса создаётся из числа представителей Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым, ГБОУ ДО РК "Эколого-биологический центр".
7.2. Республиканский организационный комитет проводит организационную работу по подготовке и проведению Конкурса, готовит итоговые материалы.
7.3. Жюри Конкурса формируется из числа специалистов соответствующего профиля (научно-педагогические, педагогические, административные и руководящие работники образовательных учреждений высшего, среднего специального, общего, дополнительного, дошкольного образования).
7.4. Жюри проверяет и оценивает уровень и качество материалов.
7.5. Решение жюри Конкурса отражается в итоговом протоколе, который подписывается председателем и секретарём жюри. Решение жюри Конкурса является окончательным и обжалованию не подлежит.
8. Порядок и основания для принятия решений об определении победителей и призёров Конкурса
8.1. Участники Конкурса, набравшие наибольшее количество баллов, становятся победителями Конкурса и награждаются дипломами Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым I, II, III степени.
8.2. Может быть присуждено только одно первое место по каждой из номинаций и по каждой форме методической продукции.
8.3. Материалы победителей Конкурса (1, 2, 3 место) направляются для участия во Всероссийском конкурсе дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной направленности "БиоТОП ПРОФИ", Всероссийском конкурсе методистов "ПРОметод".
8.4. Конкурсные материалы победителей Конкурса (1, 2, 3 место) включаются в сборник методических материалов с сохранением авторства, с дальнейшим размещением на официальном сайте ГБОУ ДО РК "Эколого-биологический центр".
9. Финансирование Конкурса
9.1. Финансирование Конкурса осуществляется за счёт ассигнований, выделенных ГБОУ ДО РК "Эколого-биологический центр" в рамках Государственного задания N 803.1 от 12.01.2021 на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
9.2. Расходы, связанные с направлением конкурсных материалов, осуществляются за счёт направляющей стороны, привлечённых средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.