Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел F - Оборудование
Общие положения
ОЛС.1301. Назначение и установка
Каждый вид установленного оборудования должен:
(a) Быть такого типа и конструкции, которые соответствуют его заданному назначению.
(b) Иметь надпись, указывающую его обозначение, назначение или эксплуатационные ограничения, или любое приемлемое сочетание этих сведений.
(c) Устанавливаться в соответствии с ограничениями, предписанными для этого оборудования.
(d) Нормально работать после установки.
ОЛС.1303. Пилотажные и навигационные приборы
Требуются следующие пилотажно-навигационные приборы:
(a) Указатель скорости.
(b) Высотомер.
(c) Магнитный указатель курса.
ОЛС.1305. Приборы силовой установки
Требуются следующие приборы силовой установки:
(a) Топливомер для каждого топливного бака.
(b) Манометр масла для маслосистемы двигателя и нагнетателя.
(c) Указатель температуры масла, за исключением двухтактных двигателей.
(d) Тахометр.
(e) Термометр головок цилиндров (для каждого двигателя с воздушным охлаждением).
(f) Манометр топлива для двигателя с насосной подачей.
(g) Указатель давления наддува.
(h) Масломер для маслобака.
(i) Для нагнетателя поршневого двигателя, если установлены ограничения температуры воздуха на входе в карбюратор или температуры выхлопных газов, должны быть предусмотрены указатели каждой температуры, для которой установлено ограничение, если не доказано, что это ограничение не может быть превышено при всех заданных условиях эксплуатации.
(j) Указатель температуры охлаждающей жидкости для двигателей с жидкостным охлаждением.
ОЛС.1307. Вспомогательное оборудование
Для каждого лица, находящегося на борту, должно быть предусмотрено сиденье установленного образца.
ОЛС.1309. Оборудование, системы и установки
Оборудование, системы и установки должны быть спроектированы таким образом, чтобы свести к минимуму опасность для самолета в случае их вероятной неисправности или отказа.
Установка приборов
ОЛС.1321. Расположение и видимость приборов
Все пилотажно-навигационные приборы и приборы силовой установки, предназначенные для использования любым пилотом во время взлета, начального набора высоты, захода на посадку и посадки, должны быть расположены так, чтобы любой пилот, управляющий самолетом, мог контролировать траекторию полета и эти приборы с минимальным отклонением головы и глаз.
ОЛС.1322. Аварийные, предупреждающие и уведомляющие индикаторы
Если в кабине экипажа установлены аварийные, предупреждающие или уведомляющие индикаторы, они должны иметь следующий цвет, если Компетентный орган не утвердит иного:
(a) Красный - для ламп аварийной сигнализации (лампы, сигнализирующие об опасности, которая может потребовать немедленных действий).
(b) Желтый - для ламп предупреждающей сигнализации (лампы, сигнализирующие о том, что через некоторое время, возможно, потребуются действия).
(c) Зеленый - для ламп исправной работы.
(d) Любой другой цвет, включая белый, - для ламп, не предусмотренных пп. (а)-(с) настоящего параграфа, при условии, что цвет будет значительно отличаться от цветов, предписанных в этих пунктах, во избежание возможной путаницы.
ОЛС.1323. Система измерения воздушной скорости
(а) Система измерения воздушной скорости должна быть оттатирована, чтобы показывать истинную воздушную скорость на уровне моря в стандартных атмосферных условиях с минимальной погрешностью, включая аэродинамическую ошибку, но без учета инструментальной ошибки указателя воздушной скорости, которая не должна превышать большей из двух величин: 5% тарированной воздушной скорости или 8 км/ч в следующих диапазонах скоростей:
(1) От 1,3 до
с убранными закрылками.
(2) От 1,3 до
с выпущенными закрылками.
(b) Градуировка должна быть выполнена в полете.
(c) Система измерения воздушной скорости должна быть пригодной в диапазоне скоростей от и по крайней мере до 1,05
.
ОЛС.1325. Система статического давления
(a) Каждый прибор, имеющий приемник статического давления, должен соединяться с атмосферой таким образом, чтобы на точность приборов как можно меньшее влияние оказывали скорость самолета, открытие и закрытие окон, изменение воздушного потока, влага или другие посторонние вещества.
(b) Конструкция и установка системы статического давления должны быть такими, чтобы:
(1) Обеспечивалось надежное удаление влаги.
(2) Не допускалось истирание трубопроводов и их чрезмерное перекашивание или пережатие на изгибах.
(3) Применяемые материалы были долговечными, отвечающими своему назначению и защищенными от коррозии.
ОЛС.1327. Магнитный указатель курса
(a) Магнитный указатель курса должен устанавливаться таким образом, чтобы на его точность не оказывали чрезмерного влияния магнитные поля или вибрации самолета.
(b) Остаточная девиация в горизонтальном полете не должна превышать 10° на любом курсе, исключая случай, когда работает радиопередатчик - в этом случае девиация может превышать 10°, но не должна быть более 15°.
ОЛС.1331. Приборы, использующие питание
На каждом самолете:
(a) Каждый гироскопический прибор должен получать от источников питания энергию, достаточную для поддержания требуемой точности на всех скоростях выше скорости, соответствующей наибольшей скороподъемности.
(b) Каждый гироскопический прибор должен быть установлен таким образом, чтобы исключить его неисправность от проникновения дождя, масла и других вредных воздействий.
(с) Должны быть предусмотрены средства, показывающие достаточность подаваемого прибору энергопитания.
ОЛС.1337. Приборы силовой установки
(a) Приборы и трубопроводы приборов.
(1) Все трубопроводы приборов силовой установки должны отвечать требованиям ОЛС.993.
(2) Все трубопроводы, несущие воспламеняющиеся жидкости, должны:
(i) иметь ограничительные отверстия или другие предохранительные устройства, расположенные у источника давления и служащие для предотвращения выброса избыточной жидкости в случае повреждения трубопровода; и
(ii) быть расположены и установлены таким образом, чтобы выброс жидкости не создавал опасности возникновения пожара.
(3) Все приборы силовой установки, работающие на воспламеняющихся жидкостях, должны быть расположены и установлены таким образом, чтобы выброс жидкости не создавал опасности возникновения пожара.
(b) Указатель количества топлива (топливомер). Должны быть предусмотрены средства, показывающие пилоту количество топлива в каждом баке во время полета. Кроме того:
(1) Каждый топливомер должен быть проградуирован таким образом, чтобы показывать "нуль" в горизонтальном полете, когда количество оставшегося в баке топлива равно невырабатываемому остатку, определенному согласно ОЛС.959.
(2) Каждый выступающий визуальный уровнемер, используемый в качестве топливомера, должен быть защищен от повреждений.
(3) Каждый визуальный уровнемер, имеющий застойные зоны, в которых может скапливаться и замерзать вода, должен иметь средства, обеспечивающие дренаж на земле.
(4) Баки, у которых выходные отверстия и воздушные пространства соединены между собой, можно рассматривать как один бак, не требующий отдельных указателей.
(c) Система измерения расхода топлива (расходомер). В случае установки расходомера топлива каждый измерительный компонент должен иметь средства перепуска топлива, если при неисправности этого компонента ограничивается расход топлива.
Электрические системы и оборудование
ОЛС.1351. Общие положения
(a) Мощность системы электроснабжения. Каждая система электроснабжения должна соответствовать своему назначению. Кроме того:
(1) Источники электроэнергии, соединительные провода, кабели и связанные с ними устройства управления и защиты должны обеспечивать требуемые для безопасной работы мощность и напряжение электропитания.
(2) Соответствие требованиям пункта (a)(1) настоящего параграфа должно быть показано путем анализа или измерения нагрузок, действующих в электрических цепях во всех возможных сочетаниях и вероятной продолжительности.
(b) Работа. К электросистемам предъявляются следующие требования:
(1) Каждая система после установки на самолет должна быть:
(i) безопасной по конструкции, режимам работы и влиянию на другие части самолета;
(ii) защищенной от проникновения топлива, масла, воды, других вредных веществ и от механических повреждений; и
(iii) сконструированной таким образом, чтобы опасность поражения электрическим током людей на борту и наземного персонала была сведена к минимуму.
(2) Источники электроэнергии должны функционировать надлежащим образом как независимо, так и в комбинации с другими источниками, за исключением генераторов переменного тока, для первоначального возбуждения и стабилизации которых может использоваться аккумуляторная батарея.
(3) Отказ или неисправность любого источника электроэнергии не должны вызывать ухудшение способности любого оставшегося источника питать приемники электроэнергии, жизненно важные для безопасности, за исключением генераторов переменного тока, для первоначального возбуждения или стабилизации которых требуются аккумуляторные батареи и которые могут прекратить работу при отказе батареи.
(4) Управление каждым источником электроэнергии должно обеспечивать независимую работу каждого источника, за исключением органов управления генераторами переменного тока, от которых не требуется, чтобы они могли прерывать связь между таким генератором и его батареей, необходимой для первоначального возбуждения или стабилизации генератора.
(с) Система генерирования. Если система электроснабжения питает жизненно важные для безопасности полета приемники электроэнергии, то на самолете должен быть установлен по меньшей мере один генератор. Кроме того:
(1) Каждый генератор должен обеспечивать отдачу установленной номинальной длительной мощности.
(2) Аппаратура регулирования напряжения генератора должна надежно обеспечивать отдачу мощности генератором в установленных пределах.
(3) Каждый генератор постоянного тока должен иметь аппарат защиты от обратного тока, предназначенный для отключения генератора от аккумуляторной батареи и других генераторов в случае возникновения обратного тока, который может привести к повреждению этого генератора.
(4) Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие немедленную сигнализацию пилоту об отказе любого генератора.
(5) Каждый генератор должен иметь средства защиты от перенапряжения, сконструированные и установленные таким образом, чтобы предотвратить повреждение системы электроснабжения или питаемого этой системой оборудования в результате перенапряжения данного генератора.
(d) Приборы. Должны быть предусмотрены средства, показывающие пилоту, что уровень электроснабжения обеспечивает безопасный полет. В случае использования системы постоянного тока может быть применен амперметр в цепи питания аккумулятора.
(е) Огнестойкость. Электрическое оборудование должно быть спроектировано и установлено таким образом, чтобы важное для длительной безопасной работы и установленное позади противопожарной перегородки оборудование функционировало удовлетворительно и не создавало дополнительной пожарной опасности в случае возникновения пожара в двигательном отсеке, во время которого поверхность противопожарной перегородки со стороны двигателя нагревается до 1100°С в течение 5 мин или до меньшей температуры, если таковая будет обоснована Заявителем. Это должно быть доказано путем испытаний или расчетом.
(f) Наземное питание. Если предусмотрено подключение к самолету наземных источников электроэнергии и если эти наземные источники могут быть подключены к оборудованию, отличному от оборудования, используемого для запуска двигателя, то должны быть предусмотрены средства, гарантирующие невозможность питания системы электроснабжения самолета от наземных источников с обратной полярностью или обратным порядком чередования фаз.
ОЛС.1353. Конструкция и установка аккумуляторной батареи
(a) Аккумуляторная батарея (батареи) должна иметь такую конструкцию и устанавливаться таким образом, как предписано в настоящем параграфе.
(b) В течение любого вероятного режима заряда или разряда в аккумуляторах батареи должны поддерживаться безопасная температура и давление. При заряде батареи (после предшествовавшего полного разряда) не должно происходить неуправляемого повышения температуры в аккумуляторах батареи при следующих условиях:
(1) При максимальном значении регулируемого напряжения или мощности.
(2) В полете наибольшей продолжительности; и
(3) При наиболее неблагоприятных условиях охлаждения, которые могут встретиться в эксплуатации.
(c) Соответствие требованиям пункта (b) настоящего параграфа должно быть доказано путем испытаний, если опыт эксплуатации аналогичных батарей при аналогичной их установке не показал, что поддержание безопасных температур и давлений в аккумуляторах не представляет трудностей.
(d) В самолете не должны скапливаться в опасных количествах взрывчатые или ядовитые газы, выделяемые батареей при нормальной работе или в результате любой возможной неисправности в системе заряда или в установке батареи.
(e) Вызывающие коррозию жидкости или газы, которые могут выделяться из аккумуляторной батареи, не должны повреждать окружающие конструкции самолета и расположенное рядом жизненно важное оборудование.
(f) Каждая никель-кадмиевая аккумуляторная батарея, предназначенная для запуска двигателя или вспомогательной силовой установки, должна иметь средства, предотвращающие любое опасное воздействие на конструкцию или жизненно важные системы, которое может быть вызвано максимальным тепловыделением при коротком замыкании аккумуляторной батареи или ее отдельных аккумуляторов.
(g) Никель-кадмиевая аккумуляторная батарея, которую можно использовать для запуска двигателя или вспомогательной силовой установки, должна иметь:
(1) Систему автоматического управления зарядным током для предотвращения перегрева батареи; или
(2) Систему определения температуры аккумуляторной батареи и сигнализацию превышения допустимой температуры со средством отключения батареи от источника заряда в случае превышения допустимой температуры; или
(3) Систему определения и сигнализации отказа аккумуляторной батареи со средством отключения батареи от источника заряда в случае превышения допустимой температуры.
ОЛС.1357. Устройства защиты электросети
(a) Защитные устройства, такие, как плавкие предохранители или автоматы защиты сети, должны устанавливаться во всех электрических цепях, кроме:
(1) Силовых цепей стартерных электродвигателей; и
(2) Цепей, отсутствие предохранителей в которых не представляет опасности.
(b) Защитное устройство цепи, питающее жизненно важное для безопасности полета оборудование, не должно использоваться для защиты какой-либо другой цепи.
(c) Все устройства защиты сети с повторным включением (устройства со "свободным расцеплением", в которых расцепляющий механизм не может быть введен в действие рабочим органом управления) должны быть сконструированы таким образом, чтобы:
(1) Для восстановления работы после расцепления требовалось ручное включение; и
(2) При повреждении цепи или ее перегрузке устройство разрывало цепь независимо от положения рабочего органа управления.
(d) Если повторное включение автомата защиты сети или замена плавкого предохранителя являются важными для безопасности полета, то такой автомат защиты сети или предохранитель должен располагаться и обозначаться таким образом, чтобы он мог быть легко повторно включен или заменен в полете.
(е) В случае применения плавких предохранителей для использования в полете на борту самолета должны находиться запасные предохранители в количестве, равном большей из следующих величин:
- по одному каждого номинала; или
- 50% каждого номинала.
ОЛС.1361. Устройство быстрого отключения источников энергии
(a) Должно быть предусмотрено устройство, позволяющее быстро отключать все источники электроэнергии от основной шины. Места разъединения должны находиться рядом с источниками, которыми управляет это устройство.
(b) Устройство отключения или его орган управления должны быть установлены так, чтобы они были хорошо видны и доступны пилоту в полете.
ОЛС.1365. Электрические провода и оборудование
(a) Каждый электрический соединительный провод должен иметь достаточную площадь поперечного сечения жилы.
(b) Каждый провод и связанный с ним приемник электроэнергии, которые могут нагреваться в случае повреждения или перегрузки сети, должны быть по крайней мере огнестойкими и не выделять опасных количеств ядовитого дыма.
ОЛС.1367. Выключатели
Каждый выключатель должен:
(a) Выдерживать длительное протекание номинального тока.
(b) Иметь конструкцию, обеспечивающую достаточный зазор или изоляцию между токонесущими частями и корпусом, чтобы вибрации в полете не приводили к короткому замыканию.
(c) Быть доступным пилоту; и
(d) Иметь маркировку, описывающую принцип действия выключателя, и цепь, к которой он относится.
Светотехническое оборудование
ОЛС.1384. Внешние световые приборы
Если установлено внешнее светотехническое оборудование, то оно должно соответствовать требованиям 23.1385-23.1401 АП-23.
Спасательное оборудование
ОЛС.1411. Общие положения
(a) Требуемое спасательное оборудование должно быть легкодоступным в аварийной ситуации.
(b) Предусмотренные места для размещения требуемого спасательного оборудования должны:
(1) Располагаться таким образом, чтобы к оборудованию был обеспечен свободный доступ, а его местонахождение было бы очевидным.
(2) Защищать спасательное оборудование от повреждений при действии инерционных нагрузок, возникающих в результате воздействия расчетных перегрузок, установленных в ОЛС.561.
Различное оборудование
ОЛС.1431. Электронное оборудование
Радиооборудование и установки должны быть безопасными как сами по себе, так и по принципу действия и по своему воздействию на другие компоненты.
ОЛС.1436. Гидравлические тормозные системы с ручным управлением
(a) Каждая гидравлическая тормозная система с ручным управлением и ее элементы должны выдерживать без остаточных деформаций ожидаемые нагрузки от конструкции самолета в комбинации с гидравлическими нагрузками.
(b) Должен быть обеспечен контроль количества жидкости в системе.
(c) Должны быть предусмотрены средства предотвращения чрезмерного давления, возникающего в результате объемного расширения жидкости.
(d) Испытания. Должно быть показано путем испытаний, что:
(1) Система вполне работоспособна при максимальном усилии, прикладываемом пилотом к органу управления системой.
(2) При максимальном усилии, прикладываемом пилотом к органу управления системой, система не должна деформироваться и в ней не должно быть утечки жидкости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.