Планирование аудита с применением аналитических процедур
Международными стандартами аудита определено, что планирование аудита - это разработка общей стратегии и деталей аудиторской проверки. Аудитор должен планировать свою деятельность по трем основным причинам: для получения достаточных и необходимых свидетельств о положении дел клиента; для определения затрат на аудит и для правильного распределения и координации работы аудиторов и ассистентов.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 7.08.01 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.02 г. N 696 (с изменениями от 4.07.03 г. N 405) утверждены стандарты, регулирующие процесс планирования: "Планирование аудита", "Существенность в аудите", "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом".
По нашему мнению, федеральный стандарт "Планирование аудита" содержит минимальные требования по планированию аудита. Кроме того, в нем указано, что он применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении аудируемого лица.
Планирование аудита с применением аналитических процедур включает следующие направления:
экспертиза бизнеса;
определение критерия существенности;
оценка рисков и проектирование объема проверяемой совокупности;
составление программы аудиторских процедур по существу.
В ходе экспертизы бизнеса предметом пристального внимания аудитора выступают как внешние факторы, оказывающие или способные оказать существенное влияние на деятельность экономического субъекта в обозримом будущем, так и внутренние факторы, непосредственно форсирующие саму деятельность. Экспертиза бизнеса клиента включает: понимание деятельности субъекта; оценку легитимности деятельности; оценку состояния хозяйствования; диагностирование системы внутреннего контроля экономического субъекта; анализ результатов и проектирование потенциальных областей риска.
Аудитор должен в достаточной мере быть осведомлен о деятельности экономического субъекта и отрасли, в которой он функционирует, поскольку информация такого рода используется при интерпретации свидетельств, получаемых в процессе аудита. Для адекватного понимания деятельности экономического субъекта аудитор применяет следующие процедуры:
опрос компетентных работников аудируемого лица и третьих лиц;
аналитическое чтение финансовой отчетности.
Опрос позволяет определить специфику отрасли, характер бизнеса, бизнес-стратегию, ключевые преимущества перед конкурентами и наметить потенциальные области отраслевого риска. Аналитическое чтение финансовой отчетности дает возможность оценить масштабы деятельности, выявить необычные колебания, "больные" статьи, которые могут быть обусловлены экономическими обстоятельствами или допущенными в учетном процессе погрешностями. Особого внимания заслуживает содержание пояснительной записки в отношении положений учетной политики, подлежащих раскрытию в соответствии с требованиями положений по бухгалтерскому учету.
Для подтверждения законности функционирования экономического субъекта аудитор должен установить:
реальность государственной регистрации юридического лица;
соответствие содержания и сроков оформления учредительных документов требованиям действующего законодательства;
организационную структуру экономического субъекта (наличие филиалов, представительств, обособленных подразделений);
соответствие предмета деятельности, указанного в правоустанавливающих документах, реально осуществляемым видам деятельности;
наличие лицензий и разрешений на осуществление отдельных видов деятельности;
соответствие реально функционирующей структуры управления экономическим субъектом декларированной в правоустанавливающих документах;
достоверность и своевременность отражения в бухгалтерском учете формирования уставного капитала.
Для оценки легитимности деятельности целесообразно применять контрольные тесты. При этом аудитор может применять следующие процедуры:
проверка документов, бухгалтерских записей;
опрос компетентных работников экономического субъекта;
наблюдение.
Примерный перечень вопросов для проверки легитимности деятельности и экспертизы правоустанавливающих документов представлен в табл. 1.
Таблица 1
Перечень вопросов для проверки легитимности деятельности
Содержание вопроса | Оценка | Ответ | Примечание | |
да | нет | |||
1. Наличие устава и документов о государ- ственной регистрации экономического субъ- екта |
+ | V | ||
2. Наличие документов, регламентирующих производственную и организационную струк- туру экономического субъекта |
+ | V | ||
3. Наличие списков филиалов и дочерних компаний |
Нет филиалов | |||
4. Размер уставного капитала составляет не менее стократной суммы минимального разме- ра оплаты труда |
+ | V | ||
5. 50% уставного капитала общества опла- чено к моменту регистрации общества, а ос- тавшаяся часть - в течение года с момента его регистрации |
+ | V | Оплачено 100% | |
6. Неденежные активы стоимостью менее 200 МРОТ, вносимые в счет вкладов в уставный капитал, определены и оценены по соглаше- нию между учредителями |
+ | V | Независимым оценщиком |
|
7. Неденежные активы стоимостью выше 200 МРОТ, вносимые в счет вкладов в уставный капитал, оценены независимым оценщиком |
+ | V |
Результаты изучения правоустанавливающих документов можно оформить рабочим документом, примерный вид которого представлен в табл. 2.
Таблица 2
Аудиторская экспертиза правоустанавливающих документов
Положение, подлежащее от- ражению в уставе |
Нормативная база | Да/нет | Примечание |
Полное и сокращенное наи- менование юридического лица |
ФЗ от 8.02.98 г. N 14-ФЗ (в ред. от 21.03.02 г.) "Об об- ществах с ограничен- ной ответствен- ностью", ГК РФ |
Да | Сокращенное фир- менное наименова- ние |
Сведения о месте нахожде- ния общества |
ФЗ N 14-ФЗ, ГК РФ | Нет | |
Порядок управления дея- тельностью |
ГК РФ | Да | |
Порядок осуществления совместной деятельности по созданию общества |
ГК РФ | Да | |
Размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью |
ФЗ N 14-ФЗ, ГК РФ | Да | 3 907 915 руб. |
Размер и номинальная стоимость доли каждого участника |
ФЗ N 14-ФЗ, ГК РФ | Да | |
Условия передачи имущест- ва в уставный капитал |
ГК РФ | Да | |
Размер, состав, срок и порядок внесения вкладов |
ФЗ N 14-ФЗ, ГК РФ | Да | На момент регист- рации оплачено 100% |
Сведения о филиалах и представительствах |
ФЗ N 14-ФЗ | Нет | Общество может создавать пред- ставительства и филиалы |
Состав и компетенция ор- ганов управления общест- вом и порядок принятия решений |
ФЗ N 14-ФЗ, ГК РФ | Да | |
Права и обязанности участников |
ФЗ N 14-ФЗ | Да | |
Порядок продажи и иного отчуждения долей участни- ков |
ФЗ N 14-ФЗ | Да | |
Порядок и последствия вы- хода участников из об- щества |
ФЗ N 14-ФЗ | Да | |
Порядок перехода доли (части доли) в уставный капитал другого юридичес- кого лица |
ФЗ N 14-ФЗ | Да | |
Порядок хранения докумен- тов общества, передача информации участникам общества |
ФЗ N 14-ФЗ | Нет | |
Порядок реорганизации и ликвидации общества |
ФЗ N 14-ФЗ, ГК РФ | Да |
В ходе оценки состояния хозяйствования аудитор формирует мнение о приемлемости в отношении экономического субъекта принципа непрерывности деятельности. Ключевую роль здесь играют аналитические процедуры, применение которых позволяет с позиции пользователя не только оценить способность организации функционировать в перспективе, но и спроектировать потенциальные зоны риска (погрешности в учете).
В правиле (стандарте) "Аналитические процедуры" приведен достаточно широкий спектр аналитического инструментария. На наш взгляд, наиболее точно отвечает поставленной цели аналитическое чтение пояснительной записки и применение коэффициентного метода в сочетании с методом сравнения, позволяющие адекватно оценить способность клиента генерировать денежные средства в размерах и в сроки, необходимые для обеспечения текущей платежеспособности, оценить качество дебиторской задолженности, охарактеризовать структуру капитала, финансовые риски, вероятность банкротства и результаты управления руководством вверенных ему ресурсов (табл. 3).
Таблица 3
Аудиторские аналитические процедуры с использованием обобщающих
финансовых коэффициентов
Цель ана- литической процедуры |
Вид аналити- ческой проце- дуры |
Формулы для рас- четов |
Результат | Анализ результатов выполнения аналити- ческой процедуры, проектирование потен- циальных зон риска |
Оценка структуры капитала |
1. Расчет ко- эффициента финансовой зависимости 2. Сравнение с нормативным значением |
валюта баланса |
Существенное отклонение (превышение) от норматива |
1. Нерациональная структура капитала 2. Зависимость от внешних источников финансирования 3. Наличие аффилиро- ванных лиц 4. Возможное давление на руководство ауди- руемой |
собствен- ный капи- тал |
||||
Оценка способнос- ти генери- овать де- нежные средства для сокры- тия теку- щих обяза- тельств |
1. Исчисление величины чис- тых активов 2.Сравнение с регулятивами, установленны- ми законода- тельством |
активы - обязатель- ства |
Невыполнение установленных законодатель- ством регуля- тивов в отно- шении величи- ны чистых ак- тивов |
Угроза прекращения деятельности |
3. Расчет ко- эффициента ликвидности 4. Сравнение с нормативным значением |
Чистые активы |
Существенное отклонение от регулятива (ниже) |
1. Неспособность по- гашать краткосрочные обязательства в поло- женные сроки из-за отсутствия должной величины активов, не обремененных долговы- ми обязательствами 2. Угроза финансовой неустойчивости |
|
краткосро- чные пассивы |
||||
Оценка доходности основной |
1. Вычисление коэффициента рентабельнос- |
Прибыль от продаж |
Значительные отклонения, тенденция к |
1. Деятельность при- быльна 5. Погрешности в оп- ределении величины декапитализированных затрат |
затраты | ||||
Оценка экономиче- ского по- тенциала |
1. Расчет ко- эффициента устойчивости экономическо- го роста 2. Сравнение со значением предшествую- щего периода |
чистая прибыль - дивиденды |
Тенденция к снижению |
1. Свертывание дея- тельности 2. Неадекватная диви- дендная политика, фи- нансовая стратегия 3. Уменьшение реинве- стирования собствен- ных средств на раз- витие деятельности |
собствен- ный капитал |
||||
Оценка качествен- ного сос- тава деби- торской задолжен- ности |
сомнитель- ная деби- торская задолжен- ность __________ дебиторс- кая задол- женность |
Высокая доля сомнительной дебиторской задолженности |
1. Наличие задолжен- ности, маловероятной к взысканию 2. Низкое качество контроля за состояни- ем дебиторской задол- женности (высокий ко- нтрольный риск в от- ношении данного сег- мента) 3. Вероятность погре- шностей в процессе резервирования средств на списание долгов, искажение фи- нансового результата |
Если при помощи эффективных аналитических процедур обнаружены необычные колебания и администрация не может дать удовлетворительного объяснения этим фактам, то аудитор должен наметить детальные процедуры для нахождения причин этих изменений.
Диагностирование внутреннего контроля экономического субъекта
В соответствии со стандартом "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" основу внутреннего контроля экономического субъекта составляют контрольная среда, система бухгалтерского учета и средства контроля. По нашему мнению, целесообразно в составе элементов внутреннего контроля рассматривать и систему налогового учета, представляющую собой упорядоченную систему регистрации и обобщения информации о фактах хозяйственной деятельности, опосредующих возникновение доходов и расходов, подлежащих учету в соответствии с нормами Налогового кодекса, для формирования полной и достоверной налоговой информации.
Аудитор в ходе планирования должен оценить адекватность внутреннего контроля масштабам, специфике деятельности экономического субъекта и достичь понимания закономерностей его функционирования в той части, которая обеспечивает регулирование и мониторинг процесса сбора, обработки и обобщения информации, необходимой для подготовки достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.
Диагностика внутреннего контроля экономического субъекта осуществляется в целях предварительной оценки степени надежности и предполагает изучение, анализ, оценку:
отношения руководства к необходимости поддержания адекватного внутреннего контроля;
порядка делегирования полномочий и распределения ответственности;
порядка авторизации хозяйственных операций на всех уровнях иерархии управления;
порядка обеспечения сохранности активов и конфиденциальной информации экономического субъекта;
учетной и налоговой политики экономического субъекта, ее организационно-технических и методологических аспектов;
организационной структуры бухгалтерии;
порядка документального оформления фактов хозяйственной деятельности и организации документооборота;
роли и места средств вычислительной техники в ведении бухгалтерского и налогового учета;
порядка систематизации данных в регистрах бухгалтерского и налогового учета;
процесса подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности.
Для предварительной оценки эффективности внутреннего контроля используются следующие градации: высокая, средняя, низкая. Свою оценку аудитор формирует в результате:
бесед с компетентными работниками экономического субъекта;
проверки документов;
наблюдения за применением конкретных мероприятий и процедур;
аналитических процедур.
Примерная программа тестов, обеспечивающая понимание состояния внутреннего контроля, представлена в табл. 4.
Таблица 4
Анкета предварительной оценки надежности системы
внутреннего контроля
N п/п |
Содержание вопроса | Вариант ответов | Ответ | Степень надежнос- ти данно- го факто- ра (низ- кая, сре- дняя, вы- сокая) |
Коммента- рий и (или) ссы- лка на до- кумент |
1. Контрольная среда | |||||
1.1 | Соответствие органи- зационной структуры размеру и характеру деятельности |
Соответствует Не в полной мере соответствует Не соответствует |
1 | Высокая | |
1.2 | Разделение обязаннос- тей и полномочий |
Единоличное руко- водство Умеренное разде- ление обязаннос- тей и полномочий Широкое разделе- ние обязанностей полномочий |
3 | Высокая | |
1.3 | Отношение руководства к системе внутреннего контроля |
Не считает необ- ходимым Понимает необхо- димость внутрен- него контроля Уделяет большое внимание вопро- сам, связанным с внутренним кон- тролем |
2 | Средняя | |
1.4 | Наличие стратегичес- ких целей развития организации |
Отсутствуют Установлены час- тично |
2 | Средняя | |
1.5 | Понимание руководст- вом клиента значения бухгалтерской отчет- ности |
Недостаточное Средняя степень понимания Уделяется большое внимание вопро- сам, связанным с бухгалтерской от- четностью |
3 | Высокая | |
1.6 | Обращение к аудиторам за консультацией по вопросам бухгалтерс- кого учета |
Случаи обращения отсутствуют Случаи обращения имели место Широкое использо- вание практики проведения кон- сультаций |
1 | Низкая | |
1.7 | Установление кадровой политики |
Не установлена Частично установ- лена Установлена и проработана де- тально |
3 | Высокая | |
1.8 | Наличие должностных инструкций для всего персонала организации |
Не разработаны Разработаны час- тично Разработаны для всех должностей и утверждены доку- ментально |
3 | Высокая | |
2. Система бухгалтерского учета (организационно-технические и методологические аспекты) |
|||||
2.1 | Организационная стру- тура бухгалтерской службы |
Фирма, оказываю- щая бухгалтерские услуги Бухгалтер Бухгалтерская служба во главе с главным бухгалте- ром |
3 | Высокая | |
2.2 | Образование, опыт, квалификация персона- ла организации, заня- того в учете |
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень |
3 | Высокая | |
2.3 | Текучесть кадров, за- нятых в учете |
Высокая Умеренная Низкая |
3 | Высокая | |
2.4 | Наличие положения по учетной политике |
Не разработано Разработано |
2 | Высокая | |
2.5 | Наличие приказа по по учетной политике |
Отсутствует Имеется |
2 | Высокая | |
2.6 | Соблюдение сроков ут- верждения учетной по- литики |
Соблюдаются Не соблюдаются |
1 | Высокая | |
2.7 | Наличие рабочего пла- на счетов |
Не разработан Составлен фор- мально и не соот- ветствует особен- ностям организа- ции Разработан и ут- вержден докумен- тально |
3 | Высокая | |
2.8 | Наличие положения о сроках и порядке про- ведения инвентариза- ции активов и обяза- тельств |
Отсутствует Раскрывает сроки и порядок прове- дения инвентари- зации в отношении не всех активов и обязательств Содержит в пол- ном объеме инфор- мацию о сроках и порядке проведе- ния инвентариза- ции |
3 | Высокая | |
2.9 | Наличие графика доку- ментооборота |
Отсутствует Разработан и ут- вержден докумен- тально |
2 | Высокая | |
2.10 | Наличие должностных инструкций для персонала, занятого в учете |
Не разработаны Разработан и ут- вержден докумен- тально |
2 | Высокая | |
2.11 | Наличие фактов непра- вомерного внесения изменений в учетную политику |
Имеются Не имеются |
3 | Высокая | |
2.12 | Соблюдение последова- тельности применения учетной политики |
Не соблюдается Соблюдается |
2 | Высокая | |
2.13 | Соответствие принятых элементов учетной по- литики требованиям действующего законо- дательства, в част- ности Федеральному закону от 21.11.96 г. N 129-ФЗ, ПБУ 1/98 |
Не соответствуют Ряд позиций не отвечает требова- ниям действующе- го законодательс- тва Принятые элементы при формировании |
3 | Высокая | |
2.14 | Степень полноты рас- крытия способов веде- ния бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку показателей бухгал- терской отчетности |
Не раскрыты Раскрыты не все способы Раскрыты |
2 | Средняя | |
2.15 | Реакция на изменения законодательной базы, регламентирующей по- рядок ведения бухгал- терского учета |
Изменения не от- слеживаются Изменения отсле- живаются, и опе- ративно принима- ются необходимые меры |
2 | Высокая | |
2.16 | Соблюдение и контроль со стороны главного бухгалтера за обра- боткой данных, свя- занных с нетипичными операциями |
Не установлен Установлен |
2 | Высокая | |
2.17 | Соблюдение графика подготовки отчетности |
Не соблюдается, отчетность сдает- ся с опозданием Соблюдается, от- четность сдается в установленные сроки |
2 | Высокая | |
2.18 | Тождественность пока- зателей бухгалтерско- го баланса (форма N 1) и сводных реги- стров (оборотно-саль- довая ведомость) |
Не тождественны Тождественны |
2 | Высокая | |
2.19 | Организация договор- ной работы |
Консультационные услуги юридичес- ких фирм Наличие юридичес- кого отдела |
2 | Высокая | |
2.20 | Установление мер за- щиты от несанкциони- рованного доступа или уничтожения доку- ментов, данных учета, активов |
Установлены Не установлены |
1 | Высокая | |
3. Система налогового учета (организационно-технические и методологические аспекты) |
|||||
3.1 | Наличие положения по учетной (налоговой) политике |
Не разработано Разработано |
2 | Высокая | |
3.2 | Наличие приказа руко- водителя по учетной (налоговой) политике |
Отсутствует Имеется |
2 | Высокая | |
3.3 | Ведение налогового учета |
Налоговая база определяется по данным бухгалтер- ского учета Самостоятельная система |
1 | Средняя | |
3.4 | Форма регистров на- логового учета |
Бумажные Электронные |
1 | Средняя | Возможно наличие арифмети- ческих ошибок |
3.5 | Соответствие элемен- тов налоговой полити- ки требованиям дейст- вующего налогового законодательства |
Не соответствуют Ряд позиций не отвечает требова- ниям действующего законодательства Соответствуют |
3 | Высокая | |
3.6 | Полнота раскрытия основных способов ведения налогового учета |
Не раскрыты Раскрыты не все существенные спо- собы ведения на- логового учета Раскрыты |
2 | Среднее | |
3.7 | Соблюдение установ- ленных сроков расче- тов по налогам и сбо- рам |
Не соблюдаются Соблюдаются |
2 | Высокая | |
3.8 | Реакция на изменения законодательной базы, регламентирующей порядок ведения налогового учета |
Не отслеживаются Отслеживаются, и оперативно прини- маются необходи- мые меры |
2 | Высокая | |
4. Средства контроля | |||||
4.1 | Осуществление мер, направленных на огра- ничение несанкциони- рованного доступа к активам |
Меры не предпри- нимаются Меры предпринима- ются |
2 | Высокая | |
4.2 | Осуществление мер, направленных на огра- ничение доступа неу- полномоченных лиц к системе документообо- рота и ведения бух- галтерского учета |
Меры не предпри- нимаются Меры предпринима- ются |
2 | Высокая | |
4.3 | Осуществление плано- вых и внезапных ин- вентаризаций имущест- ва и обязательств |
Не осуществляются Осуществляются |
2 | Высокая |
Существенностью оборотов и остатков по счетам. По результатам оценки внутреннего контроля экономического субъекта.
Вводить на этой стадии большое количество градаций не имеет смысла. экспертизы бизнеса, влияют на формирование мнения аудитора в отношении знаний о внутреннем контроле экономическог о субъекта.
Оценки неотъемлемого и контрольного риска и принимая во внимание соответствующие аудиторские процедуры.
Оценка риска качества аудита базируется на обратной взаимосвязи необнаружения и тем самым свести аудиторский риск до приемлемого применения менее трудоемких методов получения аудиторских доказательств) и достичь приемлемого значения аудиторского риска.
Определение критерия существенности
процедур аудитор формирует предварительное суждение о величине при анализе аудиторских доказательств.
При определении существенности сегмента возможны два подхода:
дедуктивный - когда первоначально определяется общая суммарная погрешность финансовой отчетности, которая впоследствии подлежит распределению между значимыми статьями бухгалтерского баланса;
индуктивный - когда первоначально определяется величина погрешности полученных значений определяется общая существенность отчетности.
На наш взгляд, определение критерия материальности сегмента контрольные риски, значение которых на разных участках может колебаться, а также масштабы операций в проверяемом периоде.
При использовании индуктивного подхода уровень существенности определяется как доля от базовых показателей. При этом базовыми показателями выступает величина остатка и оборотов проверяемого счета и сопряженных с ним счетов. Так, счет 01 "Основные средства" сопряжен со счетом 02 "Амортизация основных средств". Следовательно, при оценке материальности данного сегмента в качестве базовых показателей будут фигурировать остатки и обороты по данным счетам. Затем аудитор определяет характер проверки (выборочная, смешанная, сплошная) и совокупность, в отношении которой следует собирать аудиторские доказательства. Для установления числа элементов проверки аудитор, применяя профессиональное суждение, должен выбрать критерии и способ отбора. В ходе планирования проверки основных средств критериями стратификации могут выступать значимые величины остатка по аналитическим счетам, срок службы объектов, единые материально-вещественные признаки (группа зданий и сооружений).
Эффективность применения аналитических процедур на стадии планирования оценивается на заключительной стадии аудиторской проверки. Если результаты первичной оценки надежности системы внутреннего контроля будут подтверждены результатами детальной проверки оборотов и остатков по счетам, то аналитические процедуры позволили осуществить эффективное планирование. Если же результаты проверки существенно отличаются от первичной оценки надежности системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета, то аудитор должен изменить подходы к планированию.
Б.А. Аманжолова,
кандидат экономических наук, доцент,
А.В. Наумова,
Сибирский университет потребительской кооперации
"Аудиторские ведомости", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а