Аудиторские комитеты при совете директоров: цели,
принципы, организация
В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос о соблюдении требований независимости аудита. Одним из вариантов решения этого вопроса, предусмотренных Кодексом этики аудиторов России, является создание комитетов по аудиту, которые должны играть важную роль в управлении аудируемой организацией и регулировании качества внешнего аудита.
Обзор зарубежной практики развития аудита показывает, что создание комитетов по аудиту в составе органов управления организациями предусмотрено требованиями нормативных актов во многих государствах. В США, Австралии, Канаде, Германии, Новой Зеландии это требование носит обязательный характер, в Великобритании, Франции, Нидерландах, Японии, Китае - рекомендательный.
Роль аудиторских комитетов в экономике определяется следующими основными задачами:
обеспечение повышения эффективности корпоративного управления;
защита интересов акционеров и других пользователей информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
регулирование профессионально-этических отношений аудируемых лиц и аудиторских организаций.
В функции аудиторского комитета входят анализ и подробное обсуждение подготовки отчетности, контроль за деятельностью и результатами работы внешних аудиторов и внутреннего аудита, анализ финансовой отчетности и раскрываемой в ней информации.
В процессе функционирования аудиторских комитетов возникает ряд проблем, которые являются следствием недостаточно четкого механизма их создания. Главными причинами неэффективной работы аудиторских комитетов за рубежом признают нарушение независимости членов аудиторских комитетов, неадекватное соотношение объема работы и ответственности, низкий уровень знаний их представителей в финансовых вопросах.
Чтобы избежать негативных последствий формального функционирования аудиторских комитетов, необходимо сформулировать принципы, положенные в основу концепции создания аудиторских комитетов. Такими принципами, на наш взгляд, могут быть:
принцип независимости;
принцип доверия;
принцип профессионализма;
принцип эффективности;
принцип ответственности;
принцип участия.
Эти принципы деятельности аудиторских комитетов тесно связаны с принципами аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, изложенными в федеральном правиле (стандарте) N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" (ФПСАД N 1), охарактеризованными и дополненными Кодексом этики аудиторов России и Кодексом этики профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров (МФБ) (табл. 1).
Таблица 1
Принципы деятельности аудиторского комитета и их связь
с принципами аудиторской деятельности
ФПСАД N 1, Кодекс этики аудиторов Рос- сии, Кодекс этики профессиональных бух- галтеров МФБ |
Предлагаемые принципы деятель- ности аудиторских комитетов |
Независимость - при предоставлении про- фессиональных услуг аудитор должен быть не зависим от аудируемых лиц и от третьих лиц Объективность - аудитор должен быть справедливым, на его объективность не должны влиять ни предубеждения, ни пристрастия, ни конфликт интересов, ни другие лица, ни иные факторы |
Независимость - принцип дея- ятельности членов аудиторского комитета, основанный на отсутствии прямой личной, финансовой, имущественной или родственной заинтересованности в делах организации. Члены аудиторского комитета могут оказывать влияние на решения, принимаемые советом директоров |
Честность - при предоставлении профес- сиональных услуг аудитор должен дей- ствовать открыто и честно |
Доверие предполагает откровен- ное обсуждение качества финан- совой отчетности с руковод- ством, внутренними и внешними аудиторами |
Профессиональная компетентность и доб- росовестность (должная тщательность) - аудитор предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, ком- петентностью и старанием. В его обязан- ности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыков на высоком уровне, с тем чтобы аудируемые организации или работодатели могли пользоваться преимуществами компетент- ных профессиональных услуг, основан- ных на новейших разработках в облас- ти практики, законодательства и техно- логий |
Профессионализм означает, что каждый из членов аудиторского комитета должен иметь пред- ставление об основных законо- мерностях деятельности экономи- ческого субъекта с учетом осо- бенностей рынка и быть ориенти- рованным в области аудита Эффективность - принцип, пред- полагающий получение максималь- ного эффекта от деятельности аудиторского комитета |
Конфиденциальность - аудитор должен соблюдать конфиденциальность информа- ции, полученной в процессе предостав- ления профессиональных услуг, и не должен использовать или раскрывать такую информацию без надлежащих и конкретных на то полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами или обязанностями |
Ответственность - принцип, оз- начающий подчиненность действий членов комитета интересам соб- ственников и инвесторов орга- низации в целях обеспечения ка- чественного раскрытия информа- ции, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Профессиональное поведение - аудитор должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и должен воздерживаться от какого-либо поведения, которое могло бы ее дискредитировать |
|
Регламентирующие документы (в ФПСАД отсутствует) - аудитор обязан выполнять профессиональные услуги в соответствии с применимыми профессиональными пра- вилами (стандартами). Аудитор обязан тщательно и квалифицированно выполнять указания аудируемой организации или работодателя в той мере, насколько они соответствуют требованиям честности, объективности и независимости |
Участие - контроль за процессом внешнего аудита, включая во- просы выбора аудиторской орга- низации, определения техничес- кого задания на предстоящую проверку в соответствии с интересами собственников и инвесторов организации |
Приведенные сведения определяют место аудиторского комитета не только в структуре управления организацией, но и в аудите: это - звено, регулирующее отношения аудируемого лица и аудиторской организации в аудиторской деятельности.
Защита интересов пользователей информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности, тесно связана с осуществлением функций аудиторского комитета (табл. 2).
Таблица 2
Области применения и содержание основных функций
аудиторского комитета
Функция | Область примене- ния |
Содержание |
Надзор за системой внутреннего кон- троля |
Внутренний конт- роль |
Определение глубины анализа сис- стемы внутреннего контроля и рис- ков внешними и внутренними ауди- торами Оценка деятельности руководства по обеспечению функционирования сис- темы внутреннего контроля Определение степени ответственнос- ти руководства за функционирование информационных систем Оценка деятельности руководства по внедрению рекомендаций внутренних и внешних аудиторов относительно организации системы внутреннего контроля |
Анализ годовой фи- нансовой отчетнос- ти |
Финансовая отчет- ность |
Анализ существенных вопросов бух- галтерского учета и составления финансовой отчетности Оценка соблюдения при составлении финансовой отчетности принципов бухгалтерского учета Определение полноты финансовой отчетности и меры ее соответствия реальному состоянию дел в организации Анализ результатов внешнего аудита годовой финансовой отчетности Выяснение процедуры подготовки руководством информации о предва- рительных результатах деятельнос- ти, промежуточной финансовой отчетности и данных, используемых для привлечения инвестиций и оформления кредитов |
Надзор за соблюде- нием требований законодательства в области бухгалтер- ского учета и на- логооблажения |
Требования зако- нодательства в области бухгал- терского учета и налогообложения |
Оценка соблюдения в процессе подготовки финансовой отчетности требований законодательства Надзор за результатами служебных расследований по фактам мошенни- чества и несоответствий в систе- ме бухгалтерского учета Анализ результатов проверок, про- веденных внешним контролирующим органом Оценка влияния изменений в законо- дательстве на результаты деятель- ности организации |
Содействие созда- нию и надзор за соблюдением корпо- ративного кодекса деловой этики |
Имидж организации | Оценка любых действий руководства организации для введения офици- ального кодекса деловой этики Консультативная помощь руководству организации в создании кодекса деловой этики, содержащего декла- рации целей, описание практичес- ких процессов и критерии оценки результатов Анализ выполнения программы контроля за соблюдением кодекса деловой этики |
Участие в процессе проведения внеш- него аудита |
Внешний аудит | Надзор за соблюдением требований законодательства в области обяза- тельного аудита Выбор аудиторской организации и определение ее независимости и целесообразности долгосрочного со- трудничества с ней Анализ объема аудиторской провер- ки, участие в процессе разработки технического задания с учетом интересов всех групп пользователей информации, подвергающейся провер- ке Рассмотрение ошибок и несоответ- ствий, выявленных в ходе аудита финансовой отчетности |
Использование ра- боты отдела вну- треннего аудита |
Внутренний аудит | Оценка целесообразности создания отдела внутреннего аудита Обмен информацией, анализ деятель- ности и организационной структуры службы внутреннего аудита (при наличии внутреннего аудита) Анализ результативности работы отдела внутреннего аудита |
Взаимодействие с руководством орга- низации при соблю- дении независимос- ти |
Совет директоров и другие органы высшего управле- ния |
Регулярный обмен информацией, не- обходимой для осуществления всех функций аудиторского комитета Оценка соблюдения руководством организации рекомендаций комитета по аудиту Привлечение членов руководства организации к планированию и оценке деятельности аудиторского комитета |
При создании аудиторского комитета должны быть учтены факторы, влияющие на принятие решения о необходимости организации комитета, анализируемые в процессе сбора информации. Исходя из перспектив роста организации, финансовых показателей деятельности, численности работающих, потребности в проведении внешнего аудита, факта осуществляемого или предполагаемого участия в листинге акций компании на зарубежных биржах, состава собственников и наличия внешних инвесторов совет директоров организации может принять решение о создании комитета по аудиту.
Ниже представлена последовательность действий по организации аудиторского комитета:
сбор информации о внутренних и внешних факторах, определяющих необходимость создания аудиторского комитета при совете директоров организации;
анализ и оценка собранной информации;
принятие решения о создании аудиторского комитета (количественный и качественный состав комитета, определение порядка оплаты работы членов комитета, составление сметы расходов);
разработка устава аудиторского комитета (определение общей цели и задач, связей подчиненности, штата, периодичности заседаний, прав и обязанностей членов, их квалификации и сроков полномочий, порядка взаимодействия с руководством, внутренними и внешними аудиторами, представление отчетов о проделанной работе);
отбор членов аудиторского комитета (оценка профессиональной компетентности и независимости членов комитета);
утверждение плана работы аудиторского комитета.
В дальнейшем совет директоров должен принять положение о деятельности аудиторского комитета, обеспечивающее основу для организации комитета и определения его полномочий. В этом документе отражаются принципы деятельности комитета, общая цель и задачи, штат, периодичность заседаний, права и обязанности членов комитета, требования к их квалификации, сроки полномочий, порядок взаимодействия с руководством, внутренними и внешними аудиторами, представление отчетов о проделанной работе. Отбор членов аудиторского комитета осуществляется советом директоров компании и утверждается учредителями организации поименно. Оплату работы членов комитета рекомендуется осуществлять за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации. Профессиональная компетентность членов комитета оценивается исходя из опыта работы в сфере управления финансовой деятельностью, наличия экономического или юридического образования, общественной оценки поведения претендента.
Для эффективного взаимодействия с внешним аудитором членами комитета по аудиту может быть разработано техническое задание, являющееся приложением к договору, учитывающее специфику деятельности аудируемого лица и охватывающее наиболее проблемные участки учета. Применение такой меры не следует считать ограничением круга вопросов, подлежащих выяснению в ходе аудита, так как внешнему аудитору предоставляется возможность самостоятельно планировать проверку и применять любые формы и методы работы. Наоборот, это даст возможность аудиторской организации оптимизировать планирование аудита и повысить его эффективность. Членами комитета по аудиту по окончании проверки может быть проведена оценка степени выполнения технического задания, что будет учитываться при определении качества аудиторских услуг.
Одним из направлений деятельности аудиторского комитета является контроль за исполнением рекомендаций по результатам аудиторской проверки, что должно способствовать совершенствованию системы внутреннего контроля в организации. Кроме того, результаты эффективного аудита могут способствовать снижению суммы выплаты штрафов и экономических санкций, определению перспектив развития организации на основании достоверных данных о ее финансовом состоянии, выявлению резервов оптимизации результатов финансово-хозяйственной деятельности.
При проведении аудиторской проверки согласно техническому заданию исключается игнорирование показателей, влияющих на налогооблагаемую базу. Следовательно, проведенная проверка будет способствовать оптимизации системы налогообложения в организации, своевременной и полной уплате налогов и сборов. Одним из направлений бюджетной эффективности аудита может служить предотвращение налоговых и экономических преступлений, поскольку аудиторский комитет, составляя техническое задание, в наибольшей степени осведомлен о характере и частоте нарушений, ведущих к преступлениям в конкретной отрасли экономики. Кроме того, экономия средств государственного бюджета достигается путем предупреждения банкротств и неплатежей в результате обязательной проверки соблюдения принципа допущения непрерывности деятельности.
Эффективный аудит способствует снижению предпринимательских рисков и оптимизации инвестиционных процессов в экономике в целом, поскольку проверенная достоверная финансовая (бухгалтерская) отчетность пользуется большим доверием заинтересованных групп пользователей информации, в том числе инвесторов, с гарантией защиты и соблюдения их интересов, которая обеспечивается комитетом по аудиту.
Таким образом, эффективность аудита, определяемая степенью удовлетворения потребностей заинтересованных пользователей информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности, тесно связана с деятельностью аудиторских комитетов и, в частности, с правильной организацией их взаимоотношений с внешними аудиторами.
Статья подготовлена в рамках исследований в этой области, осуществляемых при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации.
С.В. Панкова,
доктор экономических наук,
декан финансово-экономического факультета,
И.В. Иванникова,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Оренбургский государственный университет
"Аудиторские ведомости", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а