Апелляционным определением Омского областного суда от 22 января 2020 г. N 33а-474/2020 настоящее решение оставлено без изменения
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи М.М. Сафронова при секретаре судебного заседания М.С. Семеновой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Омска к департаменту транспорта Администрации г. Омска об оспаривании в части Положения об использовании и пополнении электронного проездного билета длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте,
В судебном заседании приняли участие:
от административного истца прокурора г. Омска - Нефедов Е.С. (по удостоверению),
от административного ответчика департамента транспорта Администрации города Омска - Шулепова Т.В. (по доверенности), Баланов О.Ю. (по доверенности),
от заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Омской области - Буйвол Н.Б. (по доверенности),
от заинтересованного лица МП г. Омска "Пассажирсервис" - Васильев А.И. (по доверенности)
установил:
Прокурор г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным административным иском к департаменту транспорта Администрации г. Омска.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой г. Омска проведена проверка соблюдения законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения г. Омска, по результатам которой выявлены нарушения.
Приказом директора департамента транспорта Администрации г. Омска от 24.04.2015 N 34 утверждено Положение об использовании и пополнении электронного проездного билета длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте (далее - Положение об использовании и пополнении ЭПБ).
Указанным правовым актом утвержден порядок реализации, использования электронных проездных билетов длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте, установлен порядок записи ЭПБ на электронные носители.
Пунктом 2.2 Положения об использовании и пополнении ЭПБ установлено, что транспортная карта выдается Оператором Пользователю в пунктах реализации ЭПБ или в центре обслуживания Пользователей при условии оплаты последним стоимости услуг Оператора по подключению транспортной карты к автоматизированной системе оплаты проезда в городе Омске (далее - Система), в подтверждение которой Пользователю выдается квитанция.
На основании пункта 2.5 Положения об использовании и пополнении ЭПБ проезд в муниципальном пассажирском транспорте с использованием носителя ЭПБ возможен только после записи на него ЭПБ.
Полагает, что департаментом транспорта Администрацией г. Омска установлена дополнительная услуга в виде подключения транспортной карты, а фактически проездного билета, к автоматизированной системе оплаты проезда в городе Омске.
Считает, что в случае отказа льготной категории граждан в получении возмездной услуги Оператора по подключению к Системе транспортной карты, являющейся носителем электронного проездного билета, данная карта не выдается, что, в свою очередь, приводит к невозможности указанной категории граждан реализовать свое право на льготный проезд.
Аналогичная позиция отражена в информации управления Роспотребнадзора по Омской области от 04.03.2019 N 06/1618-2019, согласно которой условие о выдаче транспортной карты потребителю только в случае оплаты Оператору услуги по ее подключению к Системе ущемляет установленные законодательством права потребителей.
Считает, что Положение об использовании и пополнении ЭПБ содержат коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом "в" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, а именно, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
Просит суд признать пункт 2.2 Положения об использовании и пополнении электронного проездного билета длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте, утвержденного приказом директора департамента транспорта Администрации г. Омска от 24.04.2015 N 34 (в ред. от 12.02.2018), противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Омска Нефедов Е.Л. требования поддержал.
Представители Департамента транспорта Администрации г. Омска Шулепова Т.В. и Баланов О.Ю. требования не признали, поддержали доводы письменных возражений (л.д. ___-___).
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Омской области Буйвол Н.Б. полагала требования прокурора обоснованными, поскольку, по ее мнению, оспариваемый пункт приказа противоречит ч. 2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Представитель заинтересованного лица МП г. Омска "Пассажирсервис" Васильев А.И. полагал требования прокурора не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст. 1005 ГК РФ при заключении договора перевозки через агента последний вправе взимать плату за свои услуги.
В городе Омске решением Омского городского Совета от 27.10.2010 N 362 "О некоторых вопросах оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте города Омска и о внесении изменений в отдельные Решения Омского городского Совета в сфере организации транспортного обслуживания населения" (далее - Решение N 362) установлены категории граждан, которым предоставляются льготы по оплате проезда в муниципальном пассажирском транспорте: пенсионеры, студенты, школьники.
При этом в решении прямо указано, что льготы по оплате проезда гражданам, указанным в настоящей статье, предоставляются только при использовании льготного электронного проездного билета длительного пользования.
Иного варианта воспользоваться льготой местный законодатель не предусмотрел.
Данная льгота является муниципальной. Предоставление указанных льгот по оплате проезда в пассажирском транспорте законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Постановлением Администрации города Омска от 24.04.2015 N 596-п "Об установлении предельных тарифов на электронные проездные билеты длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте" с 01.01.2019 увеличен размер льготы за каждую поездку для пенсионеров и студентов с 3 рублей до 7 рублей, для школьников с 6 рублей до 10 рублей при использовании льготного электронного проездного билета (далее - ЭПБ) в пределах количества приобретенных поездок.
Решением Омского городского Совета от 06.03.2002 N 470 утверждено Положение о проездном билете длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте (далее - Решение N 470).
Пунктом 1.2 Решения N 470 установлено, что проездной билет длительного пользования (далее - проездной билет) является средством оплаты услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, оказываемых муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, по установленным муниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее - муниципальные маршруты), и в черте города Омска по маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении в пределах базовой маршрутной сети, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере организации транспортного обслуживания населения (далее - маршруты базовой маршрутной сети).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Пунктом 1.2 Положения к Решению N 470"
Проездной билет может приниматься в качестве средства оплаты проезда иными перевозчиками, осуществляющими перевозки по муниципальным маршрутам и в черте города Омска по маршрутам базовой маршрутной сети в соответствии с договором, заключенным с организатором пассажирских перевозок.
Пунктом 2.1 Положения об использовании и пополнении электронного проездного билета длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте, являющегося приложением к приказу директора департамента транспорта Администрации города Омска (далее - Положения об использовании ЭПБ) от 24 апреля 2015 г. N 34 определены типы носителей ЭПБ:
- транспортная карта "ОМКА" (для граждан);
- транспортная карта студента "ОМКА";
- транспортная карта пенсионера "ОМКА";
- транспортная карта школьника "ОМКА";
- транспортная карта (для граждан);
- транспортная карта студента;
- транспортная карта пенсионера;
- транспортная карта школьника;
- банковская транспортная карта Сбербанка России;
- мобильное интернет-приложение (для граждан, студентов).
Оспариваемым пунктом 2.2 того же положения предписано, что транспортная карта выдается Оператором Пользователю в пунктах реализации ЭПБ или в центре обслуживания Пользователей при условии оплаты последним стоимости услуг Оператора по подключению транспортной карты к Системе, в подтверждение которой Пользователю выдается квитанция.
Данный пункт (2.2) прокурор города просит признать недействующим.
В целях обеспечения функционирования единой системы проездных билетов длительного пользования была приобретена автоматизированная система оплаты проезда на общественном пассажирском транспорте в городе Омске (далее - АСОП), оператором которой является МП г. Омска "Пассажирсервис".
В соответствии с пунктом 2.2 Устава МП г. Омска "Пассажирсервис" предметом деятельности указанного предприятия является:
- осуществление деятельности в качестве оператора АСОП;
- реализация электронных проездных билетов (ЭПБ).
Транспортные терминалы МП г. Омска "Пассажирсервис" принимают для обработки ЭПБ, электронные транспортные карты, выданные Министерством труда и социального развития Омской области (далее - ЭТК), банковские карты, считывают информацию с мобильных телефонов из приложений "SIGMA", "Apple Pay", "Google Pay", то есть имеют возможность обрабатывать информацию со всех носителей, в том числе всех категорий граждан, которым предоставлена льгота на территории города Омска и Омской области.
Реализация ЭПБ осуществляется МП г. Омска "Пассажирсервис" на основании агентских договоров, заключенных с перевозчиками (муниципальной и немуниципальной форм собственности), осуществляющими пассажирские перевозки в городе Омске.
С муниципальными пассажирскими предприятиями договоры заключаются в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), которым предусмотрена возможность заказчика утверждать собственные положения о закупках и определять в них осуществление дополнительных видов закупок как конкурентных, так и нет.
Перевозчикам немуниципальной формы собственности оператор АСОП - МП г. Омска "Пассажирсервис" предоставляет возможность на добровольной основе присоединиться к муниципальной системе, заключив агентские договоры в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.
Из указанного выше текста Положения об использовании ЭПБ следует, что пассажир имеет право выбора, каким способом оплатить проезд: наличными денежными средствами, с помощью электронного приложения "SIGMA", банковской картой, со смартфона, поддерживающего технологию NFC.
Суд отмечает, что в соответствии с установленными Приказами РЭК Омской области (Решение от 28.11.2018 N 96 на дату вынесения оспариваемого решения) тарифами, предельный тариф на перевозку пассажиров при оплате проезда безналичным путем с 01.01.2019 года составляет 25 рублей, наличным способом - 30 рублей.
То есть при оплате проезда с помощью ЭПБ (записанного на любой из вышеуказанных носителей) его стоимость дешевле оплаты проезда наличными денежными средствами (в среднем, не менее, чем на 5 рублей за каждую поездку).
Установление более низкой цены (фактически скидки) при оплате проезда только безналичным способом, равным образом, как и возможности оплачивать проезд льготной категории граждан по льготной цене только с использованием ЭПБ вызвано желанием легализовать весь поток денежных средств, получаемых перевозчиками при оплате им проезда.
Согласно Положению об использовании ЭПБ проезд в муниципальном пассажирском транспорте с использованием носителя ЭПБ возможен только после записи на него ЭПБ.
Носителями ЭПБ, как было указано выше, могут быть транспортная карта, мобильное интернет-приложение "SIGMA", банковская транспортная карта ПАО "Сбербанк России". Кроме того, оплата проезда может осуществляться с применением мобильного приложения "Apple Pay" (для владельцев мобильных телефонов Apple с поддержкой технологии NFC (технология беспроводной передачи данных малого радиуса), мобильного приложения "Google Pay" (для владельцев смартфонов под операционной системой Android с поддержкой технологии NFC).
Транспортная карта является собственностью оператора АСОП, то есть МП г. Омска "Пассажирсервис". Пользователь осуществляет оплату только один раз за подключение к АСОП при первичной активации. При записи на нее нового ЭПБ или пополнения старого оплаты не требуется.
При осуществлении подключения Пассажиру передается транспортная карта - носитель ЭПБ в виде бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты стандарта Mifare 1K, позволяющей осуществлять регистрацию проезда Пользователей в муниципальном пассажирском транспорте. Транспортная карта неперсонифицированная, имеет уникальный номер (ID), принадлежит Оператору Системы (МП г. Омска "Пассажирсервис").
Стоимость подключения к АСОП определена Постановлением Администрации г. Омска N 77-п от 27.01.2014 г. с последними изменениями от 26.12.2018 г.
"Подключение к автоматизированной системе оплаты проезда при помощи универсальной транспортной карты ОМКА - 100 руб.
Подключение к автоматизированной системе оплаты проезда при помощи транспортной карты ОМКА для школьников, студентов и пенсионеров - 50 руб.".
Суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что взимание платы МП г. Омска "Пассажирсервис" платы за подключение транспортной карты к АСОП не является дополнительной платой за предоставление услуги по перевозке пассажиров и не влияет на возможность оказания перевозчиками услуги по перевозке пассажиров.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" (на которое, в обоснование позиции по делу ссылается прокурор) указано на недопустимость взимания дополнительной платы за оформление проездных документов.
Указанное требование относится к перевозчику, МП г. Омска "Пассажирсервис" таковым не является, оно является агентом, реализовывающим, в частности, транспортные карты ОМКА, оплата которыми возможна при проезде у более, чем 50 разных перевозчиков.
При этом лица, пользующиеся транспортом (включая льготные категории) не лишены возможности не приобретать транспортные карты ОМКА, а оплачивать проезд иным образом, в частности, его полную стоимость наличными денежными средствами, либо, как было указано выше, по льготной цене, но с использованием мобильного интернет-приложения "SIGMA" (плата за пользование приложением, его скачиванием не взимается, что сторонами по делу не оспаривалось), либо банковской транспортной карта ПАО Сбербанк (плата за выдачу, как следует из ПАО Сбербанк от 25.10.2019 N 191021-0218-906300 также не взимается).
Ссылку на противоречие обжалуемого пункта Положения ч. 2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" суд отклоняет, поскольку это является лишь мнением административного истца, которое, по мнению суда, является ошибочным.
Поскольку размер оплаты по договору перевозки пассажиров является в данном конкретном случае регулируемым, не устанавливается перевозчиками самостоятельно, нормы законодательства по защите прав потребителей на эти правоотношения не распространяются.
При этом факт пользования льготной категорией граждан интернет-приложением "SIGMA" при оплате проезда и оплате проезда именно по льготной цене подтверждается отчетом о совершенных поездках с использованием данного приложения, в частности, за период с 01.01.2019 по 28.10.2019, представленного заинтересованным лицом МП г. Омска "Пассажирсервис".
В то же время за все время использования безналичной оплатой лишь двое пассажиров во всем городе пользуются банковской транспортной картой ПАО Сбербанк.
С учетом изложенных выше фактических обстоятельств доводы административного иска о том, что в случае отказа льготной категории граждан в получении услуги МП г. Омска "Пассажирсервис" по подключению к системе транспортной карты данная карта не выдается, что приводит к невозможности реализовать право на льготный проезд, надуманы.
Ссылку на постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" суд отклоняет, поскольку обжалуемый приказ признаками НПА не обладает.
Суд соглашается с позицией административного ответчика и заинтересованного лица МП г. Омска "Пассажирсервис", находя административный иск не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд решил:
В удовлетворении требований прокурору города Омска отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
М.М. Сафронов |
В окончательной форме решение принято 01 ноября 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Центрального районного суда г. Омска от 30 октября 2019 г. N 2а-4024/2019 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2.2 Положения об использовании и пополнении электронного проездного билета длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте, утв. Приказом директора департамента транспорта Администрации г. Омска от 24.04.2015 N 34"
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением Омского областного суда от 22 января 2020 г. N 33а-474/2020 настоящее решение оставлено без изменения