"ЕНВД и упрощенку ждут изменения"
(интервью с А. Мельниченко, руководителем Управления
налогообложения малого бизнеса)
Схемы и запреты
- Анатолий Николаевич, почему налоговое ведомство и Минфин уделили внимание малому бизнесу?
- Дело в том, что практика применения глав 26.2 и 26.3 (первая посвящена упрощенке, вторая - ЕНВД, - прим. ред.) показывает, что в них есть неясности или неточности, которые допускают двоякое толкование норм. Поэтому законодатели решили привести все к "общему знаменателю". Так как налоговая служба теперь не может исправлять законы, все свои предложения мы отправили в Минфин. Поэтому я могу рассказать о тех поправках, которые согласованы с финансовым министерством.
В кодексе было записано, что заявление на применение упрощенки нужно подавать вместе заявлением о постановке на налоговый учет. Но так как теперь фирмы и предпринимателей регистрируют в "одном окне", то заявление о постановке на учет никто не пишет. Поэтому в новой редакции мы четко обозначили, что бумагу с просьбой жить по упрощенке нужно подавать вместе с другими документами, необходимыми для регистрации.
- Запреты какие-либо новые предвидятся?
- Мы предложили запретить применять упрощенную систему фирмам и предпринимателям, которые являются простыми товарищами. Зачастую налогоплательщики используют простое товарищество для минимизации налогов: объединяются, распределяют полученную прибыль и переходят на упрощенную систему. Потом выбирают объект "доходы" и выплачивают с них всего 6 процентов. Получается, они находятся в более выгодных условиях, чем другие налогоплательщики.
Мы изучили опыт соседних стран: аналогичные ограничения для простых товарищей есть в упрощенных системах Белоруссии и Казахстана.
- Но эта схема минимизации налогов не единственная...
- Мы прекрасно знаем, как налогоплательщики минимизируют налоги. Например, у вмененщиков очень популярно дробление по площади. Так, крупные супермаркеты делятся на малые магазинчики и очень неплохо экономят.
Чтобы это пресечь, мы планируем ввести кое-какие поправки. Например, более четко определить понятия "розничная торговля" и "площадь торгового зала". А то ЕНВД стал очень удобен для крупных фирм и невыгоден для мелких. "Крупняк" часто переходит на торговые места или торговлю по образцам (например, продают товар по интернету).
Есть похожая схема и в упрощенке: масса примеров, когда довольно крупный завод делится на прокаточные, фрезеровочные, ремонтные цеха и тут же образуется "ООО - Токарь", "ООО - Фрезер" и т.д. На вполне законных основаниях учредителями этих фирм выступают индивидуальные предприниматели. И они продолжают работать на том же оборудовании, только платят налоги по упрощенной системе. Поэтому мы думаем, что нужно изменить в Налоговом кодексе, чтобы избежать такого дробления.
- А как вообще это можно запретить?
- Запретить мы ничего не сможем и дыры эти, по большому счету, не закроем, пока не выровняем налоговую нагрузку. Нужно сделать так, чтобы предприятия не стремились к переходу на спецрежимы, а наоборот - старались расти. Сейчас в среднем на упрощенке налоговая нагрузка на 2-3 раза меньше, чем на общей системе налогообложения. Поэтому, давая какие-то преимущества малому бизнесу, мы вынуждаем других плательщиков не развиваться, а, наоборот, стремится дробиться на малые фирмы.
Хорошие новости
- Перечень расходов для упрощенки не планируете увеличить?
- Нет, мы не предлагаем увеличивать перечень расходов, но это желает сделать Минфин. Там коллеги хотят закрытый список пополнить расходами на оказание коммунальных услуг (на воду, топливо, электроэнергию). И еще туда же добавить расходы на консультационные и юридические услуги.
В этом есть своя логика, потому что плательщики, работающие по упрощенной системе и вмененке, часто обращаются к аудиторам, юристам. Пока же в кодексе оговорены только аудиторские услуги, а сопутствующих (информационных, консультационных, юридических) в перечне расходов нет.
Еще есть хорошая новость для "смешанных" фирм. С 2004 года можно одновременно применять и упрощенку, и ЕНВД. Однако до сих пор не уточнен порядок определения доходов и расходов в случае совмещения двух спецрежимов. Мы хотим прописать следующее: при определении налоговой базы расходы определяются пропорционально долям дохода от упрощенки и вмененки (если расходы невозможно распределить по двум видам деятельности отдельно).
- А как быть с ведением бухучета в "смешанных" фирмах?
- Мы подумали и об этом. Сейчас те фирмы, которые применяют упрощенку, освобождены от введения бухучета. Но совмещающие упрощенку и ЕНВД такого права лишены. Поэтому мы предлагаем разрешить "смешанным" фирмам и предпринимателям не вести бухучет. Однако они все же будут обязаны вести налоговый учет общих результатов и Книгу учета доходов и расходов.
Плохие новости
- А вмененщики по-прежнему смогут уменьшать налог на сумму пенсионных и страховых выплат?
- Да, смогут, но порядок изменится. Сейчас ЕНВД может быть уменьшен на пенсионные взносы за сотрудников и на суммы платежей по больничным листам. По обязательному пенсионному страхованию сумма налога уменьшается не более чем на 50 процентов, а по выплатам пособия по временной нетрудоспособности - без ограничений. Теперь мы предлагаем разрешить уменьшать вмененный налог только на 50 процентов с обоих вычетов.
- Наших читателей, применяющих спецрежимы, очень волнуют вопросы о НДС. Сейчас упрощенцы и вмененщики этот налог не платят, поэтому у них возникают проблемы с покупателями и поставщиками. Разрешат ли добровольно уплачивать НДС?
- Мы в курсе, что НДС - основное препятствие для перехода на упрощенку. Особенно для организаций и предпринимателей, занятых в сфере производства. Желательно, что бы они имели право быть плательщиками НДС. Например, в Белоруссии для упрощенцев - плательщиков НДС уменьшается ставка единого налога: с 10 процентов от дохода до 8.
- И все же: если наш упрощенец выставит счет-фактуру...
- То ничего хорошего для него не будет. Мало того, что он должен заплатить НДС и подать декларацию, сумму этого налога он не может включить в расходы, поскольку это не предусмотрено кодексом. Но самое печальное - что и покупатели не смогут принят эту сумму к вычету.
- А если они не знают, что счет-фактуру им выставил упрощенец, и примут НДС к вычету?
- Тогда их оштрафуют при первой же проверке. Увы, мы пока механизм уплаты НДС на спецрежимах не разрабатываем. Для этого нужно собрать сильную рабочую группу из сотрудников налоговой службы, Минфина и Минэконразвития, предпринимателей.
Существуют разные варианты решения проблемы с НДС. Например, в Испании есть аналогичная упрощенке система налогообложения. Так вот там НДС "сидит" в самом едином налоге, а в бюджет его перечисляют на специальные счета, один из которых специально для НДС. Можно использовать опыт иностранных коллег.
Догадались
- Многих, кто работает по упрощенке, интересует, смогут ли они сменить выбранный объект налогообложения?
- Да, и это одна из глобальных поправок Минфина. Налогоплательщики, которые перешли на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года и выбрали объектом налогообложения "доход", смогут сменить объект на "доход минус расход".
Дело в том, что эти налогоплательщики, выбирая "доходы", еще не знали, что стоимость покупных товаров будет списываться на расходы - такие изменения внесли позже. Для всех остальных объект устанавливается раз и на всегда. Его можно будет сменить, только отказавшись от упрощенки, проработав год на обычном режиме и перейдя на упрощенку вновь.
- Что-нибудь изменилось в правилах перехода на общий режим?
- Минфин предлагает поднять максимальную сумму годового дохода, при котором можно применять упрощенку с 11 до 14 миллионов рублей. Потерять право применять этот режим можно будет, превысив 18,5 миллионов рублей годового дохода, а не 15, как сейчас. Причем эти суммы законодатели будут ежегодно увеличивать на индекс инфляции.
Быть ли ЕСН?
- И последний вопрос: будут ли упрощенцы и вмененщики платить ЕСН?
- Я бы не хотел пока это озвучивать. Единственное, что могу сказать, - мы в своих поправках не рекомендовали Минфину вводить ЕСН для спецрежимов. Поступив наоборот, мы усложним упрощенку новыми декларациями. Кроме того, произойдет серьезное увеличение налоговой нагрузки, и малый бизнес опять уйдет в тень.
Одно могу сказать - на осенней сессии Госдума рассмотрит все наши предложения. Те поправки, которые одобрят депутаты и подпишет президент, начнут действовать уже с 1 января 2005 года.
"Расчет", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru