В соответствии с Законом города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", Инструкцией по делопроизводству в Правительстве Севастополя, исполнительных органах государственной власти города Севастополя, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 10.09.2018 N 590-ПП, приказываю:
1. Утвердить Порядок проведения правовой и юридико-технической экспертиз проектов правовых актов, поступающих в отдел правовой работы Управления правового, кадрового и организационного обеспечения Департамента финансов города Севастополя, прилагается.
2. Отделу мониторинга и аналитического сопровождения бюджетного процесса Управления доходов и аналитического сопровождения бюджетного процесса Департамента финансов города Севастополя опубликовать настоящий приказ на официальном портале органов государственной власти Правительства Севастополя.
3. Отделу административно-организационной работы Управления правового, кадрового и организационного обеспечения Департамента финансов города Севастополя ознакомить руководителей структурных подразделений Департамента финансов города Севастополя с настоящим приказом.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор Департамента |
В.В. Штоп |
Утвержден
приказом Департамента
финансов города Севастополя
от 16.04.2021 г. N 72
Порядок
проведения правовой и юридико-технической экспертиз проектов правовых актов, поступающих в отдел правовой работы управления правового, кадрового и организационного обеспечения департамента финансов города Севастополя
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет цели, задачи, процедуру и условия проведения правовой и юридико-технической экспертиз проектов правовых актов, поступающих в отдел правовой работы Управления правового, кадрового и организационного обеспечения Департамента финансов города Севастополя (далее - Отдел правовой работы, проекты правовых актов, Департамент).
1.2. Правовой и юридико-технической экспертизам подлежат все проекты правовых актов Департамента (приказы, распоряжения), договоры и соглашения, заключаемые Департаментом, иные ненормативные акты Департамента, а также проекты правовых актов Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя нормативного и ненормативного характера, по которым Департамент является разработчиком.
Нормативность проекта правового акта определяется в соответствии с Законом города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", с учетом пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
1.3. Структурные подразделения Департамента, являющиеся разработчиками проектов правовых актов (далее - разработчики) обеспечивают их представление в Отдел правовой работы на бумажном носителе оформленные в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Правительстве Севастополя, исполнительных органах государственной власти города Севастополя, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 10.09.2018 N 590-ПП (далее - Инструкция по делопроизводству), завизированные руководителем структурного подразделения.
Разработчики обеспечивают правильное указание в проектах правовых актов наименований органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностей, фамилий, имен и отчеств, географических названий, реквизитов правовых актов, иных фактических данных, а также соответствие требованиям языковой, логической и грамматической основ.
Языковую основу текста проекта правового акта составляют лексические единицы (предложения, устойчивые словосочетания и слова), организованные в единое смысловое и структурное целое, лексико-фразеологические особенности официально-делового стиля.
Логическую основу текста проекта правового акта составляют условия разумности, последовательности, определенности, основные законы формальной логики: тождества, противоречия (непротиворечия), исключенного третьего и достаточного основания, правило определения понятий через ближайший род и видовое отличие и т.п.
Грамматическую основу текста проекта правового акта составляют правила орфографии и пунктуации.
Разработчики несут ответственность за достоверность документов и информации, представляемых для проведения экспертиз проектов правовых актов (доводимых до сведения работников Отдела правовой работы).
1.4. Предусмотренные настоящим Порядком требования к проектам правовых актов обязательны для разработчиков.
Невыполнение указанных в настоящем пункте требований является основанием для отказа в проведении правовой экспертизы и возвращении проекта правового акта на доработку.
1.5. В случае необходимости проект правового акта направляется разработчиком в Прокуратуру города Севастополя для проведения проверки соответствия данного проекта действующему законодательству.
2. Проведение правовой экспертизы проектов правовых актов
2.1. Правовая экспертиза проводится в целях определения соответствия проектов правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу города Севастополя, иным правовым актам более высокой юридической силы и, в необходимых случаях, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
2.2. При проведении правовой экспертизы:
1) выявляется соответствие правовых оснований, обусловливающих издание правового акта, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве и законодательстве города Севастополя;
2) проверяется соблюдение компетенции на издание правового акта (устанавливается во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом, законом города Севастополя, подзаконным актом разработан правовой акт, определяются полномочия Директора Департамента финансов);
3) дается оценка целей и предмета правового регулирования проекта правового акта;
4) проверяется соблюдение требований законодательства, устанавливающих вид, в котором подлежит изданию правовой акт, условий введения правового акта в действие (вступления в силу, опубликования).
2.3. Правовая экспертиза проекта правового акта должна обеспечивать его анализ по принципу системности права, включающий:
- структурирование регулируемых правоотношений по отрасли, подотрасли, институтам;
- установление взаимоотношений проекта правового акта и соответствующих правовых актов по их юридической силе;
- соответствие по целям и непротиворечивость по содержанию проекта правового акта и действующих правовых актов;
- изменение действующих правовых актов в связи с принятием нового правового акта.
2.4. По результатам проведения правовой экспертизы проект правового акта визируется начальником отдела правовой работы либо лицом, его замещающим, или готовится заключение.
Возврат проекта правового акта для доработки при наличии замечаний, предложений, которые указываются Отделом правовой работы непосредственно в тексте проекта правового акта, может быть осуществлен путем передачи проекта правового акта разработчику под подпись его представителя.
2.5. Правовая экспертиза проекта правового акта проводится в течение 3 рабочих дней после дня его поступления в Отдел правовой работы.
Повторная правовая экспертиза проекта правового акта проводится в течение 1 рабочего дня, следующего за днем поступления проекта правового акта в Отдел правовой работы, в случае устранения разработчиком замечаний, выявленных Отделом правовой работы при проведении правовой экспертизы проекта правового акта.
При повторном (последующем) представлении проекта правового акта в Отдел правовой работы без приложения проекта правового акта в ранее рассмотренной Отделом правовой работы редакции правовая экспертиза проводится заново в срок, предусмотренный пунктом 2.5 настоящего Порядка.
3. Проведение юридико-технической экспертизы проектов правовых актов
3.1. Юридико-техническая экспертиза проектов правовых актов проводится Отделом правовой работы в рамках правовой экспертизы.
3.2. Юридико-техническая экспертиза проводится в целях определения качества проектов правовых актов и их соответствия юридико-техническим требованиям.
3.3. При проведении юридико-технической экспертизы проекты правовых актов подлежат рассмотрению с учетом основных правил юридической техники, установленных в главе 3 Закона города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", соответствующих требований Регламента Правительства Севастополя и Инструкции по делопроизводству.
3.4. Юридико-техническая экспертиза проектов правовых актов включает оценку системы:
1) технических средств, к которым относятся:
- юридическая терминология (словесно-документальное выражение понятий);
- юридические конструкции (построение проекта правового акта, складывающееся из структурных элементов правовых норм, соотношения правовых норм по форме предписываемого поведения путем дозволения, обязывания, запрещения, ответственности субъектов правоотношений и т.п., установления механизма реализации положений проекта правового акта);
2) технических приемов, к которым относятся:
- способы оформления проекта правового акта с помощью официальных реквизитов;
- структурная организация текста проекта правового акта (наиболее целесообразное расположение его структурных единиц - разделов, пунктов, подпунктов и т.д.);
- система внутренних и внешних отсылок;
3) технических правил, к которым относятся:
- ясность, четкость и доступность изложения положений проекта правового акта;
- взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство положений проекта правового акта;
- логическая последовательность, развитие и завершенность содержания общего текста;
- сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых норм;
- допустимая степень дублирования правовых норм актов более высокой юридической силы;
- исключение неоправданных повторов правовых норм;
- тематическая ограниченность, соответствие предмету регулирования;
- обеспечение устойчивой повторяемости словосочетаний и оборотов речи и т.п.
3.5. При оценке юридических терминов (понятий) проекта правового акта необходимо проанализировать соблюдение следующих требований к терминологии:
- обеспечение единства терминов (понятий) проекта правового акта с общепринятыми терминами (понятиями) и с терминами (понятиями), используемыми в федеральном законодательстве и законодательстве города Севастополя;
- наличие в проекте правового акта определений терминов (понятий) в случае использования терминов (понятий), не являющихся общепринятыми, или терминов (понятий), отсутствующих в федеральном законодательстве и законодательстве города Севастополя;
- смысловая однозначность, предполагающая использование в проекте правового акта одного и того же термина (понятия) в одном и том же значении, недопущение различного понимания и толкования.
3.6. Соблюдение правил логического мышления должно обеспечиваться в проектах правовых актов следованием условиям разумности, последовательности, определенности, основным законам формальной логики: тождества, противоречия (непротиворечия), исключенного третьего и достаточного основания, правилу определения понятий через ближайший род и видовое отличие и т.п.
3.7. Необходимо учитывать, что воспроизведение (дублирование) в проекте правового акта положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, не свидетельствует о его незаконности; воспроизведение норм, содержащихся в федеральном законодательстве и законодательстве города Севастополя, допускается в случаях, когда их использование обусловлено необходимостью упорядоченного изложения положений проекта правового акта.
При воспроизведении (дублировании) в проекте правового акта положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, необходимо не допускать частичное воспроизведение норм законодательства или их интерпретацию, которые могут привести к иному правовому регулированию, пониманию и толкованию.
3.8. Результатом проведения юридико-технической экспертизы проекта правового акта, в зависимости от результата проведения правовой экспертизы, оформленного согласно пункту 2.5 настоящего Порядка, может являться:
- визирование проекта правового акта начальником отдела правовой работы либо лицом, его замещающим, или отражение результата проведения юридико-технической экспертизы в заключении, подготовленном по итогам проведения правовой экспертизы;
- возврат проекта правового акта для доработки отдельных положений, замечания, предложения к которым указываются Отделом правовой работы непосредственно в тексте проекта правового акта, путем передачи проекта правового акта разработчику под подпись его представителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента финансов г. Севастополя от 16 апреля 2021 г. N 72 "Об утверждении Порядка проведения правовой и юридико-технической экспертиз проектов правовых актов, поступающих в отдел правовой работы Управления правового, кадрового и организационного обеспечения Департамента финансов города Севастополя"
Вступает в силу с 16 апреля 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Департамента финансов г. Севастополя (https://fin.sev.gov.ru/) 16 апреля 2021 г.