Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 декабря 2020 г. N 03-15-06/105995
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты страховых взносов с сумм возмещения работникам расходов со стоимости исследования на предмет наличия у них коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и сообщает следующее.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.
При этом, в подпункте 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, поименованы все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях предупреждения, в том числе инфекционных заболеваний.
В соответствии с пунктом а.2 статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Исходя из положений пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 "Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" установлено, что граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пункте 8 (в частности, должностное лицо, определяемое законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения) и в пункте 9 статьи 4.1 Федерального закона N 68, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, согласно пунктам 2.4, 2.5 и 2.6 Требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, Приложения 6 к указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" работодатель обязан обеспечить проведение исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении не менее 10 процентов работников в период с 1 июня 2020 года в течение каждых 15 календарных дней.
Таким образом, учитывая, что организация работодателями г. Москвы проведения исследований работников на предмет наличия у них новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) направлено на выполнение требований действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения нормальных (безопасных) условий труда работников и соблюдения требований режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также не связано с выплатами в пользу работников, то оплата организацией стоимости данного исследования по договору с медицинским учреждением, допущенным к проведению такого исследования в соответствии с законодательством Российской Федерации, не признается объектом обложения страховыми взносами.
При этом осуществление работодателями г. Москвы выплат в пользу работников в виде компенсации их расходов по проведению исследований на предмет наличия у них новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в медицинских учреждениях, не предусмотрено в вышеупомянутых Требованиях для обеспечения нормальных (безопасных) условий труда работников, и в связи с этим такие суммы не могут быть отнесены к компенсационным выплатам, связанным с выполнением трудовых обязанностей, упомянутым в статье 422 Налогового кодекса, и будут облагаться страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 декабря 2020 г. N 03-15-06/105995
Текст письма опубликован не был