Большая путаница с маленькой разницей
Чтобы защитить себя от инфляции, фирмы заключают договоры в условных единицах. Чаще всего - это доллары или евро. Закон это не запрещает, однако цены, установленные в валюте, нужно пересчитать в рубли. Особенно много хлопот доставляют бухгалтеру суммовые разницы.
До первой звезды
Многие бухгалтеры до сих пор помнят, как учитывали суммовые разницы в "старые добрые времена". Все было элементарно. Товары или материалы приходовали по одному курсу, оплачивали по другому курсу, а разницу между стоимостью товара и суммой оплаты относили на увеличение или уменьшение их стоимости.
Ситуация изменилась, когда вступило в силу ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утверждено приказом Минфина от 9 июня 2001 г. N 44н).
Этот документ предписывает увеличивать или уменьшать стоимость всех товаров и материалов на суммовые разницы, "возникающие до принятия материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету".
Чиновники Минфина не привели в положении ни одного примера такой ситуации. Поэтому бухгалтеры могли лишь догадываться, когда возникают суммовые разницы, а когда нет.
На самом деле это возможно вот в каком случае: товар должен быть оплачен авансом, а договорная стоимость определяться по курсу, действующему на день его отгрузки. Ведь если стоимость товаров будет известна уже в момент оплаты, то суммовая разница просто не возникнет.
Если по договору покупатель оплачивает товар после его отгрузки по курсу, действующему на день перечисления денег, возникающие разницы также не будут суммовыми и не повлияют на первоначальную стоимость товаров.
Рассмотрим эти ситуации на следующем примере.
Пример.
ЗАО "Актив" приобрело товары. Их договорная стоимость составляет 2000 долл. США. Чтобы упростить пример, предположим, что товар не облагается НДС.
Вариант 1. В договоре поставки сказано, что "Актив" должен оплатить товар авансом. При этом его окончательная стоимость определяется по курсу, действующему на день отгрузки продавцом.
Предположим, что курс доллара США составлял:
- на день перечисления предоплаты - 28 руб./USD;
- на день отгрузки товара продавцом и его оприходования покупателем - 29 руб./USD.
Бухгалтер "Актива" сделал следующие проводки:
Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" Кредит 51
- 56 000 руб. (2000 USD x 28 руб./USD) - перечислен аванс поставщику;
- 58 000 руб. (2000 USD x 29 руб./USD) - оприходован товар;
Дебет 60 Кредит 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным"
- 56 000 руб. - зачтен ранее перечисленный "Активом" аванс.
Возникшая в учете суммовая разница в размере 2000 руб. (58 000 - 56 000) автоматически увеличила стоимость товара. Фирма "Актив" доплатила деньги своему поставщику.
Бухгалтер сделал проводку:
- 2000 руб. - перечислена суммовая разница между суммой аванса и ценой товара.
Вариант 2. Как и в предыдущем варианте, "Актив" должен оплатить товар авансом. Но по договору стоимость товара определяют по курсу, действующему на день перечисления предоплаты.
Бухгалтер "Актива" сделал проводки:
Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" Кредит 51
- 56 000 руб. - перечислен аванс поставщику;
- 56 000 руб. - оприходован товар;
Дебет 60 Кредит 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным"
- 56 000 руб. - зачтен аванс.
Первоначальная стоимость товара сформирована в момент перечисления денег. Поэтому никакой разницы не возникает.
Вариант 3. В договоре сказано, что "Актив" оплачивает товар после его отгрузки по курсу, действующему на день перечисления денег.
Предположим, что курс доллара США составлял:
- на день оприходования товара - 28 руб./USD;
- на день оплаты - 29 руб./USD.
Бухгалтер "Актива" сделал следующие проводки:
- 56 000 руб. - оприходован товар;
- 58 000 руб. - оплачен товар.
Возникающую в этом случае разницу Минфин суммовой не признает.
Как ее называть, чиновники пока не придумали. В стоимость товара ее не включают, а отражают проводкой:
- 2000 руб. - отражена разница между ценой товара и суммой оплаты.
До последней бумажки
Правильный учет суммовых разниц зависит и от того, как будут оформлены первичные документы. Так, в первой и третьей ситуациях счет-фактуру лучше оформить в долларах США. Во втором варианте счет-фактуру следует заполнить в рублях по курсу, действующему на день перечисления денег.
С накладными посложнее. Их можно выписать только в рублях. Поэтому в первом и третьем вариантах заполните накладные по курсу на день отгрузки товаров, во втором - на дату оплаты. На разницу, которая возникает в третьей ситуации, никаких документов, кроме дополнительного счета-фактуры, оформлять не нужно.
Внимание
В налоговом учете создавать резерв по сомнительным долгам могут только фирмы, которые при расчете налога на прибыль определяют выручку от реализации по методу начисления. Кроме того, резерв нельзя создать по долгам в виде процентов по долговым обязательствам (п. 3 ст. 266 НК).
И. Стручков,
эксперт "Практической бухгалтерии"
"Расчет", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru