Решение Верховного Суда РФ от 29 марта 2021 г. N АКПИ20-1043
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. N АПЛ21-214 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Глазковой А.В.
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Веселкова Андрея Юрьевича о признании недействующими разъяснений Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 сентября 2020 г. N 13/4-7633,
установил:
заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГУ ОБДД МВД России) в ответ на обращение начальника Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве (далее - УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве) по вопросу возможности присвоения государственного регистрационного номера, ранее признанного недействительным, при возобновлении государственного учета транспортного средства 7 сентября 2020 г. в письме N 13/4-7633 (далее - Письмо) сообщил, что в соответствии с пунктом 67 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764 (далее - Правила), возобновление государственного учета транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 68 Правил, осуществляется с присвоением государственного регистрационного номера. При этом государственные регистрационные знаки, признанные недействительными, могут быть исключены из числа разыскиваемых и сохранены за транспортным средством лишь в отношении транспортного средства, учет которого прекращен в связи со смертью владельца транспортного средства. В связи с изложенным при возобновлении государственного учета транспортных средств, право собственности на которые перешло владельцу в результате совершенной сделки, правовые основания применения данных положений отсутствуют.
Веселков А.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими разъяснений, изложенных в Письме, полагая их не соответствующими действительному смыслу положений абзаца второго пункта 67 Правил и статей 8 и 18 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
В обоснование требования административный истец указал, что в ответе на его обращения по вопросу возможности присвоения государственного регистрационного номера, ранее признанного недействительным, при возобновлении государственного учета транспортного средства от 10 сентября 2020 г. N 3/207712816053 начальник УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве Дроганов Ю.А. сослался на официально полученные разъяснения ГУОБДД МВД России, согласно которым при возобновлении государственного учета транспортных средств, право собственности на которые перешло владельцу в результате совершенной сделки, правовые основания применения положений пункта 67 Правил отсутствуют.
По мнению административного истца, Письмо, содержащее указанные разъяснения, является нормативным правовым актом, рассчитанным на неоднократное его применение, затрагивающим права неопределенного круга лиц, направлено во все подразделения ГИБДД МВД России для их обязательного применения, ограничивает его право пользования транспортным средством.
В судебном заседании административный истец и его представитель Постников Р.А. поддержали заявленное требование.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) в возражениях на административный иск указало на то, что Письмо не является нормативным правовым актом, указанием или распоряжением главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, а выражает мнение должностного лица ГУОБДД МВД России по конкретному вопросу, которое соответствует приведенным в нем положениям пункта 67 Правил.
Представители МВД России Сафонова Ю.Б., Фомочкин С.А. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленного требования.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменном отзыве на административное исковое заявление сообщило, что Письмо не обладает признаками, характеризующими нормативный правовой акт, не может являться основанием для правового регулирования соответствующих общественных отношений, и заявило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав стороны, обсудив доводы, изложенные в письменном отзыве заинтересованного лица, проверив наличие у оспариваемого акта нормативных свойств и их соответствие действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
МВД России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел (пункт 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699 (далее - Положение).
Согласно подпункту 27 пункта 11 Положения МВД России формирует государственную политику в области безопасности дорожного движения и участвует в реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения, осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, государственный контроль и надзор за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств; участвует в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в техническом осмотре автобусов.
Федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) (пункт 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 (далее - Положение о Госавтоинспекции).
На Госавтоинспекцию возложены обязанности по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдаче регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также по выдаче паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с последующим уведомлением граждан о принятых решениях в установленный законодательством Российской Федерации срок (подпункты "в" и "ч" пункта 11 Положения о Госавтоинспекции).
Руководитель подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне является по должности главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации (пункт 6 Положения о Госавтоинспекции).
На основании пункта 171 Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 17 октября 2013 г. N 850 (далее - Регламент МВД России), порядок работы с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами граждан и организаций в МВД России регламентируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и МВД России.
Согласно названному регламенту в ответах МВД России могут содержаться разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, если на МВД России возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина (пункт 176).
Ответ УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве от 10 сентября 2020 г. N 3/207712816053 за подписью начальника УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве Дроганова Ю.А., в котором имеется указанная ссылка на разъяснения ГУ ОБДД МВД России, направлен административному истцу в связи с его обращением по вопросу регистрации транспортного средства в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ.
Соответствующая позиция была представлена в Письме в ответ на обращение УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве от 2 сентября 2020 г. N 45/36889 по данному вопросу.
Таким образом, Письмо, направленное в УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, не является нормативным правовым актом, указанием или распоряжением главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, а является мнением должностного лица ГУ ОБДД МВД России по конкретному вопросу.
Правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, регламентированы Федеральным законом N 283-ФЗ.
Регистрационное действие по смыслу части 1 статьи 10 данного закона представляет собой действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.
К регистрационным действиям также относятся: прекращение государственного учета транспортного средства - включение в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении и возобновление государственного учета транспортного средства - отмена ранее принятого решения о прекращении государственного учета транспортного средства (пункты 3 и 4 части 4 статьи 10 Федерального закона N 283-ФЗ).
Статьей 18 Федерального закона N 283-ФЗ установлены основания прекращения и возобновления государственного учета транспортного средства. Государственный учет транспортного средства прекращается: по заявлению владельца транспортного средства; по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства (пункты 1 и 2 части 1).
Согласно пункту 3 части 1 указанной статьи закона государственный учет транспортного средства прекращается при наличии сведений о смерти владельца транспортного средства.
Статье 18 Федерального закона N 283-ФЗ корреспондируют пункты 56-61 Правил, определяющие основания прекращения государственного учета транспортного средства.
Прекращение государственного учета транспортного средства по заявлению владельца транспортного средства осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления о проведении регистрационного действия, поданного владельцем транспортного средства или его представителем (пункт 56 Правил).
Пунктом 57 Правил определено, что прекращение государственного учета транспортного средства в случае его отчуждения осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем.
На основании пункта 58 Правил прекращение государственного учета транспортного средства при наличии сведений о смерти владельца транспортного средства либо о ликвидации юридического лица, являющегося владельцем транспортного средства, или о прекращении физическим лицом, являющимся владельцем транспортного средства, деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также при наличии сведений о прекращении опеки (попечительства) над собственником транспортного средства осуществляется регистрационным подразделением на основании решения уполномоченного должностного лица регистрационного подразделения.
С учетом положений пункта 61 Правил при прекращении государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктами 56, 58-60 Правил государственные регистрационные знаки, за исключением принятых регистрационными подразделениями на сохранение, и регистрационные документы признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением в соответствующие разыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции.
На основании пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 283-ФЗ владелец транспортного средства имеет право на сохранение за собой присвоенного транспортному средству государственного регистрационного номера или передачу его с отчуждаемым транспортным средством, при этом новый владелец транспортного средства имеет право в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, принять транспортное средство с имеющимся государственным регистрационным номером либо заменить его при совершении регистрационного действия.
Пунктом 44 Правил установлено, что сохранение государственного регистрационного номера осуществляется на основании соответствующего волеизъявления владельца транспортного средства, за которым оно было зарегистрировано, содержащегося в заявлении о проведении регистрационного действия, в результате которого он высвобождается. Сведения о сохранении государственного регистрационного номера вносятся регистрационным подразделением в соответствующие банки данных. После совершения регистрационных действий государственный регистрационный знак остается у владельца транспортного средства.
Срок сохранения государственного регистрационного номера составляет 1 год со дня проведения регистрационного действия, в результате которого он был сохранен, либо со дня прекращения государственного учета транспортного средства (пункт 45 Правил).
Таким образом, ранее присвоенные регистрационные номера могут быть сохранены за автомобилем, если прежний владелец транспортного средства в заявлении на проведение регистрационного действия не выразил волеизъявление о сохранении за ним данных регистрационных номеров.
Вместе с тем при прекращении государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктом 57 Правил государственные регистрационные знаки и регистрационные документы признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением в соответствующие разыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции по истечении 10 дней со дня отчуждения транспортного средства (абзац второй пункта 61 Правил).
Частью 2 статьи 18 Федерального закона N 283-ФЗ установлено, что возобновление государственного учета транспортного средства осуществляется по заявлению его владельца при наличии для этого установленных законодательством Российской Федерации оснований.
Возобновление государственного учета транспортного средства в случае признания действий, связанных с прекращением государственного учета транспортного средства, незаконными или необоснованными осуществляется на основании решения суда либо решения, принимаемого вышестоящим должностным лицом регистрационного подразделения или регистрирующего органа (часть 3 статьи 18 Федерального закона N 283-ФЗ).
Согласно пункту 62 Правил возобновление государственного учета транспортного средства осуществляется путем внесения регистрационным подразделением записи в государственный реестр транспортных средств о возобновлении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении.
Возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктами 57 и 58 Правил, осуществляется за новым владельцем транспортного средства в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 63 Правил (пункт 64 Правил).
В соответствии с абзацем вторым пункта 63 Правил возобновление государственного учета транспортного средства в случае перехода права собственности на него или изменения владельца транспортного средства осуществляется за новым владельцем транспортного средства. При этом помимо документов, указанных в абзаце первом пункта 63, представляются документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство, и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также проводится осмотр транспортного средства.
Как указано в пункте 67 Правил, возобновление государственного учета транспортного средства производится регистрационным подразделением по месту обращения владельца транспортного средства с выдачей нового регистрационного документа и паспорта транспортного средства (при отсутствии электронного паспорта). Возобновление государственного учета транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 68 Правил, осуществляется с присвоением государственного регистрационного номера. При возобновлении государственного учета транспортного средства, учет которого прекращен в связи со смертью владельца транспортного средства в соответствии с пунктом 58 Правил, при наличии волеизъявления нового владельца государственные регистрационные знаки, признанные в соответствии с пунктом 61 Правил недействительными и внесенные регистрационным подразделением в соответствующие разыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции, исключаются из числа разыскиваемых и сохраняются за транспортным средством.
Таким образом, абзацем вторым пункта 67 Правил установлена возможность сохранения государственных регистрационных знаков транспортного средства при наличии волеизъявления нового владельца в случае возобновления государственного учета транспортного средства, если прекращение государственного учета транспортного средства осуществлено на основании сведений о смерти бывшего владельца транспортного средства в соответствии с пунктом 58 Правил.
Выводы, изложенные в Письме, касаются ситуации, в которой владельцами транспортных средств являются граждане, получившие право собственности на транспортное средство не в порядке наследования по закону, а посредством заключения сделки с прежним собственником до его смерти и не подавшие в установленные законодательством сроки заявление в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные, что соответствует приведенным выше положениям Федерального закона N 283-ФЗ и Правил.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
Письмо не обладает названными признаками нормативного правового акта, а также признаками акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, не содержит норм права, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений. Вместе с тем в нем не содержится и положений, противоречащих приведенным нормативным правовым актам.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 5 статьи 217 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый акт полностью или в части не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений.
Руководствуясь статьями 175-180, 217 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Веселкова Андрея Юрьевича о признании недействующими разъяснений Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 сентября 2020 г. N 13/4-7633 отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 29 марта 2021 г. N АКПИ20-1043
Текст решения опубликован не был