Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 апреля 2021 г. N 9-КАД20-17-К1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Щебета Владимира Чеславовича на решение Советского районного суда г. Нижний Новгород от 7 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 18 декабря 2019 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2020 года по административному делу N 2а-3548/2019 по административному исковому заявлению Щебета В.Ч. к министерству строительства Нижегородской области о признании незаконным решения от 12 июля 2019 года об отказе во включении в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов на территории Нижегородской области, и о возложении обязанности принять решение о включении его в названный реестр.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения Щебета В.Ч. и его представителя Дмитриевой М.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
9 марта 2005 года между Щебетом В.Ч. и обществом с ограниченной ответственностью "Григорьев и Ко" (далее - ООО "Григорьев и Ко", Общество) заключён договор соинвестирования N 02/07-05, согласно условиям которого определено его участие как соинвестора в финансировании строительства жилого помещения площадью 118,60 кв.м, находящегося в ... подъезде на ... этаже (квартира ...) дома на земельном участке, расположенном по адресу: г. ..., строительный адрес: ул. ... - по утверждённой проектно-сметной документации, в результате которого возникает право собственности на указанное жилое помещение; срок сдачи объекта государственной приёмочной комиссии 2-й квартал 2006 года; общий объём финансирования составляет 1 636 680 руб.
В рамках исполнения предусмотренных договором обязательств Щебет В.Ч. внёс денежные средства в сумме 1 636 680 руб.
Заочным решением Советского районного суда г. Нижний Новгород от 16 января 2017 года исковые требования Щебета В.Ч. о расторжении договора купли-продажи, взыскании денежных средств удовлетворены частично. Расторгнут договор соинвестирования от 9 марта 2005 года N 02/07-05, взысканы денежные средства в размере 1 636 680 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами, штраф и судебные расходы.
9 января 2019 года судебным приставом-исполнителем специализированного отдела по особым исполнительным производствам вынесено постановление об окончании возбуждённого по исполнительному листу, выданному на основании приведённого выше судебного акта, исполнительного производства в связи с невозможностью установить местонахождение ООО "Григорьев и Ко" (должника в исполнительном производстве), его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 23 июля 2019 года ООО "Григорьев и Ко" является действующим юридическим лицом. Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 10 июня 2013 года процедура конкурсного производства в отношении общества прекращена в связи с заключением 31 мая 2013 года мирового соглашения с кредиторами - гражданами, пострадавшими от действий (бездействия) общества, привлекшего денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов на территории Нижегородской области.
Щебет В.Ч. 4 июля 2019 года обратился в министерство строительства Нижегородской области с заявлением о включении его в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов на территории Нижегородской области (далее - Реестр).
Решением названного органа исполнительной власти от 12 июля 2019 года Щебету В.Ч. во включении в Реестр отказано как лицу, не имеющему в соответствии с пунктом 4.1 Порядка формирования и ведения реестра граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области, утверждённого постановлением Правительства Нижегородской области от 2 февраля 2016 года N 35 (далее также - Порядок), права на включение в Реестр (подпункт "а" пункта 4.4 Порядка).
Щебет В.Ч., не согласившись с таким решением, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным и возложении обязанности включить заявителя в Реестр.
Решением Советского районного суда г. Нижний Новгород от 7 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 18 декабря 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2020 года указанные судебные акты оставлены без изменения, кассационная жалоба Щебета В.Ч. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной Щебетом В.Ч. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос о её передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2020 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами такие нарушения допущены.
Отказывая в удовлетворении заявленных Щебетом В.Ч. требований, суды нижестоящих инстанций, сославшись на положения Закона Нижегородской области от 1 октября 2015 года N 144-З "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, и некоммерческих организаций, созданных лицами, пострадавшими от действий (бездействия) таких застройщиков, на территории Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области от 1 октября 2015 года N 144-З), нормы Порядка, исходили из того, что материалы административного дела не содержат документов, подтверждающих момент прекращения исполнения обязательств Обществом и истечения с этого момента полутора лет. Кроме того, признавая обжалуемое решение об отказе во включении в Реестр законным суды, сослались на то, что согласно акту межведомственной комиссии, принимающей решения о наличии либо об отсутствии фактов прекращения застройщиком выполнения обязательств по строительству многоквартирного дома на территории Нижегородской области (далее - Комиссия) от 10 июля 2019 года, установить факт прекращения выполнения ГОУ ВПО "Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, ООО "Григорьев и Ко" обязательств по строительству жилого дома ... (номер по генплану) на земельном участке, расположенном по адресу: г. ... не представляется возможным.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласиться с данными выводами судов нижестоящих инстанций не может.
Отношения, связанные с предоставлением мер государственной поддержки гражданам Российской Федерации - участникам реализации инвестиционных проектов по строительству многоквартирных домов и гражданам - участникам долевого строительства многоквартирных домов на территории Нижегородской области, перед которыми застройщики, привлекающие денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, не выполнили свои обязательства по завершению строительства многоквартирных домов и которые пострадали от действий (бездействия) застройщиков, до 9 июля 2020 года регулировал Закон Нижегородской области от 1 октября 2015 года N 144-З.
Статья 3 названного закона, касающаяся вопросов порядка учёта граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков (далее - граждане), установила, что Реестр формируется и ведётся в соответствии с нормативным правовым актом, принятым Правительством Нижегородской области (часть 1), каковым является Порядок формирования и ведения реестра граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области, утверждённый постановлением Правительства Нижегородской области от 2 февраля 2016 года N 35.
В силу положений пункта 4.4 Порядка одним из оснований для отказа включить гражданина в Реестр является обращение с заявлением лица, не имеющего такого права в соответствии с пунктом 4.1 данного Порядка, согласно которому включению в Реестр подлежат граждане при соблюдении условий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 3 Закона Нижегородской области от 1 октября 2015 года N 144-З.
Часть 2 статьи 3 названного регионального закона устанавливает условия, при соблюдении одного из которых граждане, заключившие договоры (соглашения) об участии в реализации инвестиционных проектов по строительству многоквартирных домов либо договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов, а также договоры об уступке прав требования по указанным договорам (соглашениям), предметом которых являются жилые помещения (далее - объект долевого строительства), включаются в Реестр.
Одним из таких условий является право требования гражданина к застройщику, вытекающее из заключённого договора (соглашения), подтверждённое в судебном порядке и не исполненное в рамках исполнительного производства, со дня окончания которого прошло не более трёх лет (пункт 2).
Материалы дела содержат доказательства наличия у Щебета В.Ч. такого условия (копия судебного акта о взыскании денежных сумм с ООО "Григорьев и Ко", внесённых административным истцом по договору соинвестирования в строительство жилого помещения, копия постановления судебного пристава-исполнителя от 9 января 2019 года об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, содержащего информацию об остатке долга в сумме 5 412 351,99 руб.).
Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривалось.
Согласно части 3 статьи 3 Закона Нижегородской области от 1 октября 2015 года N 144-З включению в Реестр подлежат граждане, заключившие договоры (соглашения), связанные с привлечением денежных средств для строительства многоквартирного дома, застройщик которого исключён из Единого государственного реестра юридических лиц либо прекратил выполнение обязательств по строительству многоквартирного дома, что подтверждается соответствующим актом комиссии, созданной уполномоченным органом, если с момента прекращения выполнения обязательств по строительству многоквартирного дома до момента рассмотрения вопроса о включении в Реестр гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика, прошло не менее чем полтора года.
Действительно, в акте комиссии от 10 июля 2019 года, представленном в материалы дела в качестве доказательства законности отказа включить Щебета В.Ч. в Реестр, отсутствует заключение о прекращении более полутора лет назад Обществом выполнения обязательств по строительству многоквартирного дома в связи с невозможностью, по мнению членов Комиссии, установить такой факт.
В то же время, как следует из содержания этого акта, Комиссия на основании представленных документов установила следующие факты:
- земельный участок, находящийся в федеральной собственности, на котором должен располагаться объект недвижимости, являющийся предметом договора соинвестирования от 9 марта 2005 года между Щебетом В.Ч. и ООО "Григорьев и Ко", с 1993 года находился в постоянном (бессрочном) пользовании у Нижегородского политехнического института (ГОУ ВПО "Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, далее - Университет);
- 1 июня 2004 года между Университетом и ООО "Григорьев и Ко", заключён инвестиционный договор N 2-И, предметом которого являлось участие сторон в строительстве многоквартирного дома на этом участке;
- распоряжением администрации г. Нижний Новгород от 1 декабря 2005 года Университету дано разрешение на строительство нулевого цикла жилого дома на указанном выше земельном участке;
- в связи с тем, что реализация инвестиционного проекта на обозначенном земельном участке не осуществлялась, решением Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, от 30 сентября 2014 года он передан в распоряжение Нижегородской области для жилищного строительства;
- на основании договора от 28 сентября 2015 года земельный участок предоставлен в аренду ООО "Девелоперская компания "Квартстрой-НН";
- 15 апреля 2016 года ООО "ЖК "Университетский" дано разрешение на строительство на данном земельном участке объекта "5-7-9-этажный жилой дом с конторскими помещениями и подземной автостоянкой".
Изложенные в акте сведения подтверждаются соответствующими документами, представленными в материалы дела.
Так, согласно договору инвестирования от 1 июня 2004 года, заключённому между Университетом и ООО "Григорьев и Ко", заказчиком строительства жилого дома на земельном участке по адресу: г. ... - являлся Университет.
Из письма Губернатора Нижегородской области от 22 августа 2012 года N 211-9302/12-1-2 следует, что на указанном земельном участке, правообладателем которого является Университет, реализация инвестиционных проектов не ведётся, а также в данном письме содержится информация о признании в 2006 году судебным решением недействительным договора инвестирования от 1 июня 2004 года, в рамках которого ООО "Григорьев и Ко" привлечены средства граждан.
Из разрешения на строительство от 15 апреля 2016 года усматривается, что оно дано в отношении объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г. ..., застройщиком является ООО "ЖК "Университетский", срок его действия до 20 апреля 2018 года.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о прекращении Университетом как застройщиком и, соответственно, Обществом как инвестором выполнения обязательств по строительству многоквартирного дома на обозначенном земельном участке в течение длительного времени, явно превышающего полтора года.
Между тем данным обстоятельствам при рассмотрении дела правовой оценки дано не было.
В нарушение требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оставлены без правовой оценки объяснения административного ответчика, изложенные в отзыве на административное исковое заявление и высказанные в ходе судебного заседания 7 октября 2019 года, согласно которым на земельном участке дом отсутствует, его строительство не начиналось.
В связи с этим является необоснованным вывод судов, о правомерности указания, содержащегося в акте Комиссии от 10 июля 2019 года, о невозможности установить факт прекращения Университетом и Обществом обязательств по строительству дома в связи с передачей земельного участка в пользование иному лицу для реализации другого проекта жилищного строительства.
При этом следует учесть, что сведений об участии Щебета В.Ч. в этом новом проекте не имеется.
Суды при разрешении заявленных административным истцом требований, формально применили положения части 3 статьи 3 Закона Нижегородской области от 1 октября 2015 года N 144-З, ограничились констатацией факта отсутствия в акте Комиссии вывода о прекращении Университетом и ООО "Григорьев и Ко" выполнения обязательств по строительству многоквартирного дома, что, по мнению судов, является обязательным условием для включения Щебета В.Ч. в Реестр.
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемлённым (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П и др.).
Формальный подход тем более не допустим в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учёта всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение Советского районного суда г. Нижний Новгород от 7 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 18 декабря 2019 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2020 года подлежат отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления Щебета В.Ч. о признании незаконным и об отмене решения министерства строительства Нижегородской области от 12 июля 2019 года об отказе Щебету В.Ч. во включении в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов на территории Нижегородской области.
При этом Судебная коллегия, учитывая требования пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти субъекта Российской Федерации и принимать конкретное решение по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, приходит к выводу о том, что для устранения допущенного нарушения прав и свобод административного истца необходимо возложить на административного ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления Щебета В.Ч. о включении в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Советского районного суда г. Нижний Новгород от 7 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 18 декабря 2019 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2020 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления Щебета Владимира Чеславовича.
Признать незаконным и отменить решение министерства строительства Нижегородской области от 12 июля 2019 года об отказе во включении Щебета В.Ч. в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов на территории Нижегородской области. Возложить на министерство строительства Нижегородской области обязанность повторно рассмотреть заявление Щебета В.Ч. о включении его в реестр пострадавших граждан-участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 апреля 2021 г. N 9-КАД20-17-К1
Текст определения опубликован не был