Правомерно ли включение в налоговую базу по налогу на прибыль расходов организации по оплате услуг по техническому учету и технической инвентаризации, проведенных структурными подразделениями органов местного самоуправления либо соответствующими муниципальными организациями, созданными органами местного самоуправления?
Подпунктом 40 п. 1 ст. 264 НК РФ определено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относится в том числе оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости. Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4.12.2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности является Госстрой России. В соответствии с п.п. "в" ст. 4 положения "Об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности", утвержденного этим постановлением (далее - Положение), уполномоченный орган государственного регулирования в сфере государственного технического надзора и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности осуществляет назначение организаций, уполномоченных на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации, а также определение номенклатуры объектов, учет и инвентаризацию которых осуществляют указанные организации. Государственный технический учет и техническую инвентаризацию проводят специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные на осуществление этой деятельности Госстроем России (п. 5 Положения).
Вместе с тем следует учитывать, что Верховный суд Российской Федерации в решении от 16.05.01 г. N ГКПИ01-481 в части, касающейся обжалования предписания п. 5 Положения как ограничивающего закрепленные в законе права органов местного самоуправления по проведению государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости, установил следующее. В соответствии с абзацем 5 п. 1 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в ведении муниципальных предприятий в области градостроительства находятся организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований. В то же время ни Кодекс, ни другие федеральные законы не наделяют органы местного самоуправления полномочиями в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Более того, в абзаце 7 п. 1 ст. 23 Кодекса особо указано, что организация ведения государственного градостроительного кадастра (включающего сведения из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности) и мониторинга объектов градостроительной деятельности находится в ведении муниципальных образований лишь в случаях наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями. При таких обстоятельствах оспариваемое предписание п. 5 Положения не противоречит закону и не нарушает прав органов местного самоуправления по организации и проведению инвентаризации земель и других объектов недвижимости муниципальных образований. Органы местного самоуправления вправе осуществлять данную деятельность своими структурными подразделениями либо создавать соответствующие муниципальные организации.
Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе относить к прочим расходам, принимаемым в целях налогообложения прибыли, оплату услуг по техническому учету и технической инвентаризации, проведенных как специализированными государственными унитарными предприятиями или учреждениями (службами, управлениями, бюро), уполномоченными на осуществление этой деятельности Госстроем России, так и соответствующими муниципальными организациями в случаях наделения органов местного самоуправления полномочиями по организации ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности. При этом указанные расходы должны отвечать нормам п. 1 ст. 252 НК РФ.
О.В. Светлова,
главный налоговый инспектор,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 сентября 2004 г.
"Аудиторские ведомости", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а