Решение Самарского областного суда от 15 апреля 2021 г. N 3а-665/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-665/2021 по административному исковому заявлению Б.Г.В. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
Б.Г.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, исключить нежилое здание из Перечней бессрочно.
Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включено нежилое здание, не отвечающее критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данное здание является баней, используемой для личных целей. Полагает, что включение указанного объекта недвижимости в Перечни незаконно, нарушает ее права, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца, по устному ходатайству Б.В.Н. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что объект недвижимости с наименованием "баня" позволяет его отнести у объектам бытового обслуживания, в связи с этим министерство включило его в Перечни правомерно на основании пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить частично.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства от 29 октября 2018 года N 1608 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Приказом министерства от 7 октября 2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2019 год, в пункт N Перечня на 2020 год.
Приказ министерства от 29 октября 2018 года N 1608 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в газете "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в газете "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Б.Г.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 56,3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, указанное здание имеет наименование баня, назначение: нежилое здание.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N. Вид разрешенного использования земельного участка (индивидуальные жилые дома с приусадебными и приквартирными земельными участками) не позволял отнести данный объект недвижимости к объектам офисного, торгового назначения, объектам общественного питания или бытового обслуживания.
Как следует из письменных возражений, Министерство имущественных отношений Самарской области включило нежилое здание в Перечни как объект бытового обслуживания в связи с его наименованием - "баня".
Вместе с тем, одного наименования (баня) недостаточно для включения объекта недвижимости в Перечень.
Согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, для отнесения объекта недвижимости к объектам бытового обслуживания требуются доказательства оказания платных услуг физическим лицам и таких услуг, которые соответствуют кодам экономической деятельности.
Представитель административного истца утверждает, что баня используется исключительно для личных семейных нужд. Доказательств, подтверждающих факт платного использования нежилого здания для неопределенного круга лиц, административный ответчик не предоставил.
По результатам осмотра объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, проведенного 19 ноября 2019 года государственным бюджетным учреждением Самарской области "Центр размещения рекламы" фактически спорный объект недвижимости используется следующим образом: помещение б/н, площадью 7,3 кв. м - парная, помещение б/н, площадью 9,2 кв. м - душевая, помещение б/н, площадью 18,2 кв. м - комната отдыха, помещение б/н, площадью 2,5 кв. м - сан. узел, помещения б/н, площадью 7,4 кв. м и 7 кв. м - коридор, лестница.
По результатам осмотра нежилого здания, выполненного 1 января 2021 года государственным бюджетным учреждением Самарской области "Центр размещения рекламы", в здании расположена парная (7,3 кв. м.), помывочная (9,3 кв. м.), комнат отдыха (7,7 кв. м.), жилая комната 18 кв. м.), санузел (2,5 кв. м.), коридор (6,8 кв. м).
На прилегающую к объекту территорию беспрепятственный доступ отсутствует. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц не установлена.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что доказательств использования нежилого здания в качестве объекта бытового обслуживания не представлено, в связи с этим включение объекта недвижимости в Перечни не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2019, 2020 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
В удовлетворении требования административного истца о бессрочном исключении из Перечней нежилого здания с кадастровым номером N следует отказать, поскольку законодательством предусмотрено оспаривание конкретных нормативных правовых актов, что в данном требовании не содержится.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Б.Г.В. удовлетворить частично.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 15 апреля 2021 г. N 3а-665/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании