Ущерб, причиненный пожаром. Документальное оформление,
отражение списания в бухгалтерском учете
Общие положения
Основные требования к организации противопожарной охраны установлены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с последующими изменениями и дополнениями).
Отдельными положениями данного закона установлены и общие требования к организации учета пожаров и их последствий.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 69-ФЗ пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Хотя приведенное определение и представляется очевидным, из него, в частности, вытекает то, что ущерб, причиненный в результате контролируемого горения, не может расцениваться как ущерб, возникший в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Например, если при сжигании отходов на территории организации ущерб был нанесен иному имуществу, формально организация не имеет права списывать стоимость утраченных активов на счет учета прибылей и убытков и уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
В развитие Федерального закона N 63-ФЗ МВД РФ (по согласованию с Госкомстатом РФ, Минздравом РФ и Минфином РФ) разработана и утверждена приказом МВД РФ от 30 июня 1994 г. N 332 "Об утверждении документов по государственному учету пожаров и последствий от них в Российской Федерации" Инструкция о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации (далее - Инструкция). Так как приказ N 322 зарегистрирован в Минюсте РФ (приказ Минюста РФ от 19 июля 1994 г. N 638), Инструкция является нормативным документом, и ее положения обязательны для всех участников предпринимательской деятельности.
Для целей организации и ведения бухгалтерского учета могут оказаться полезными некоторые определения, приведенные в Инструкции. Так, в пункте 2.1.3 приводятся следующие определения:
уничтоженные материальные ценности - материальные ценности, которые полностью утратили свои качества и ценность, не могут быть использованы по назначению и путем ремонта не могут быть приведены в состояние, годное для дальнейшего использования;
поврежденные материальные ценности - материальные ценности, которые могут быть путем восстановления (ремонта) приведены в состояние, годное для использования.
Пункт 2.3 устанавливает и детализирует понятие материального ущерба в результате пожара:
материальный ущерб от пожара - стоимостное выражение уничтоженных и поврежденных материальных ценностей, затрат на тушение и ликвидацию последствий пожара, в том числе на восстановление объекта.
Материальный ущерб от пожара состоит из прямого и косвенного ущерба;
прямой ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении материальные ценности, уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер, принятых для спасения людей и материальных ценностей;
косвенный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении затраты на тушение и ликвидацию последствий пожара (включая социально-экономические и экологические), а также восстановление объекта.
Таким образом, в состав чрезвычайных расходов могут быть включены не только суммы потерь собственно от пожара, но и затраты на тушение пожара и ликвидацию его последствий. Разумеется, в том случае, когда эти затраты произведены организацией, чье имущество пострадало.
Оказание услуг государственной противопожарной охраны по-прежнему является бесплатным. Кроме того, часть услуг может быть оплачена ранее - в рамках осуществления мер противопожарной безопасности.
Что касается расходов на восстановление объекта, то здесь вряд ли можно однозначно указать на то, какими расходами будут являться указанные затраты. Для целей налогообложения все подобные расходы могут быть направлены на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в полном размере - в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
В бухгалтерском учете отнесение затрат непосредственно в дебет счета 99 "Прибыли и убытки", по нашему мнению, правомерно только в том случае, когда они могут быть осуществлены непосредственно - в течение одного отчетного периода.
Если затраты достаточно велики наиболее целесообразным представляется выполнение соответствующих работ на основании специально подготовленной и утвержденной проектно-сметной документации - порядком, установленным для документального оформления строительно-монтажных работ или иных работ при осуществлении капитальных вложений. Из этого следует, что в данном случае, исходя из общеметодологических принципов бухгалтерского учета, все осуществляемые затраты должны быть предварительно аккумулированы на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". По завершении работ по восстановлению поврежденного объекта собранные на счете 08 расходы списываются в дебет счета 99.
Документальное оформление ущерба от пожаров
В соответствии с пунктом 3.2.2 Инструкции учет пожаров и последствий от них организуют и ведут органы, осуществляющие в Российской Федерации государственный пожарный надзор. В некоторых случаях надзорные функции в области пожарной безопасности могут осуществлять федеральные органы исполнительной власти, а также отдельные юридические лица. В этом случае обязанности по учету пожаров и последствий от них возлагаются на указанные органы и организации.
В любом случае для документального подтверждения факта наступления чрезвычайных обстоятельств, количества уничтоженных или поврежденных объектов, а также данных об оценке ущерба от пожара, по нашему мнению, достаточно справки органа, выполняющего функции пожарного надзора на соответствующих объектах.
Следует иметь в виду, что пункт 3.3 Инструкции обязывает все организации и учреждения сообщать в органы управления и подразделения противопожарной службы о всех случаях пожаров и представлять необходимые материалы в ходе их расследования.
Форма справки не является унифицированной и может быть составлена по произвольной форме. Главное, чтобы в ней были указаны все сведения, необходимые для однозначной идентификации даты пожара, его причин, а также перечня пострадавших объектов. В том случае, когда точное количество утраченного имущества определено быть не может (например, в случае пожара на складе с большой номенклатурой материально-производственных запасов), информация о натуральных и стоимостных показателях ущерба определяется на основе инвентаризации, проведенной инвентаризационной комиссией организации, на территории которой произошел пожар.
В соответствии с пунктами 3.5.1-3.5.3 Инструкции учету подлежит прямой материальный ущерб от пожара независимо от источников его возмещения (за счет виновных физических или юридических лиц либо поступлений от страховых организаций). Учет прямого материального ущерба от пожаров федеральными органами исполнительной власти, другими юридическими лицами осуществляется на основании документов бухгалтерской отчетности учреждений и организаций, на которых произошел пожар; сведений страховых организаций; выписок из решений судебных органов; документов собственников личного имущества.
Организации и учреждения, на объектах которых произошел пожар, независимо от форм собственности, страховые организации, обязаны представлять в органы, подразделения, ответственным работникам соответствующих федеральных органов исполнительной власти, других юридических лиц, осуществляющих надзорные функции, документы, подтверждающие величину причиненного пожаром материального ущерба.
Порядок проведения мероприятий, связанных с определением нанесенного ущерба от пожаров и иных стихийных бедствий, а также порядок списания утраченных активов достаточно подробно на уровне нормативного документа прописаны только в отношении материально-производственных запасов - пункты 35, 125-127 и 129 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов утвержденных приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н. По нашему мнению, указанная схема может быть использована и в случае, когда утрачены другие виды имущества (объекты основных средств, объекты нематериальных активов и т.п.).
Методические указания рекомендуют осуществлять подготовку необходимой информации для принятия руководством организации решения о списании материалов постоянно действующей или рабочей инвентаризационной комиссией с участием материально ответственных лиц.
При этом комиссией осуществляются следующие функции:
непосредственный осмотр утраченных или испорченных материалов;
установление причин непригодности к использованию материалов (вследствие пожара.);
выявление лиц (или организаций), по вине которых материалы оказались непригодны к использованию или ограничены в использовании по прямому назначению.
Отметим, что в данном случае комиссия может выработать только предварительные выводы. Как правило, окончательное решение о причинах пожара принимается в порядке уголовного или иного расследования, проводимого соответствующими органами;
определение возможности использования испорченных материалов на другие цели или их продажи. Заметим, что, в отличие от других видов стихийных бедствий, пожар отличается особым характером воздействия на физико-химические свойства имущества. Даже в том случае, когда материалы или иные активы, подвергшиеся действию огня, полностью сохранили материально-вещественную форму, их эксплуатационные характеристики могут быть полностью утрачены. В этом случае указанное имущество должно быть переведено в разряд прочих материалов (например, в качестве металлолома), и возможность его дальнейшего использования или перепродажи должна определяться с учетом этого факта;
составление акта на списание материалов (акт составляется по каждому подразделению организации по материально ответственным лицам);
представление акта на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу;
проведение совместно с экономическими службами (специалистами) организации оценки рыночной стоимости материалов при понижении их физических свойств (других случаев оценки, например, моральный износ материалов, изменение рыночной цены) и определение стоимости отходов (утиля, лома и т.п.);
осуществление контроля за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию материалов.
В акте на списание материалов указывается:
наименование списываемых материалов и их отличительные признаки;
количество;
фактическая себестоимость;
установленный срок хранения;
дата (месяц, год) поступления материалов;
причина списания;
информация о взыскании материального ущерба с виновных лиц.
Акт утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным.
Списанные материалы, использование которых возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными характеристиками), или подлежащие сдаче в виде отходов (лом, ветошь и т.п.) приходуются на склад (кладовую) организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей.
Бухгалтерский учет ущерба от пожаров
Общая схема бухгалтерских проводок, оформляемых при определении ущерба в связи с пожаром, установлена Инструкцией по применению Плана счетов - потери, расходы и доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т.п.) учитываются на счете 99 в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.
При этом по дебету счета 99 отражается фактическая сумма ущерба, а по кредиту - суммы, поступившие в возмещение ущерба - страховые возмещения, поступления от виновных лиц и т.п.
Как уже отмечалось, правомерность отнесения соответствующих расходов на счет 99 должна быть обоснована необходимыми документами. Для потерь в результате пожара - это может быть справка подразделения противопожарной охраны; для потерь в результате наводнения, урагана и т.п. - справка местного подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям; для потерь в результате национализации - решение законодательного органа или выписка из постановления Правительства Российской Федерации.
Если подтверждающих документов нет, соответствующие расходы следует списывать за счет чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов). С дебета счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" отнесение потерь на счет 84 допускается только при наличии решения учредителей (собственников) имущества организации.
Особенности определения ущерба по различным видам активов определены пунктами 3.5.4.1-3.5.4.4 Инструкции:
прямой материальный ущерб в результате уничтожения или повреждения пожаром основных средств определяется по остаточной стоимости с учетом последней переоценки за вычетом стоимости остатков (материалов, оприходованных в результате демонтажа);
материальный ущерб в результате уничтожения пожаром объектов незавершенного капитального строительства рассчитывается исходя из объема выполненных работ;
материальный ущерб в результате уничтожения (повреждения) пожаром оборотных средств определяется путем исключения из стоимости материальных ценностей по ценам учета на момент пожара стоимости материальных ценностей, оставшихся после него;
стоимость продукции собственного производства, в том числе находящейся на стадии незавершенного производства, определяется исходя из ее первоначальной стоимости и затрат на ее обработку, произведенных до момента пожара. Готовая продукция, сырье, материалы и другие материальные ценности, находящиеся на складах (базах), оцениваются по оптовым, закупочным ценам с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, накладных расходов и норм естественной убыли на момент пожара, а в розничной торговле - по розничным ценам. При этом в соответствии с пунктом 35 Методических указаний по учету МПЗ материальные запасы, утраченные (уничтоженные) в результате пожаров и других чрезвычайных ситуаций, списываются с кредита счетов учета запасов в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" по фактической себестоимости этих запасов с последующим отражением на счете учета финансовых результатов как чрезвычайные расходы;
в случае уничтожения пожаром ценных бумаг, денежных знаков учитывается материальный ущерб, равный их номинальной стоимости, кроме ценных бумаг, находящихся в стадии изготовления (в этом случае материальный ущерб учитывается по себестоимости их изготовления).
Если в результате пожара утрачивается застрахованное имущество, схема проводок будет несколько иной. Для расчетов по имущественному страхованию в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов используется счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию". При этом в дебет счета 76 списываются потери по страховым случаям (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей и т.п.) с кредита счетов учета производственных запасов, основных средств и др.
Суммы страховых возмещений, полученных организацией от страховых организаций в соответствии с договорами страхования, отражаются по дебету счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" и кредиту счета 76. Не компенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев списываются с кредита счета 76 на счет 99.
Таким образом, можно рекомендовать следующую схему бухгалтерских проводок.
При утрате объектов основных средств:
при утрате незастрахованных объектов:
дебет счета 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" кредит счета 01 "Основные средства" (по субсчетам) - на сумму первоначальной или восстановительной стоимости утраченных объектов основных средств;
дебет счета 02 "Амортизация основных средств" кредит счета 01, субсчет "Выбытие основных средств" - на сумму начисленной амортизации по утраченным объектам;
дебет счета 99, субсчет "Чрезвычайные расходы" кредит счета 01, субсчет "Выбытие основных средств" - на сумму остаточной стоимости утраченного объекта.
В данном случае можно использовать счет 94 - предварительно списывать суммы остаточной стоимости на счет учета недостач. Но и приведенная схема, по нашему мнению, является полностью правомерной;
дебет счета 10 "Материалы" кредит счета 99, субсчет "Чрезвычайные доходы" - на сумму стоимости материалов и прочих отходов, которые могут быть использованы;
при утрате застрахованных объектов:
дебет счета 01, субсчет "Выбытие основных средств" кредит счета 01 (по субсчетам) - на сумму первоначальной или восстановительной стоимости утраченных объектов основных средств;
дебет счета 02 кредит счета 01, субсчет "Выбытие основных средств" - на сумму начисленной амортизации по утраченным объектам;
дебет счета 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию" кредит счета 01, субсчет "Выбытие основных средств" - на сумму остаточной стоимости утраченного объекта в части, покрываемой страховым возмещением;
дебет счета 10 "Материалы" кредит счета 99, субсчет "Чрезвычайные доходы" - на сумму стоимости материалов и прочих отходов, которые могут быть использованы;
дебет счета 99, субсчет "Чрезвычайные расходы" кредит счета 01, субсчет "Выбытие основных средств"" - на сумму убытка в части, не покрываемой страховыми выплатами;
дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" кредит счета 99, субсчет "Чрезвычайные доходы" - на сумму убытка, возмещаемую виновными лицами (если пожар произошел по вине материально ответственных или должностных лиц).
При утрате объектов основных средств чаще всего ответственность является ограниченной и не может покрыть всего размера ущерба;
дебет счета 76, субсчет "Расчеты по претензиям" кредит счета 99 - на сумму ущерба, в части, подлежащей возмещению сторонними организациями (если пожар произошел по их вине).
При утрате объектов нематериальных активов схема проводок будет аналогичной.
При утрате материально-производственных запасов:
дебет счета 94 кредит счета 10 (или 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") - на сумму утраченных материалов. В данном случае использование счета 94 является обязательным, так как это прямо установлено нормативными документом - Методическими указаниями по учету МПЗ;
дебет счета 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" кредит счета 94 - на сумму ущерба, подлежащую взысканию с виновных работников;
дебет счета 76, субсчет "Расчеты по претензиям" кредит счета 94 - на сумму ущерба, в части, подлежащей возмещению сторонними организациями. Последние две проводки оформляются в случае, если в возникновении пожара виноваты физические или юридические лица;
дебет счета 99 кредит счета 94 - на сумму ущерба в части, не покрываемой поступлениями от физических лиц или организаций;
дебет счета 10 (как правило, субсчет "Прочие материалы") кредит счета 99 - на сумму стоимости материалов по цене их возможного использования - в случае, если материалы не уничтожены, а только испорчены.
Если в соответствии с учетной политикой организация использует счет 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей", соответствующие отклонения (в части, относящейся к утраченным материалам, также должны быть списаны на счет учета прибылей и убытков - в зависимости от того, на какой стороне счета учитываются эти отклонения).
Одновременно должны быть восстановлены ранее предъявленные к вычету суммы НДС по стоимости утраченных материалов. Восстановленные суммы налога увеличивают размер ущерба от пожара и, следовательно, также должны быть списаны в дебет счета 99:
дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС" кредит счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам"" (сторно) - на сумму ранее произведенного налогового вычета;
дебет счета 99 кредит счета 19 - на сумму налога, списанную на увеличение размера ущерба от пожара.
В случае, если утраченные материалы были застрахованы, схема проводок будет аналогична приведенной выше - сумма ущерба списывается в дебет счета 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию", сумма страховых возмещений - в кредит этого же субсчета. На счет 99 относится разница между дебетовым и кредитовым оборотом.
При утрате готовой продукции схема бухгалтерских проводок может быть следующей:
дебет счета 94 кредит счета 43 "Готовая продукция" - на сумму стоимости готовой продукции, уничтоженной во время пожара на складе. Использование счета 94 также обязательно, так как готовая продукция относится к категории материально-производственных запасов;
дебет счета 99 кредит счета 94 - на сумму фактической себестоимости уничтоженной продукции.
Проводки, связанные с возмещением ущерба, в том числе и страховыми организациями, оформляются порядком, аналогичным описанному выше.
Вопрос о восстановлении сумм НДС по стоимости материально-производственных запасов, работ и услуг сторонних организаций, которые были включены в фактическую себестоимость готовой продукции, по нашему мнению, также должен решаться положительно. При этом мы исходим из того, что эти суммы не могут быть возмещены при продаже готовой продукции и, следовательно, должны считаться налогом по суммам стоимости ресурсов, использованных на цели, не относящиеся к основной деятельности.
При утрате объектов незавершенного производства, как правило, следует отдельно списывать собственно затраты незавершенного производства, аккумулированные на счете 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" или 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", но и суммы стоимости материально-производственных запасов, переданных в производственные цеха (на рабочие места), но до момента пожара документально не списанные на себестоимость продукции, работ или услуг. Схемы проводок будут аналогичны описанным выше.
При списании объектов незавершенного строительства следует иметь в виду, что, как правило, договором строительного подряда предусматривается ответственность подрядной строительной организации за сохранность подобных активов. Следовательно, сумма ущерба списывается в бухгалтерском учете подрядчика порядком, установленным для списания объектов незавершенного производства (счет 20 "Основное производство").
Что же касается списания капитальных вложений в бухгалтерском учете заказчика строительства, то этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения, так как связан со многими проблемами, обусловленными спецификой деятельности подобных хозяйствующих субъектов. В общем случае необходимость списания затрат определяется договором строительного подряда, в частности, тем, застраховано ли утраченное имущество. В том случае, если страховка проводилась, по нашему мнению, подрядчик (как ответственный за сохранность объекта) должен восстановить объект за счет сумм полученных возмещений. Если же подрядчик не имеет возможности восстановления объекта, вопрос о списании сумм, аккумулируемых в бухгалтерском учете заказчика на счете 08, решается с инвестором строительства. В любом случае списание сумм ущерба в дебет счета 99 представляется неправомерным, так как ущерб не связан с непосредственным осуществлением заказчиком своих функций (тех, за выполнение которых он получает вознаграждение, из которого, в свою очередь, формируется финансовый результат).
При утрате денежных средств дополнительные мероприятия по оценке ущерба проводить не нужно - с кредита счета 50 "Касса" в дебет счета 99 списывается номинальная стоимость утраченных денежных знаков. Денежные документы списываются по их балансовой стоимости. Бланки строгой отчетности списываются по фактической себестоимости приобретения или изготовления. Одновременно должны быть сделаны соответствующие записи в забалансовом учете. Прочие проводки оформляются порядком, изложенным выше.
При утрате ценных бумаг их балансовая (но не рыночная) стоимость списывается с кредита счета 58 "Финансовые вложения" в дебет счета 99. Одновременно должен быть списан резерв под обесценение финансовых вложений (счет 59) - полностью или частично, в зависимости от того, какая часть ценных бумаг утрачена. Обращаем внимание на то, что суммы резерва могут быть списаны только в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы" и присоединены к балансовой и налогооблагаемой прибыли. Это прямо вытекает из требований Инструкции по применению Плана счетов и норм налогового законодательства.
В заключение приведем два примера отражения в бухгалтерском учете операций по списанию ущерба от пожара. Для примера нами взяты объекты основных средств, так как схема проводок при их списании более сложная.
Пример 1. В результате пожара утрачены эксплуатационные свойства участка газопровода. Первоначальная стоимость газопровода (в части, поврежденной в результате пожара) составляла 50 тыс. руб.; с начала эксплуатации начислена амортизация в сумме 35 тыс. руб. Расходы по демонтажу газоопровода составили 10 тыс. руб. (в том числе - 6 тыс. руб. - расходы по оплате труда работников, занятых демонтажем, 2 тыс. руб. - единый социальный налог, 2 тыс. руб. - материалы - ГСМ для техники, электроэнергия, вспомогательные материалы). После демонтажа оприходованы материалы на общую сумму 3 тыс. руб.
В бухгалтерском учете должны быть оформлены следующие проводки:
дебет счета 01, субсчет "Выбытие основных средств" кредит счета 01 - 50 тыс. руб. - на сумму первоначальной стоимости выбывших объектов основных средств;
дебет счета 02 кредит счета 01, субсчет "Выбытие основных средств" - 35 тыс. руб. - на сумму начисленной амортизации выбывших объектов;
дебет счета 99 кредит счета 01 - 15 тыс. руб. - на сумму остаточной стоимости выбывших объектов;
дебет счета 99 кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - 6 тыс. руб. - на сумму заработной платы, начисленной работникам, занятым на демонтаже объекта;
дебет счета 99 кредит счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - 2 тыс. руб. - на сумму единого социального налога, начисленного на заработную плату (условно ставка налога принята на уровне 30 процентов);
дебет счета 99 кредит счета 10 - 2 тыс. руб. - на сумму стоимости материалов, использованных при демонтаже;
дебет счета 10 кредит счета 99 - 3 тыс. руб. - на сумму стоимости оприходованного металлолома.
Кроме того, налоговое законодательство требует в этом случае восстановить в учете ранее предъявленные к вычету суммы налога на добавленную стоимость (расходы не связаны с производственной или торговой деятельностью). То есть должны быть сделаны следующие проводки:
дебет счета 68, субсчет "НДС" кредит счета 19 - 400 руб. (сторно) - на сумму налога по стоимости использованных материально-производственных запасов;
дебет счета 99 кредит счета 19 - 400 руб. - на ту же сумму.
Таким образом, общая сумма убытка для условий примера составит 22400 руб. (15000 + 10000 - 3000 + 400).
Пример 2. Сохраним условия предыдущего примера, но уточним, что утраченное имущество застраховано на сумму 10 тыс. руб. (в соответствии с законодательством, регулирующим имущественное страхование, сумма страхового возмещения не может быть больше, чем сумма фактических потерь).
Тогда в бухгалтерском учете должны быть оформлены следующие проводки:
дебет счета 01, субсчет "Выбытие основных средств" кредит счета 01 - 50 тыс. руб. - на сумму первоначальной стоимости выбывших объектов основных средств;
дебет счета 02 кредит счета 01, субсчет "Выбытие основных средств" - 35 тыс. руб. - на сумму начисленной амортизации выбывших объектов;
дебет счета 76 кредит счета 01 - 15 тыс. руб. - на сумму остаточной стоимости выбывших объектов;
дебет счета 51 кредит счета 76 - 10 тыс. руб. - на сумму полученного страхового возмещения.
По нашему мнению, здесь можно не дожидаться фактического поступления денежных средств (особенно, если страховой случай произошел в конце отчетного года и счет 99 требуется закрыть). Возможно оформление внутренней проводки по счету 76. При этом в дебет счета 76 относятся суммы, подлежащие поступлению от страховых организаций, а в кредит - суммы страхового возмещения. Данная схема позволяет списать результат расчетов по страховому случаю, а дебетовое сальдо по счету 76 будет означать задолженность страховой организации, как любого другого участника хозяйственных отношений;
дебет счета 99 кредит счета 76 - 5 тыс. руб. - на сумму убытка от утраты объекта за минусом страхового возмещения;
дебет счета 99 кредит счета 70 - 6 тыс. руб. - на сумму заработной платы, начисленной работникам, занятым на демонтаже объекта;
дебет счета 99 кредит счета 69 - 2 тыс. руб. - на сумму единого социального налога, начисленного на заработную плату (условно ставка налога принята на уровне 30 процентов);
дебет счета 99 кредит счета 10 - 2 тыс. руб. - на сумму стоимости материалов, использованных при демонтаже;
дебет счета 10 кредит счета 99 - 3 тыс. руб. - на сумму стоимости оприходованного металлолома;
дебет счета 68, субсчет "НДС" кредит счета 19 - 400 руб. (сторно) - на сумму налога по стоимости использованных материально-производственных запасов;
дебет счета 99 кредит счета 19 - 400 руб. - на ту же сумму.
Таким образом, общая сумма убытка для условий примера составит 12400 руб. (15000 - 5000 руб. + 10000 - 3000 + 400).
В.Р. Воинов
"Консультант бухгалтера", N 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru